Е.Кузьмина: Таджикистан может выиграть от решения ряда экономических проблем в гидроэнергетике

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Но есть и внутренние причины. Поскольку Таджикистан понимает, что с одной стороны это улучшение ситуации как минимум с трудовыми мигрантами. Поскольку законодательство Евразийского союза предполагает постепенное приравнивание трудовых мигрантов из стран-членов к национальным агентам принимающих государств. То есть это абсолютно одинаковое. Не нужно оформлять массу документов, которые сейчас им нужны для пребывания и для приема на работу.
Е.Кузьмина: Таджикистан  может   выиграть от решения  ряда  экономических  проблем в гидроэнергетике
  В Оренбурге завершилось второе заседание Клубамолодых евразийских профессионалов. Поитогам работы Форума редакция сайта публикует интервью одного из спикеров -известного российского экономиста Елены Кузьминой. __________________________________________________________________1.Как вы оцениваете нынешнее состояние евразийской интеграции?  Если мы будем говоритьо торговле, торговый эффект на сегодняшний день исчерпан. Мы будем торговать, иу нас будет примерно одинаковый торговый оборот. И для того чтобы он былувеличен, то тогда нужны какие-то новые производства, которые будут способствоватьторговле.  Если мы говорим одругих отраслях, или о других сферах в которых мы сотрудничаем. Здесь еще этиэффекты не исчерпаны, но с моей точки зрения используется пока не в полную силув связи с разными причинами. Внутренними, внешними. Например, одна из основныхзадач нашего союза - это модернизация промышленности и формированиескоординированной промышленной политики. На сегодняшний деньделается достаточно много в этой сфере, и здесь есть определенные результаты.Мы определились с основными направлениями совместной деятельности, мы создалишесть совместных технологических платформ, и начали работать в рамках этихплатформ. Но при этом, эти процессы идут не столь быстро, как этого хотелось бы. Здесь есть замедление всвязи с геополитической ситуацией вокруг Евразийского союза и, в первуюочередь, вокруг Российской Федерации в связи с нынешней политической ситуацией.Здесь есть и внутренние проблемы у каждой из стран, которые не позволяют этоускорить. Мы достаточно интенсивно идем к созданию общегоэлектроэнергетического рынка, но при этом, допустим рынок нефти и газа, ужеофициально предполагается, что он будет создан к 2025 году, хотя изначальнопредполагалось, что это будет несколько раньше.  С моей точки зрения,идет обычная, в какой-то мере рутинная, достаточно сложная работа. Хотя, каквсегда, хотелось бы больше. Если мы будем говорить о присоединении двух новыхгосударств, здесь ситуация сложнее с промышленным развитием.  Я считаю, это плюс, чтоЕвразийский союз расширяется. Потому что с точки зрения экономики: чем ширерынок - тем больше возможностей для стран. Для кого-то больше, для кого-то меньше, но это все равно плюс для всехстран. Другое дело, опять-таки, масса нюансов, через которые каждая из этихстран будет проходить. И страны основательницы, и недавно  вновь принятые страны. Особенно учитывая то,что экономики вновь принятых стран меньше, слабее,  чем у стран основательниц. Здесь просто нужноработать над укреплением  национальныхэкономик и использовать  для этого  участие в экономическом  союзе. Любое  интеграционное объединение - это сложныйорганизм. Пять независимых государств, пять экономик, которые имеют разнуюсистему экономической политики, систему экономического регулирования,законодательства и т.д. Конечно, все это скорректировать в одну секунду -невозможно. Даже в один год это невозможно будет сделать.   2.В этой же связи - как можно оценить перспективы развития евразийскогоинтеграционного проекта, в частности появления новых членов ЕАЭС? Давайте начнем с того,что сначала нужно адаптировать экономики тех стран, которые уже приняты. Дляних  есть много плюсов от вступления.Есть и определенные минусы, как в любом союзе. Какие-то отрасли экономики будутразвиваться быстрее в этих странах. Какие-то будут сокращены в связи с тем, чтоони работают лучше в других странах.  Но это абсолютнонормальная ситуация для любого экономического союза, будь то ЕС или  Меркосур в Латинской Америке, или же нашсоюз. Поэтому на сегодняшний день, конечно, наша главная задача это адаптацияэкономик принятых членов. Хотя документ о вхождении Киргизии в ЕАЭС еще не ратифицирована всемистранами-членами.  Я думаю, что этоформальность, и речь идет о том, что это просто вопрос времени. На сегодняшнийдень у нас пока единственный кандидат, который в реальности может стать именночленом Евразийского союза, это Таджикистан. Но здесь еще переговоры только наначальной стадии. Насколько я понимаю, пока нет программы вступления.Евразийский проект вызывает очень бурную реакцию на Западе. Когда Союз начнетработать в полную силу, это будет новый центр экономической силы. Естественнотогда придется подвинуться некоторым соседям. И в первую очередь западнымсоседям. Соответственно здесь идет еще внешнее сопротивление тому, чтобы этотсоюз расширялся.  Но есть и внутренниепричины. Поскольку Таджикистан понимает, что с одной стороны это улучшениеситуации как минимум с трудовыми мигрантами. Поскольку законодательствоЕвразийского союза предполагает постепенное приравнивание  трудовых мигрантов из стран-членов кнациональным агентам принимающих государств. То есть это абсолютно одинаковое. Не нужно оформлять массудокументов, которые сейчас им нужны для пребывания и для приема на работу.  Кроме того,Таджикистан  может   выиграть от решения  ряда экономических  проблем вгидроэнергетике, и частично в транспортной  инфраструктуре.Таджикистан  испытывает достаточносильную транспортную блокаду со стороны Узбекистана. И здесь очень многие потомбудут решены вопросы пограничные с Киргизией, потому что есть еще нерешенныевопросы. Здесь очень много таких моментов, которые достаточно важны.  Другое дело, что конечно экономику этой странынужно готовить. Она еще более имеет достаточно слабые позиции. И для того,чтобы эффективно работать, нужно укреплять эту экономику. Поэтому еще покаТаджикистан раздумывает.  Есть другой форматрасширения сотрудничества. Это не вступление в союз, а создание зон свободнойторговли с ЕАЭС. Это очень эффективно для расширения  торговли с третьими  странами. Пока у насподобное подписанное соглашение с Вьетнамом. Но СРВ начала  переговоры о соглашении по ЗСТ  сразу, кактолько начал  работу  Таможенный союз.  Учитывая то, что Вьетнам -член АСЕАН, а по документам  АссоциацииХаной без согласия совета АСЕАН не может заключить такой договор, то здесь ужеречь идет о взаимодействии двух региональных интеграционных структур.  Совместныеисследовательские группы (ЕЭК + страна-претендент)  работают по изучению целесообразностизаключения Соглашения о ЗСТ с Израилем, с Индией, Египтом, Монголией.  Чиновники Евразийской комиссии говорят о 30странах, которые проявляют интерес, но надо говорить по результатам. То есть потому, у кого уже есть рабочая программа. Так что я думаю, что вот эти дваформата - присоединение и зона свободный торговли - будут развиваться. Но ядумаю, что на оба  этих  процесса влияют и будут  как внешние обстоятельства, так и внутренние.Как в позитивную сторону, так и в негативную сторону. Это жизнь.    3. Если более конкретно, то, какими Вамвидятся перспективы Таджикистана в контексте евразийской интеграции?    С Таджикистаном переговоры о вступлении покана уровне предложений, а не  о «дорожнойкарте» вступления или о  зоне свободной торговли.Таджикистан входит в зону свободной торговли СНГ, правда эта зона насегодняшний день несколько размыта в связи с изменением ситуации внутри СНГ. Тоесть сегодня есть такой определенный формат зоны свободной торговли. Он есть,но он не настолько широк, как в Евразийском союзе.  Потому что Евразийскийсоюз предполагает не просто зону свободной торговли. Он предполагает таможенныйсоюз, в котором есть возможность передвижения товаров. Но единое экономическоепространство это не только свободное  движениетоваров, но и услуг,  рабочей силы ифинансов.  И для Таджикистана, конечно,предложение о полноценном, полномасштабном вступлении в Евразийский союз,  решает большинство  вопросов  связанных с проблемами  трудовой миграции.   Есть еще  один  нюанс в свете  возможного  вступления - это китайский фактор, а точнеекитайский проект Экономический пояс Великого шелкового  пути. Он  важен не только для Таджикистана, но и длятой же Киргизии, которая уже вступила в Союз, поскольку они наиболее тесно  сотрудничают с КНР.  Но насколько я понимаю,на сегодняшний день наши страны, я имею в виду Китай и Россия послеконсультаций  с Казахстаном и сБеларусью, заявили  8 мая в Москве,  договорились о том, что будет координация илисопряжение этих двух проектов. Пока была только декларация о предстоящем  сопряжении, пока нет документов, в чем будетспряжение. Понятно, что сопряжение в первую очередь будет в транспортныхпроектах. Но дело в том, что и для Киргизии и для Таджикистана Китай этокрупнейший инвестор, это крупнейший, или один из крупнейших торговых партнеров,и поэтому здесь должна будет учитываться еще и эта ситуация.  Но опять-таки,благодаря вступлению Киргизии, а возможно и Таджикистана можно будет  решить вопрос с контрафактными товарами, которые идут из Китая. Все это будетвыведено из тени и введено в реальный сектор экономики. И законодательно этовсе будет разрешено. Это выгодно и Китаю, и странам Евразийского союза, и новымстранам и претендентам. Пока Таджикистан не принял для себя решения по этомуважному вопросу.    4.Насколько повлияет движение Бишкека и Душанбе в сторону ЕАЭС на состояниесоциальной сферы этих стран?  Конечно, повлияет. Вот смотрите, трудовыемигранты, как самая большая на сегодняшний день, самая важная составляющая икиргизской, и таджикской экономики, которые приносят около, у кого-то половину,у кого-то больше половины дохода в казну. И естественно это оченьважный момент - их социальные права  вКазахстане, или в России, или в Беларуси будут более защищены. Законодательнозащищены, социально защищены. Им должны будут платить все-таки не серуюзарплату, а белую. Это тоже очень важный момент, поскольку это налоги, а значити возможность  получения  базового социального пакета. Кроме того,сейчас в рамках Евразийского союза прорабатывается вопрос по пенсионнойсистеме, по общей пенсионной системе.  То есть получается, чтобудет учитываться и трудовой стаж периода работы в странах-членах.  Дальше это не только трудовой стаж, но ипоследующее начисление пенсий и т.д. Этот вопрос сейчас еще в стадиипроработки, но ведь этот вопрос в любом случае будет решаться. И это оченьважный момент. Кроме того, постепенно будут увеличиваться инвестиции из стран-основательниц, будут появляться, можетбыть, совместные предприятия по производственной сфере. Это создание рабочихмест. Это возвращение части  мигрантовдля работы у себя в  стране. То есть небудут  уезжать на заработки. Это тожеочень важно.  Поэтому что это решаетпроблему разделенных семей, потому что кто едет в основном работать? В первуюочередь мужчины. И причем молодые. Они не только работоспособного возраста, онии детородного возраста, что очень важно для стран. Это важнейший фактор в любойэкономике. Это состояние демографической ситуации, состояние семьи.  Об этом редко говорят в экономическихдефинициях, но при этом это все равно является экономической или, точнее,социально-экономической составляющей. Поэтому я считаю, что именно для этихстран, это как раз таки позитивная сторона в первую очередь.
Теги: заседание

Поделиться: