Казахстан-2015: «духовные скрепы» внешнего имиджа

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Идеологическая работа в республике затрагивает самые разные сферы, включая обращение к историческим корням, межкультурный и межнациональный диалог, образ общего будущего.
Казахстан-2015: «духовные скрепы» внешнего имиджа
  Впоследнее время в казахстанских СМИ, национальном сегменте социальных сетей,экспертном сообществе активно дискутируется тема государственной идеологии иказахстанской идентичности. Столь высокий интерес объясняется сразунесколькими факторами. Во-первых, юбилейными датами – 550-летие Казахскогоханства и 20-летний юбилей Ассамблеи народа Казахстана. Во-вторых, очевиднымвниманием со стороны государства к идеологической сфере. Подобнаяактивная дискуссия, безусловно, является позитивной тенденцией. Видимо, пришло времябыть, а не казаться.  То есть на сменуэтапу формирования любой ценой позитивного внешнего имиджа страны приходит этапвнутреннего развития. А внутренне цельному государству априори легчетранслировать миру привлекательный образ. Вначале 1990-х гг. Казахстан одним из первых государств постсоветского пространстваприступил к разработке и реализации национальных имиджевых проектов. В целом,деятельность в этой сфере активизировалась лишь во второй половине 2000-х годови отличалась отсутствием системности, слабой дифференцированностьюреспубликанских программ по типам целевых аудиторий.Нельзяне отметить успехи на этом пути, зачастую, правда, носившие неустойчивыйхарактер. Крупные международные инициативы Казахстана, такие как Астанинскийэкономический форум и G-Global, позволяют сформировать позитивный экономическийаспект имиджа, призванный продемонстрировать потенциал республики, привлекать встрану инвестиции и технологии и способствовать интеграции Казахстана в мировыепроцессы.Крометого, имиджевая стратегия Казахстана предполагает также популяризацию«человеческого капитала» - наиболее важного аспекта с точки зрения обеспеченияконкурентоспособности в современном мире. Особая модель межэтническойкоммуникации, воплотившаяся в Ассамблее народа Казахстана, способствуетпродвижению имиджа Казахстана как «острова» спокойствия в нестабильномцентральноазиатском регионе, а пропаганда спорта, поддержка молодежныхорганизаций, наряду с работой стипендиальной образовательной программы«Болашак» представляет молодую, активно развивающуюся казахстанскую нацию.Культурныйаспект имиджевой политики, существенный для общего позиционирования на международнойарене, играет особую роль при формировании образа Казахстана в России, учитываясовместное историческое прошлое и сохранение тесных гуманитарных связей.  Втоже время по-прежнему личность Нурсултана Назарбаева остается ключевойсоставляющей имиджа Казахстана, а деятельность президента и его харизмаспособствуют укреплению позитивного восприятия страны в целом. Однако репутацияпрезидента не должна быть постоянной доминантной характеристикой страны,поскольку персонифицированный имидж Казахстана оказывается уязвимым и неустойчивым.Неменее актуальным вопросом остается распределение ответственности за основныенаправления имиджевой политики между различными структурами – АдминистрациейПрезидента, министерствами, комитетами и агентствами, входящими в их состав,при координирующей роли МИД. В Казахстане, как и в России, межведомственноевзаимодействие недостаточно развито, что приводит к принятию решений попроблемам внешнеполитического позиционирования узким кругом лиц, в то время какразработка имиджевого проекта и долгосрочной стратегии по его реализации требуетучастия всех сторон, заинтересованных в создании многокомпонентного привлекательногоимиджа – руководителей крупных компаний, производящих экспортные товары,представителей туристических агентств, представителей интеллектуальной элиты,научного сообщества и т.д. Кроме того, в условиях концентрации идеологическойработы в Администрации Президента представляется возможным средоточиеполномочий в рамках внешней имиджевой деятельности в тех же руках. Единый центргенерации внутренних идеологических и внешнеполитических смыслов способствуетповышению скоординированности и эффективности работы. Вцелом будущее  этой сферы связаны среализуемым планом реформ, начатых в Казахстане. Так, запуск программы «Нурлыжол» способствует повышению туристического потенциала республики через развитиетранспортной инфраструктуры. Реформа системы государственной службы направленапо повышение качества управления и уровня персональной ответственности в этойсфере. Наконец, показательным проектом в рамках сочетания курса на формированиеоснов казахстанского единства и идентичности с внешним позитивным образом страны, является виртуальная «Энциклопедия Казахстана».Идеологическая работа в республике затрагивает самые разные сферы, включаяобращение к историческим корням, межкультурный и межнациональный диалог, образбудущего страны.Причем,в оформлении концепции национального единства Казахстан на данном этапе опережаетРоссию, которая пошла тем же путем, но сейчас вынуждена сосредоточиться нарешении комплекса геополитических и экономических проблем. Однако возможностькачественного наполнения  внутреннего ивнешнего образа Казахстана будет зависеть от способности реализоватьамбициозные, но необходимые реформы в неблагоприятных условиях внешнего шторма.Алиса Меньшикова      

Поделиться: