В Кыргызстане началась серьезная работа по созданию новой концепции молодежной политики

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
7-10 августа этого года на берегу озера Иссык-Куль прошел семинар, посвященный созданию концепции молодежной политики Кыргызстана. Как рассказывают участники семинара, в неформальных беседах на семинаре явно звучало стремление властей обозначить развитие Кыргызстана до 2020 года. Упоминалась и некая программа «двадцать-двадцать».Такое стремление действующей власти всерьез заняться долгосрочным строительством молодежной политики не может не вызывать уважение хотя бы по той причине, что киргизские чиновники обычно никогда не планируют своих действий на тот период, когда они уже не будут у «руля».
В Кыргызстане началась серьезная работа по созданию новой концепции молодежной политики

7-10 августа этого года на берегу озера Иссык-Куль прошел семинар, посвященный созданию концепции молодежной политики Кыргызстана. Как рассказывают участники семинара, в неформальных беседах на семинаре явно звучало стремление властей обозначить развитие Кыргызстана до 2020 года. Упоминалась и некая программа «двадцать-двадцать».

Такое стремление действующей власти всерьез заняться долгосрочным строительством молодежной политики не может не вызывать уважение хотя бы по той причине, что киргизские чиновники обычно никогда не планируют своих действий на тот период, когда они уже не будут у «руля».

Заслуживает внимания и состав самой группы разработчиков новой концепции молодежной политики республики. В нее входят как руководитель отдела администрации президента страны Азамат Дикамбаев, так и некогда один из неформальных молодежных лидеров - Алишер Мамасалиев. К группе разработчиков примкнули перспективные госслужащие - молодой замминистра образования Алмаз Кадыркулов, заведующий отделом аппарата правительства Учкун Ташбаев и экс-замминистра юстиции Эмиль Орозбаев. В группу были включены также журналисты, социологи, сотрудники международных миссий и НПО.

Итак, работа над проектом концепции молодежной политики Кыргызстана началась. Участники семинара утверждают, что готовы создать оптимальный документ, учитывающий интересы каждого слоя молодежи. А потом, самое главное, по их мнению, добиться того, чтобы данная концепция работала на самом деле, а не оставалась «декларацией о намерениях». Члены рабочей группы по созданию концепции молодежной политики не намерены оставаться лишь авторами документа, а собираются участвовать в практической реализации молодежной новой политики.

Рассказать об этом подробнее мы попросили одного из участников семинара - Алишера Мамасалиева.

Алишер МамасалиевАлишер Мамасалиев - депутат Жогорку Кенеша (парламента Киргизии), один из членов группы по созданию концепции молодежной политики. До своей депутатской деятельности Алишер Мамасалиев был известен как лидер движения «Кел-Кел, «практик» технологий мобилизации молодежи, сыгравший важную роль в участии молодых людей в мартовских событиях 2005 года. Фото © Gazeta.Kg

Фергана.Ру: - Что сегодня представляет собой молодежная политика Кыргызстана?

А.Мамасалиев: - Говорить о полноценной, молодежной политике в Кыргызстане сегодня еще рановато, равно как и утверждать о полном отсутствии таковой. В стране параллельно существуют две политики: одной, реальной, живут неформалы, а это - более 70 молодежных движений и организаций, занятых конкретными проектами в молодежной среде. Другую, большей частью, декларативную, выстраивают под себя наши госчиновники, которые проводят мероприятия и форумы лишь для отчетности перед руководством.

В последнее время пошла новая волна разговоров о молодежной политике. Инициирована она, безусловно, властью, которая смертельно испугалась толпы молодых людей после мартовских событий 2005 года. В «Белом доме» увидели, что молодежь, до сего времени считавшаяся политически аморфной, оказывается в авангарде борьбы сразу, как только ей представляется возможность поучаствовать в чем-то реальном, а не в декоративных политических институтах, в которые уже никто не верит.

Помимо разговоров, предпринимаются и конкретные попытки «приручить» молодежь. Это выразилось, в частности, в принятии нашумевших программах воспитания молодежи «Жаштык», «Кыргызстан Жаштары». В том же русле находится и инициатива Департамента по молодежной политики по разработке так называемой Стратегии молодежной политики или создания всякого рода альянсов и молодежных палат по реформированию молодежной политики Кыргызстана. Я уже не говорю о Комитете по делам молодежи при правительстве, создание которого было инициировано в свое время господином Куловым. В бытность премьер-министром он намеревался использовать данный комитет в своих политических целях.

Так что, отвечая на ваш вопрос, я скажу, что молодежная политика как механизм административного управления студенческой молодежью существует. Однако, что касается государственного влияния и координирования жизнедеятельности молодых граждан страны, то это у нас до сих пор отсутствует.

Фергана.Ру: - Может быть, в существующих экономических реалиях этого пока достаточно?

А.Мамасалиев: - Многие заблуждаются, связывая неэффективную молодежную политику с отсутствием хорошего, бюджетного финансирования. Если молодые чиновники просто просят увеличения финансирования, таких надо сразу гнать с работы. Когда я был одним из координаторов в «КелКел» 2005 г., мы, не имея больших ресурсов, применяя современные технологии и инструменты, довольно продуктивно реализовывали на всей территории Кыргызстана самостоятеьлно разработанную молодежную политику. Таких примеров достаточно. К примеру, пятнадцатипроцентную «молодежную» квоту в «Кодекс о выборах в Кыргызстане» мы пролоббировали через проект «Молодежь и реформа Кодекса о выборах», а ведь нас было всего 17 человек. Если в системе работают бездарные менеджеры, финансами проблему не решить.

Конечно, в стране есть проблемы более существенные, но если мы не восполним этот пробел сегодня, завтра уже будет поздно! Сегодня в молодежной среде Кыргызстана место государственной молодежной политики заняли три основных группы. Это Ислам - как традиционный так и радикальный, организационные преступные группировки (ОПГ) и неформальные молодежные организации, в том числе, НПО. В перечисленных трех группах, существуют реальные цели, ресурсы и идеология, позволяющая мобилизовать вокруг себя массы молодых, энергичных граждан. Вследствие такой политики в стране возникнут проблемы. В течение трех-пяти лет в Кыргызстан вернутся молодые выпускники исламских университетов из Египта и Саудовской Аравии. Какие лозунги и идеи они будут проводить среди своих сверстников внутри страны? Когда наша молодежь, выросшая на чужой идеологии, выйдет на площадь и потребует свои права, митинги нашей оппозиции покажутся нам просто «цветочками».

Фергана.Ру: - Что, по-вашему, необходимо предпринять, чтобы изменить данную ситуацию?

А.Мамасалиев: - Вообще-то, намереваясь совершать какие-то действия, неплохо было бы сначала хоть как-то осмыслить то, что мы собираемся делать. Что волнует тех, ради кого эти действия должны совершаться? Что нужно молодому человеку? Чего он хочет? Убежден: он хочет жить в таком обществе, где у него будут возможности для собственной самореализации. И ему не важно, как называется это общество - «демократическим», «авторитарным» или «исламским».

Если говорить о социальных проблемах, без которых невозможна никакая самореализация, то главные проблемы у молодых людей в том, что им негде жить и негде работать, ввиду чего молодые семьи не могут позволить себе иметь столько детей, сколько хотелось бы. Вот на решении этих трех проблем и должна быть сосредоточена любая государственная политика в отношении молодежи. Заметьте, что решение этих проблем - это решение проблем экономики в целом, а не каких-то ее отдельных "молодежных" составляющих. По всем трем направлениям наиболее очевидные шаги, которые приходят в голову, либо имеют общенациональный характер (например, страхование банками ипотечных кредитов для молодых семей, кредитов на открытие собственного дела или адекватные денежные пособия при рождении детей), либо могут быть осуществлены существующими государственными и общественными институтами. Такой подход разительно контрастирует с традиционно предлагаемым нашими чиновниками выстраиванием очередной властной вертикали в виде многочисленных комитетов по делам молодежи, которые и будут проедать те скудные ресурсы, что государство готово выделить на реализацию молодежных программ. При этом все мы знаем, как выделяются деньги на наши молодежные, целевые программы: сегодня они есть - завтра их нет. К тому же количество выделенных средств всегда заведомо меньше, чем их необходимо для реализации того или иного проекта. В результате деньги просто проедаются, а люди, их проедающие, даже не испытывают угрызений совести, понимая, что на эти деньги реализовать реальный проект все равно было невозможно.

Фергана.Ру: - Есть ли вообще перспектива выстраивания конкретного диалога молодежи и государства.

А.Мамасалиев: - Это не должно быть «перспективой», это - сегодняшняя работа государственного секретаря и каждого государственного ведомства по отдельности. Деятельность Департамента по молодежной политики - когда отдельное подведомство курирует политику половины населения страны от 16 до 35 лет - я считаю полностью изжившей себя и малоэффективной. Работа предстоит большая и, в первую очередь, экспертная. Существуют субъекты, которые уже работают на этом «поле», я уже о них упоминал, и государству необходимо своевременно реагировать на существующие тенденции.

К своему удивлению должен отметить, что такая работа, оказывается, уже проводится: руководитель отдела администрации президента Азамат Дикамбаев собрал вокруг себя группу единомышленников из молодых, перспективных экспертов. Как показал прошедший на Иссык-Куле семинар, уже существует целая рабочая группа, которая трудится над разработкой новой молодежной концепции. Думаю, в ближайшее время, до начала 2009 года, их проект новой концепции государственной, молодежной политики будет представлен на суд общественности.

http://www.ferghana.ru/article.php?id=5833&PHPSESSID=46f3cf1e648c38f47a655ba549ce249a

Поделиться: