Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Эксперты "Эл деми" представили свой краткий анализ предвыборной ситуации в Кыргызстане на 2015 год.

17.06.2015

Автор:

Теги:



Эксперты "Эл деми" представили свой краткий анализ предвыборной ситуации в Кыргызстане на 2015 год.

Выборная кампания будет непростой, хотя и прогнозируемой

В гонке планируют принять участие более 50 политических партий, но фактически выйдут на стартовую позицию лишь 8-9 парторганизаций или блоков, имеющих шанс преодолеть 9-процентный избирательный барьер. Это, в первую очередь, партии тех лидеров, которые ныне занимают высокие посты в Жогорку Кенеше, правительстве, имеют своих представителей в Центризбиркоме, городских и областных избирательных комиссиях.

Пятерка лидеров сейчас выглядит так: СДПК, объединенный блок "Ата Журт" - "Республика", "Ата Мекен" и "Ар-Намыс". Их возглавляют опытные политики, прошедшие не одну избирательную кампанию, и обладающие солидными финансовыми ресурсами.

Шестая партия, занявшая неплохие позиции в городских и районных кенешах – это "Замандаш". Хотя надо признать, что с уходом влиятельной группы политиков во главе с С.Епифанцевым "Замандаш", похоже, стал абсолютно мононациональным объединением, лишившимся прежней приставки "Современник". Не исключено, что огромная часть русскоязычной части электората КР теперь будут с надеждой ожидать возрождения прежде влиятельной партии "Содружество" под руководством ректора КРСУ В.Нифадьева.

Седьмым вариантом политологи называют неожиданный альянс олигарха Аскара Салымбекова и одного из глав Совета сотрудничества тюркоязычных государств - Адахана Мадумарова. Их конгломерат получил название "Бутун Эмгек Кыргызстан", хотя ранее планировалось, что партия хозяина "Дордоя" объединится с "Онугуу-Прогресс" Б.Торобаева.

Не исключено, что в ближайшей перспективе с кем-нибудь сольется и партия "Бир Бол", так как в одиночку ей будет тяжело одолеть барьер в 9%.

Также эксперты считают, что определенные шансы есть у новой партии "Кучтуу Кыргызстан", которую после своей февральской отставки решила возглавить бывший Генеральный прокурор Аида Салянова, ставшая весьма популярной оппозиционной фигурой, но не радикальных взглядов. Более мелкие партии могут начать с А.Саляновой переговоры о совместном блоковом выступлении.

Как бы там ни было, все эти партструктуры уже начали борьбу за лидеров общественного мнения, бизнесменов, чиновников, в целом за колеблющийся электорат, с целью расширения своего влияния. А также за получение покровительства от России и США.

Смычка некоторых из вышеперечисленных групп обусловлена стремлением их вожаков заручиться поддержкой голосующего населения в обеих частях республики, на севере и юге КР, ведь там доминантные фигуры имеют разный вес. Поэтому, объединившись, они могут уравновесить свои шансы в электоральных сообществах и тем самым добиться успеха в важных для себя регионах.

Какие же выводы, аналитики из "Эл деми"?

Нынешняя общественно-политическая ситуация в Кыргызстане характеризуется как неоднозначная в связи с неопределенностью материального положения простых граждан при вхождении в ЕАЭС, ожидаемым ростом цен, продолжающейся инфляцией, нестабильностью валютного курса, и т.д.

У многих граждан КР сегодняшние политические лидеры и возглавляемые ими группы не пользуются авторитетом, наблюдается апатия в ожиданиях. Однако период выборов – это всегда возможность поправить свое экономическое положение, особенно в провинциях! Так, на городских выборах в Оше многие агитаторы, если не большая их часть, работали сразу на несколько штабов. Жители города приходили на мероприятия всех партий, получали помощь от всех претендентов, но в итоге они голосовали лишь за "своих" кандидатов, исходя из дружественных, родственных или иных предпочтений.

А что касается возможных цифр в процессе голосования?

Оппозиционно настроенные к власти партии, либо имитирующие это настроение, смогут взять в общем числе свои 15-20 процентов голосов, почти не затрудняясь.

Что касается СДПК, то внедрив административный ресурс, они способны набрать 20 - 30 процентов голосов, оставшиеся же 40 – 50% уже будут делить между собой 4-5 центристских партий. Именно между ними и разгорится основная конкуренция.

Серьезные опасения вызывает увеличение процентного порога до 9 % и невозвратного залога размером в несколько миллионов сомов. Это значительно ограничит конкурентоспособность политических партий.

Непонятной пока остается и технология голосования с учетом проводимой биометрики, не решен вопрос принятия внесения изменений в законодательство, учет списков с ранжированием региональных кандидатов, и т.д.

Несколько выводов насчет осенних прогнозов

В Кыргызстане будут открыты около 2300 избирательных участков. Поэтому фактически на каждом из них партиям необходимо иметь как минимум одного избирателя, а то и несколько, плюс 1 своего наблюдателя, одного члена УИК, и т.д.

Практически каждая партия должна будет задействовать как минимум 10 000 человек по республике. Заработная плата каждого из них составит порядка 10 тысяч сомов. С учетом этого только на зарплату активистов партии должны будут потратить около 2 млн. долларов. Столько же составят затраты на содержание офисов, расходы на автомашины, компьютерную технику и многое, многое другое.

В круглую сумму выльются также расходы на предлагаемые пиар-программы и приглашенных, по традиции из России, Казахстана и прочих государств, политтехнологов и якобы профессиональных "спецов", что оценивается в 2-3 миллиона долларов.

То есть, минимальные траты составят около 5 млн. долларов. В целом же, кампания каждой партии, особенно с учетом обесценивания нацвалюты США, может обойтись каждой партии от $7 до 10 миллионов.

Если к этому процессу подключатся внешние силы, то расходы могут возрасти в 2-3 раза, так как эксперты "Эл деми" ожидают активного политического и финансового (хотя и не афишируемого) участия в выборах 2015 года и США, и России.

Как не стать жертвой кровожадного пиара?

Избирательная кампания уже началась, и с каждой неделей она будет лишь набирать обороты. А значит, кыргызстанцев в ждут очередные скандалы, информационные атаки и черный PR.

Приходится признать - многие из тех, кто рвется на Олимп власти, не гнушаются никакими методами!

Паблик рилейшнз? Нет, не слышали…

Есть у нас нечистоплотные деятели, гордо именующие себя "политической элитой", но, увы, далекие от понятия настоящего истеблишмента. Ибо способы, применяемые ими в схватке за право стать у руля управления, просто вгоняют в ступор. Особенно это относится к их пониманию роли "паблик рилейшнз". Из всего арсенала этого весьма мощного по силе воздействия феномена они предпочитают самые крайние. Понятие "черного пиара" давно и прочно вошло в лексикон кыргызского общества. А также в набор инструментов местных вождей всех мастей. История республики яркое тому подтверждение…

Вспомним хотя бы эпопею 2010 года с избранием депутатов ЖК. Вроде бы давление харизматичных персон на бюджетников, коллективы министерств и ведомств было минимизировано. То есть пресловутый административный ресурс, который в прежние годы активно использовался чиновничьим лобби, уже не мог играть ключевую роль. Но зато стал широко применяться ресурс масс-медийный! Гонка сопровождалась невиданным количеством закулисных интриг, шумных разоблачений и митинговых страстей. А также PR-прессингом со стороны конкурентов.

Например, тогда был издан первый выпуск новой газеты с безобидным вроде названием "Айыл турмушу" ("Сельская жизнь"). Хотя в выходных данных официально значился тираж в 10 тысяч экземпляров, на самом деле типография отпечатала аж 220 тысяч штук. Но главное, данный номер, по мнению экспертов, имел прямой политический заказ, поскольку там был напечатан черный пиар, направленный сразу против четырех партий: "Ар-Намыс", "Ата-Журт", "Бутун Кыргызстан" и "Республика".

А в городе Ош зафиксировали иную провокацию: на сотовые телефоны избирателей узбекской национальности стали вдруг приходить угрожающие sms-сообщения. Мол, если они не будут голосовать за указанную политорганизацию, то подвергнутся насилию, представляете?!

В эфир запускались компрометирующие ролики, где отдельные лидеры якобы гарантировали в случае их победы снова привести к власти… беглого Курманбека Бакиева.

Противники же председателя Социалистической партии "Ата Мекен" опять вытащили на свет эротический видеосюжет, где "человек, похожий на Текебаева", предается плотским утехам в гостинице. И хотя ролику уже на тот момент было сто лет в обед, он был прокручен даже по известному каналу НТВ и изрядно потрепал нервы главному социалисту.

А 6 октября описываемого года члены штаба "Ата Мекен" в Бишкеке хлопнули двух провокаторов, которые распространяли порочащие их лидера и других кандидатов прокламации. Цветные буклеты, кстати, имели тираж в 100 тысяч экземпляров. По словам задержанных, парня и девушки, им обещали заплатить по 500 сомов за это.

Отличилась и одна из малоизвестных партий, которая высмеивала агитаторов из конкурирующих групп и их предвыборные программы с помощью… комиксов.

Уже тогда высказывались рекомендации ЖК усовершенствовать, наконец-то, законодательство, чтобы дать точную, понятную формулировку политической рекламе, установить ясные и всеми выполняемые правила.

Как поднять свой упавший рейтинг?

Надо признать, что в итоге всего этого у многих сограждан сложилось не очень позитивное отношение к public relations. Однако эта весьма популярная во всем мире коммуникационная дисциплина может выполнять и положительные функции!

Область PR-знаний многогранна и охватывает все стороны жизни общества. В том числе и политическую плоскость. Как поднять свой рейтинг? А добиться популярности у избирателей? Почему так важна идеология для масс? Что такое целевые группы и чего они от вас ждут? Насколько сложно установить информационные контакты с электоратом? Нужен ли вам имиджмейкер или спичрайтер? Возможно ли манипулировать мнением большинства? На эти, и многие другие вопросы могут ответить специалисты в сфере PR.

Не верь ушам своим!

Анализируя методы предвыборной агитации и пропаганды, принятые в Кыргызстане, приходишь к выводу, что они, увы, не блещут разнообразием.

Все весьма тривиально: богатые штабы выписывают из-за бугра матерых политтехнологов и креативщиков; кто победнее – делают ставку на поддержку сородичей и подкуп избирателей. Но те и другие никогда не гнушаются запрещенными приемами в сфере PR-индустрии!

Льются, например (зачастую голословные) обвинения, что имярек связан с реваншистами-бакиевцами, мифическими третьими силами или этническими сепаратистами, зарубежными спецслужбами либо с бородачами-экстремистами… А могут прямо заявить в лоб, мол, господин N. - это трайбалист, ретроград или многоженец!

В остальном все традиционно: спекуляция на тему геостратегических векторов внешней политики, умиротворяющая риторика про Север и Юг, обещания начать борьбу с коррупцией, поднять зарплаты бюджетникам и урезать доходы чиновников, клятвы выбить гранты и привлечь инвестиции, взять под крыло экологию, гастарбайтеров, сирот, стариков, и т.д. и т.п.

Почти 39 % кыргызстанцев пока не решили, за кого будут голосовать на выборах в ЖК

Недавно компания SIAR research & consulting совместно с агентством "Эксперт" опросили жителей Бишкека и оценили рейтинг политических партий, стремящихся войти в парламент.

Выяснилось, что большинство респондентов (38,2%) пока не определились с выбором, 18,5% опрошенных горожан выступают против всех партий в КР и 10,8 % не собираются участвовать в выборах вообще.

В лидирующую тройку по числу голосов вошли "СДПК" (12,4%), "Республика" (6,4%) и "Ата Мекен" (6,1%). Что касается остальных ("Ата-Журт", "Ар-Намыс"), то отмечается значительное снижение их рейтингов.

Касым ЖОРОЕВ. Газета "Эл деми", Кыргызстан.

http://eldemi.kg/

Источник - ЦентрАзия


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение