Считайте! Завидуйте! Я - казахстанец!

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Если две трети граждан ощущают себя частью единого целого, понимают и разделяют казахстанские ценности, то для страны, где проживает более 140 национальностей, это очень хороший показатель. Несмотря на скепсис, с которым относились к идее формирования и продвижения казахстанской идентичности некоторые эксперты, мы видим, что результат все-таки налицо.
Считайте! Завидуйте! Я - казахстанец!
 Интервью с исполнительным директором ПолитологическогоЦентра «Север-Юг» - Юлией Якушевой. ИАЦ: Итак, на вопрос анкеты "Кем вы себя ощущаете в первуюочередь?" около 70% опрошенных казахстанцев выбрали вариант ответа"гражданином Республики Казахстан". Вчера об этом сообщила ЖанылжанДжунусова – профессор Академии государственного управления при Президенте РК.Как Вы это прокомментируете?Ю.Якушева: Как позитивный результат. Прежде всего, с точки зрения внутренней прочностиказахстанского общества. Если две трети граждан ощущают себя частью единогоцелого, понимают и разделяют казахстанские ценности, то для страны, гдепроживает более 140 национальностей,  этоочень хороший показатель. Несмотря на скепсис, с которым относились к идее формирования и продвиженияказахстанской идентичности некоторые эксперты, мы видим, что результат все-такиналицо.Кроме того, нужно отдать должное всем работавшим над проектом, исследованиевесьма своевременно.  Дискуссия повопросу идентичности достигла необычайного накала в социальных сетях и СМИ. Даи большая работа, которая ведется в рамках направления “идинство иидентичность” програмы “100 конкретных шагов” требует мониторинга состоянияобщественной сферы, восприятия реформ главными адресатами – казахстанскимигражданами.Нужно понимать, что идентичность – не искусственная конструкция, ееневозможно навязать сверху. И тем значимее итогиопроса с точки зрения эффективности выбранной стратегии и инструментовгосударственного регулирования этой чувствительной сферы. Укоренениегражданской идентичности среди граждан Казахстана – не в  последнюю очередь результат поступательных ивзвешенных шагов со стороны государства.ИАЦ: Один уточняющий вопрос – 70%, - это результат реализации стратегии,продвигающей казахстанские ценности или внутри этих голосов «за» естьсущественная дифференциация самого понятия «казахстанец». То есть насколько репрезентативны результаты самого опроса?Ю.Якушева: Мне кажется, что Вы коснулись очень важного момента. Действительно, нужнополучить на руки более подробные итоги опроса. Хотелось бы увидеть структурувнутреннего распределения ориентиров: что такое казахстанские ценности, какиеименно элементы составляют основу казхастанской идентичности? Подобные деталиисключительно важны для понимания глубины и устойчивости тренда на«казахстанскую» идентичность.Более уверенно орепрезентативности можно было бы говорить и имея данные по региональной выборкеисследования и количеству респондентов. Хотя я думаю, в этом вопросе всетребования были соблюдены. Все-таки над опросом работали профессиональныесоциологи. Не менее важна и раскладкарезультатов по возрастным группам – какие тенденции характерны для разныхвозрастных групп? Где отмеченные в исследовании изменения происходят наиболееактивно?Наконец, помимо гражданской инациональной существуют другие уровни идентичности. Например, региональная илиродовая. Показательными могли бы быть данные о том, какой процент опрошенныхидентифицирует себя в первую очередь как шымкентец или, скажем, аргын.Так что подробные результатыисследования позволят составить более целостную картину ситуации в этой сфере. - ИАЦ: Означают ли результаты исследования, что казахстанцы готовы воспринять концепцию "Мәңгілік Ел" в качестве национальной идеи?- Ю.Якушева: Поиски формулирование национальной идеологии – весьма сложный и неоднозначныйпроцесс. Многие государства мира так и не обрели четкую национальную идею. С другойстороны, без разделяемой абсолютным большинством граждан системы ценностей иориентиров развития, сложно говорить о единстве нации и ясном образе еебудущего.  Особенно если речь идет огосударствах с полиэтнческим составом населения. Применительно же к Казахстануможно говорить о наличии компонентов национальной идеологии. Но само понятие«казахстанские ценности», на мой взгляд, в большей степени оболочка, не имеющаячеткого содержательного наполнения. Да, есть определенный набор ценностныхустановок, близких абсолютному большинству казахстанцев. Это межнациональноесогласие, гражданское единство, принцип справедливости. Но как раз, еслипроанализировать структуру ответов на вопрос  о ценностях, то наверняка увидим существенную дифференциацию. Но в целом, наличиепусть ограниченного числа объединяющих ценностей и тенденция к распространениюгражданской идентичности может являться фундаментом для формулирования болеецельной идеологической концепции в виде патриотического акта «Мәңгілік Ел». Конечно, при условии параллельного успешногореформирования системы государственного управления и социальной сферы. 

Поделиться: