Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Тандем России и Казахстана может помочь в разрешении споров вокруг гидроресурсов региона

22.06.2015

Автор:

Теги:
Тандем России и Казахстана может помочь в разрешении споров вокруг гидроресурсов региона

ЦГИ «Берлек-Единство»: Тандем России и Казахстана может помочь в разрешении споров вокруг гидроресурсов региона Как известно, сегодня в странах Центральной Азии остро стоят проблемы обеспечения населения гидроресурсами. Государства региона, некогда функционировав в единой гидроэнергетической системе СССР, с обретением независимости столкнулись с новыми проблемами. Единая энергосистема предполагала накопление Кыргызстаном и Таджикистаном гидроресурсов в своих водохранилищах и последующее сбрасывание воды для орошения земель Узбекистана, Туркменистана и Казахстана. Взамен Республики Кыргызстан и Таджикистан получали недостающую электроэнергию, которую сегодня они вынуждены покупать по рыночным ценам. В результате, эти страны сталкиваются с дефицитом электроэнергии и газа, а зимой Душанбе и Бишкек практикуют веерные отключения подачи электроэнергии. Это, разумеется, отрицательно сказывается как на уровне жизни населения, так и на работе промышленных и предпринимательских объектов.

Эксперты часто говорят о том, что Узбекистан использует экспорт электроэнергии в качестве политического инструмента, с помощью которого Ташкент оказывает давление на соседей. Выступая против строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане, Ташкент заявляет в качестве основного аргумента угрозу для ирригации сельскохозяйственных площадей Узбекистана. Однако реальных причин гораздо больше. Например, если Таджикистан и Кыргызстан реализуют проекты Рогунской и Камбаратинской ГЭС, Узбекистан лишится монополии поставок электроэнергии в регионе. Относительно недавно Ташкент выступал против создания консорциума по урегулированию водно-энергетических проблем региона.

Стремления других стран обеспечить собственную энергическую безопасность не удивляют. Вместе с тем, мнение, что Узбекистан в случае создания консорциума по урегулированию водно-энергетических проблем региона останется в проигрыше, также неоднозначно. В мире давно применяется инструмент предоставления компенсаций в случаях, аналогичных этому. Иными словами, представители Кыргызстана и Таджикистана могут реализовать проекты крупных ГЭС, и обеспечить Узбекистан ирригационными ресурсами. В качестве примера можно привести поставки гидроресурсов из Кыргызстана в Казахстан, которые используются для орошения земель. Международное согласование общих вопросов гидропользования должно быть выгодным для всех сторон.

Так или иначе, уже сегодня становится понятно, что без участия третьей стороны, государства региона Центральной Азии не решат проблемы обеспечения бесперебойности доступа к гидроресурсам. Не исключено, что медиатором в споре стран выступят России и Казахстан, а может быть и институты ШОС. Дело в том, что крупным игрокам евразийского пространства, в том числе и России, важна стабильность Центральной Азии. Вопрос гидропользования является для стран региона довольно больным, в особенности после обмеления Аральского моря. В этой связи рассматриваемую проблему можно назвать опасной.

Стабильность Центрально-Азиатского региона предполагает беспрепятственный доступ к гидроресурсам для всех государств. Это можно обеспечить только усадив стороны за стол переговоров. Конечно, нельзя сказать, что страны региона не принимали попыток урегулирования спорных вопросов, однако участие крупного игрока в поиске решения компромисса могло бы ускорить решение проблемы. Таким медиатором мог бы стать и Китай, однако в странах Центральной Азии слишком высокий уровень китаефобии. Можно сказать, что столицы региона с трудом бы доверились Пекину, так как на евразийском пространстве существуют и более близкие в силу исторических и этнических факторов игроки. Предпочтительной командой медиаторов в вопросе решения проблем гидропользования для стран Центральной Азии можно назвать тандем России и Казахстана. Астана, являясь близкой к остальным странам этнически, пользуется доверием столиц региона. Россия, в свою очередь, в состоянии разработать и предложить реальную модель общей энергосистемы, которая будет отвечать требованиям всех сторон. К тому же, существовавшая общая энергосистема СССР может стать основой для такой модели.

Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение