Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан-2015: улыбаемся и машем

23.06.2015

Автор:

Теги:

К особенностям казахстанской политическойжизни среди прочих можно отнести три момента . Во-первых, определенная досрочностьпри назначении электоральных кампаний и выполнении стратегических программ; во-вторых,идеализация и политизация декларативности; а в-третьих, перманентное ожидание техили иных перемен, которые с не меньшей регулярностью не происходят.

2015 год, по крайней мере, перваяего половина особым исключением не стал, хотя определенные поводы изначально намечались.Насыщенность круглыми датами (20 лет Ассамблеи народа Казахстана, 70-летие Победы,25-летие института президентства, 75-летие Первого Президента, 550-летие Казахскогоханства, 20-летие Конституции) требовала подведения некоторых итогов и назначенияобновленных стратегических приоритетов.

Часть приоритетов уже были как быобозначена - начало работы Евразийского экономического союза, вторая пятилетка индустриально-инновационногоразвития и старт новой экономической политики "Нурлы жол". Здесь сразувозник ряд моментов, которые слегка поколебали историческое значение данных событий.Санкционная война между Россией и Западом ухудшила и без того не самую хорошую конъюнктуру,а девальвация рубля усложнила товарные позиции казахстанской продукции. Соответственно,национальная экономика моментально приготовилась к возможной девальвации тенге,а основные игроки сходу стали лоббировать радикальное снижение курса тенге всемивозможными способами.

Возникла дилемма - или помогатькорпоративному сектору, или удерживать низкий уровень инфляции (с учетом высокойдоли импорта продуктов питания, легкой промышленности и машиностроения девальвациярезко увеличила инфляцию). Государство выбрало второй вариант, причем было подвергнутоза это критике от всех тех, кто критиковал его за девальвацию-2014.

Одновременно выросло и внешнее давление:приверженность Астаны курсу евразийской интеграции в нынешних условиях стало восприниматьсяна Западе совсем уже негативно. Это проявилось даже в том, что переговоры по украинскомуурегулированию перехватил Минск. А с учетом уже реализованных по всему миру сценариев,да и уже упомянутой конъюнктуры, резко выросли потенциальные политические риски,как обычно упирающиеся в отсутствие как устойчивого протестного электората, таки людей, мало-мальски способных что-то противопоставить Ак Орде.

В начале года после определенныхколебаний руководство страны пошло на досрочные президентские выборы с тем, чтобыподтвердить легитимность и лидера, и политической системы, и проводимого курса.Выборы были организованы весьма четко, конкретно и оперативно, тем более, что реальныхсоперников у Нурсултана Назарбаева особо никогда и не было.

С учетом множества назревших проблемпосле выборов ожидались большие кадровые и структурные преобразования, тем более,что в предвыборной платформе содержались определенные намеки, прежде всего, связанныес тем, что КПД госслужбы начал принимать почти совсем уже отрицательные величины,а уровень госслужащих, привлеченных за коррупционные правонарушения, достиг историческогомаксимума. Однако после выборов повестка дня была изменена. Уровень предвыборнойпрограммы, изначально сочетавший в себе антикризисные меры и действия по повышениюкачества и контроля над государственным управлением, идеологически был повышен до"начала второго этапа государственности". Программа "Пять институциональныхреформ" превратилась в "100 конкретных шагов", которые - будучи весьмаразноплановыми и разноуровневыми - сохранили скорее букву, нежели дух изначальнойпрограммы.

Отчасти ситуацию можно объяснитьдвумя факторами. Прежде всего, внешнее давление не пропало, а приняло новые формы,особенно путем внедрения во внутриполитическое пространство, прежде всего, в массовоесознания. Тем более, что, возможно, у "стратегов Большой игры" наконец появилось осознание бессмысленностиизменения политики при нынешнем руководстве страны. Кроме того, намечавшиеся перестановкив том варианте, о котором шла речь непосредственно перед выборами, могли привестик определенному изменению веса (и перспектив) основных игроков, что не слишком устраивалопотенциальных аутсайдеров.

Власть избрала вполне адекватныйответ: перевела все возможные дискуссии в другую плоскость, с тем, чтобы выбитьпочву из-под потенциальных линий раскола и одновременно усиленным реформированием,в том числе и конституционно-политическим, занять всех работой, дабы отвлечь элитуот информационных и иных войн. Ожидаемое укрепление вертикали было отложено в силутого, что базовые ее столпы оказались в состоянии определенной подвешенности, илюбая определенность может стать поводом для конфликта. Иными словами, речь идето своего рода "управляемом броуновском движении".

Основным дискурсом среднесрочногопериода, таким образом, становится реализация базовых президентских инициатив ипрограмм, к каковым относятся: Мангiлiк Ел (национальная идея и патриотический акт),программа "Казахстан-2050", программа "5 институциональных реформ","100 конкретных шагов", инициатива G-Global, новая экономическая политика"Нурлы жол", вторая пятилетка индустриально-инновационного развития игоспрограмма "Нурлы жол", а также подготовка к выставке "Астана-Экспо-2017"и юбилейные мероприятия-2015 года. (А теперь еще и сочетание евразийской интеграциии резко приблизившегося членства в ВТО). Необходимо отметить, что некоторые из этихинициатив синтезированы, а некоторые взаимно подчинены, но умение расставить приоритетыв каждый конкретный исторический момент - есть то достоинство, которое отличаетхорошего госслужащего от потенциального беглого олигарха, осужденного коррупционераили будущего дипломата.

 

Данияр Ашимбаев, политолог, автор энциклопедии "Кто есть кто в Казахстане"


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение