Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Переговоры с ВТО завершились победой Казахстана – внутренний рынок под защитой

14.06.2015

Автор:

Теги:
Переговоры с ВТО завершились победой Казахстана – внутренний рынок под защитой

ЦГИ «Берлек-Единство»: Переговоры с ВТО завершились победой Казахстана – внутренний рынок под защитойПресс-служба Всемирной торговой организации сообщает, что Казахстан завершил переговоры об условиях вступления в организацию. В релизе говорится, что проект соглашения о вступлении Республики Казахстана в ВТО будет направлен в Генеральный совет 22 июня. Стоит отметить, что Астана вела переговоры по вступлению в организацию почти 20 лет. Это объясняется тщательностью проработки норм вступления, в том числе и потому, что эксперты отмечали наличие некоторых коллизионных норм ВТО и ЕАЭС. Однако боле значимо то, что с момента подачи заявки на вступление в 1996 году, Астаной была четко сформулирована задача максимальной протекции экономики страны от некоторых негативных факторов интеграции в ВТО.

Акцент на защиту собственных интересов был сделан верно, и двадцатилетие переговоров нельзя охарактеризовать необоснованно затянувшимися. За примером не надо далеко ходить. В соседнем Кыргызстане, который вступил в ВТО в 1998 году, осознали важность отстаивания собственных интересов довольно поздно, в результате чего к 2005 году в стране простаивало 40% промышленных объектов. Отечественная продукция, которую мгновенно вытеснил импорт, не выдерживала конкуренции с ввезенными товарами. В то же время, основное преимущество Всемирной торговой организации в виде обеспечения доступа на внешние рынки себя не оправдало. В свое время Кыргызстану банально стало нечего экспортировать, а структура ведущих внешнеэкономических партнеров не изменилась: внешнеторговые связи Кыргызстана представлены региональными державами и Центрально-Азиатскими странами.

Подобные риски с 1996 года преследовали и Казахстан. Однако Астана в переговорах с Генеральным советом ВТО выбрала совершенно иную стратегию интеграции. Сформировав сильную протекционную позицию, Казахстан не пускал внешних игроков на свой рынок до тех пор, пока ВТО не согласился на все условия, выдвинутые Астаной. В этом стратегия вступления Казахстана в ВТО схожа с российской – Москва также выторговывала свои преференции в течение 18 лет.

В истории современного Казахстана львиная доля работы государственного аппарата была направлена в сторону поддержки сектора малого и среднего бизнеса. На его развитие выделялись большие объемы финансовых средств и принимались целые системы институциональных изменений. Стремительный переход к нормам ВТО не только бы не сказался положительно на работе предпринимательского сектора, но и поставил бы под угрозу его дальнейшее развитие. В случае заявленного снижения цен на ряд товаров и услуг, предлагаемых отечественных бизнесов, деятельность многих предпринимателей потеряла бы свою рентабельность, и Казахстан мог бы столкнуться с массовым банкротством резидентов сектора малого и среднего бизнеса. Здесь важно отметить, что принимая стратегию развития предпринимательства, Астана делала ставку на агропромышленный комплекс, представители которого наиболее уязвимы в режиме внешнеторгового вмешательства. Одним из последних пунктов переговоров с органами Всемирной торговой организации как раз и оставался вопрос протекции субъектов сельскохозяйственной отрасли Казахстана. Недавно представители Министерства сельского хозяйства РК обозначили необходимость принятия мер государственной поддержки АПК, настояв на «позиции получения максимально возможного объема внутренней поддержки».

С этими положениями связано и недавнее принятие Сенатом Парламента Казахстана законопроекта «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах по отношению к третьим странам». Согласно заключению, проект закона предусматривает введение специальных мер защиты отечественных производителей в режиме работы в ЕАЭС и ВТО. Однако, учитывая то, что спорные вопросы, возникающие в процессе функционирования в рамках Евразийского экономического союза, решаются ЕЭК, можно предположить, что законопроект является превентивной мерой самозащиты в ВТО.

Говоря о целесообразности вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию, можно констатировать неизбежность интеграции. Однако это обусловлено имиджевыми факторами, а также мировым характером организации. На сегодняшний день система ВТО насчитывает 160 государств, и развивающаяся экономика Казахстана не может обойти стороной этот международный институт. Тем не менее, формат работы Всемирной торговой организации для Казахстана не столь актуален. Дело в том, что Астане гораздо выгоднее направлять товары и услуги на собственный внутренний рынок и на общий рынок ЕАЭС, нежели наращивать экспорт в страны ВТО. Промышленность и бизнес, обращенные внутрь страны, будут способствовать диверсификации экономики, к чему Астана и стремится.

Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение