Итоги и тенденции выборов местного самоуправления в Армении

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
7 июня 2015 года состоялся очередной раунд выборов местного самоуправления Армении. Они мало чем отличались от других подобных «раундов», проходящих примерно раз в три месяца за исключением того, что на этот раз выборы прошли одновременно в трех заметных по армянским меркам городах – Абовяне, Арташате и Алаверди. За исключением этих городов, выборы глав общин прошли еще в 16 общинах, а в 14 общинах прошли выборы членов муниципального совета.
Итоги  и тенденции выборов местного самоуправления в Армении
Итоги  и тенденции выборов местного самоуправления в Армении7 июня 2015 годасостоялся очередной раунд выборов местного самоуправления Армении. Они мало чемотличались от других подобных «раундов», проходящих примерно раз в три месяцаза исключением того, что на этот раз выборы прошли одновременно в трех заметныхпо армянским меркам городах – Абовяне, Арташате и Алаверди. За исключением этихгородов, выборы глав общин прошли еще в 16 общинах, а в 14 общинах прошливыборы членов муниципального совета.Для того, чтобы понятьрезультаты выборов, необходимо представить социально-политический фон, накотором они проходили. Ниже – его краткий обзор.Система местного самоуправления АрменииВ Армении одноуровневаясистема местного самоуправления – существуют местные, городские и сельские,выборные администрации, а также центральная власть, представленнаярегиональными администрациями на местах.Систему местногосамоуправления Армении характеризуют три «хронические» проблемы. Первая состоитв том, что в общинах как правило силен руководитель общины (мэр или главамуниципальной администрации), в то время как совет старейшин (общинный илимуниципальный совет) – слаб и оказывает минимальное влияние на жизнь общины.Был предпринят ряд реформ, однако ситуация осталась прежней и совет старейшинвсе еще очень ограничен в своих действиях на практике, причем тем он слабее,чем меньше размер общины. Собственно, малый размер общины и есть вторая«хроническая проблема» местного самоуправления Армении. В Армении почти 1000общин. В соседней Грузии реализована «районная модель» местного самоуправления,муниципалитетов всего лишь около 70. Обе модели – крайности, но реализоватьмодель укрупнения общин в Армении не удается уже много лет, несмотря нанеоднократные попытки. Третьей проблемой следует назвать бедность общин. Вновь,малые общины не имеют почти никаких собственных доходов и почти целикомдотируются из государственного бюджета, а также получают иногда поддержку отмеждународных фондов, тогда как у крупных общин есть какие-то средства нареализацию собственных, пусть и небольших, программ. Стоит отметить, чтодотируются все общины, включая даже Ереван.Исходя из вышесказанного,в политическом измерении относительную важность имеют лишь выборы глав общин,тогда как выборы членов муниципальных советов имеют мало значения. В то жевремя, и среди выборов глав общин значение приобретают лишь выборы глав крупныхобщин, то есть за редкими исключениями – мэров городов. Остальные выборыостаются делом глубоко местным, чем пользуются местные «князьки», руководящиерядом малых общин уже по 20 лет.На это накладываетсявсепроникающее влияние Республиканской партии Армении, медленно, но верноувеличивающееся все последние 15 лет и достигающее именно на местном уровнесвоего пика. Если еще в середине и второй половине 2000-ых большинство главобщин были беспартийными, а среди остальных большинством были республиканцы, ноприсутствовали и другие партии, то на данный момент подавляющее большинствоглав общин – примерно две трети (и это число имеет тенденцию к росту) –представители Республиканской партии, причем они же становятся опорой партии нанациональных (парламентских и президентских) выборах, а партия уже «возвращает»им долг на выборах местных или же при реализации каких-либо предвыборныхпроектов.Основные тенденции выборовИтак, поскольку результатывыборов в советы старейшин мало что решают, целесообразнее сконцентрироватьсяна выборах глав общин. Почти во всех общинах победили представителиРеспубликанской партии (РПА) – в 17 из 19 общин. Речь идет не только о членахпартии, но и о тех, кто был выдвиженцем от партии и формально поддержан ею.Налицо продолжениепроцесса концентрации власти на местах в руках РПА. Партия поддержалабеспартийных кандидатов на выборах в Абовяне, Арташате и Алаверди, однакосчитать их подлинно беспартийными не следует, тем более, что, согласносуществующей практике, многие изначально беспартийные кандидаты, послевступления в должность, становятся членами РПА. В 2012 году представители РПАпобедили в 63% выборов, а в 2014 году – примерно в 70%. В ряде случаев на однихвыборах между собой соперничали разные представители РПА.Однако процесс усиленияРПА преимущественно сопрягается со снижением местной конкуренции.Безальтернативных выборов в общинах стало больше – в 9 из 18 случаевконкуренции у победителя вообще не было. Причем, в числе таких оказался и городАрташат с числом населения не менее 20 тыс. чел, где единственным кандидатомоказался Аргам Абрамян, сын премьер-министра Овика Абрамяна. Два других кандидата,в том числе Гарегин Амбарцумян, глава компании «Шаумян Алко», заявили осамоотводе до выборов. Замедляется ротацияместной власти. Если раньше примерно 60%-две трети глав общин переизбирались, асрок нахождения у власти составлял 3 года, то сегодня около трех четвертей главобщин переизбрались, причем каждый срок теперь составляет 4 года. Стоит отметить и тотфакт, что число женщин – глав общин также постепенно уменьшается, хотя ононикогда не было высоким. Данная тенденция наблюдается примерно 4 года, тогдакак до того был определенный рост.В городе Алаверди ввыборах участвовало два кандидата – Карен Паремузян и Артур Абгарян. Паремузянпредставлял формально среднее звено в руководстве ЮКЖД, а Абгарян – среднийбизнес. Паремузян был поддержан РПА и, по сообщению прессы, губернаторомЛорийской области и победил, набрав 59% голосов, его соперник получилсоответственно 41% (голоса «против всех» и испорченные бюллетени исключаются изподсчета).Единственной«неожиданностью» стала община Варагаван в Тавушской области, где беспартийныйкандидат победил действующего главу общины, выдвинутого РПА. Однаконеожиданностью, на самом деле является то, что такой случай только один. Этотакже отражает снижение конкурентности в региональной армянской политике.Царукянсохранил контроль над АбовяномНаселение города Абовянсоставляет около 44000 человек и по этому показателю город пятый в республике.Его особенностью является значительная неформальная власть бывшего лидеракрупной партии «Процветающая Армения» Гагика Царукяна. Основные позиции вполитике, так и в экономике города занимают люди, тем или иным образомсвязанные с Царукяном. После того как в феврале 2015 года Царукян пошел напопятную в своей конфронтации с президентом и ушел из политики, судьба городабыла неопределенной. Однако, поскольку президент Армении предпочитаетдобиваться консенсусов там, где это возможно, выяснилось, что примирениеЦарукяна с Саргсяном вполне возможно при условии полного отказа Царукяна отактивной политической деятельности.Должность мэра городаосталась вакантной после того как в апреле мэра города Карапета Гулоянаназначили губернатором Котайской области. Для того, чтобы оценить степеньвлияния Гагика Царукяна на ситуацию, отметим, что Карапет Гулоян является егозятем, а Ваагн Геворкян, ставший основным кандидатом от РПА на выборах, егопомощник, чего и сам не скрывал. Ваагн Геворкян победил наэтих выборах, получив 60.6% голосов, при этом 3.5% бюллетеней было признанонедействительными.Фактически, Гагик Царукянсохранил свое влияние в городе Абовяне и в целом, в Котайском марзе. Однако наэтот раз это влияние выраженно с помощью личных представителей и представителейего финансово-промышленной группы, тогда как политической афиляции эти люди ужене имеют, что, конечно, делает его положение не таким устойчивым.***Вместе с тем, прошедшиевыборы показали не только продолжение концентрации власти в руках РПА, но иотсутствие даже какого-либо намерения ей противодействовать со стороны всехостальных партий. Ресурсы других партий сильно ограниченны, однако они могли быизбрать как метод работать с местными авторитетными людьми, представителямиместного бизнеса, школ и т.д., которые поддерживают ту или иную оппозиционнуюпартию. Однако и этой работы не было проведено, что уже ставит вопрос оспособности этих партий составить конкуренцию РПА на национальных выборах. РПАже, в отличие от них, активно принимает участие и в местных выборах, и ужеготовится к национальным. Пусть это влияние и снижает конкурентность исовершенно не способствует развитию демократии в стране, оно эффективно иоппозиционные партии ничего не делают, чтобы этому процессу противодействовать.ГрантМикаэлян

Поделиться: