Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Мы в Казахстане прекрасно понимаем, что наши границы с Китаем – это точка входа в Евразийский экономический союз

11.06.2015

Автор:

Теги:

Евразийскийэкономический союз и Экономический пояс Шелкового пути не только непротиворечат, но взаимно дополняют друг друга. Более того, связка ЕАЭС – ЭПШП свысокой степенью вероятности может стать стимулом к расширению Евразийскогоэкономического союза, поскольку будет усиливать позиции стран-участницотносительно даже самых мощных внешних партнеров.

 

Таковыконцептуальные выводы Аналитического доклада «К великому океану - 3», которыйна днях в Москве был представлен Международным дискуссионным клубом «Валдай». 

Исследование,осуществленное ведущими российскими экспертами в сотрудничестве сказахстанскими и китайскими коллегами – это попыткатеоретического осмысления перспектив, в том числе и долгосрочных, курсана стыковку Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелковогопути, заявленного на состоявшейся 8 мая в Москве встрече президента РоссииВладимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина.

Констатируяважность встречи лидеров двух государств, авторы доклада подчеркивают: ее итогиследует рассматривать не как проект российско-китайского сотрудничества, но какпроект, становления Евразии в качестве самостоятельного, активно действующего иобладающего собственным лицом субъекта мировой политики и экономики,учитывающий потенциал синергии всех государств региона.  

«Решения,которые были приняты в Москве на майской встрече Владимира Путина и СиЦзиньпина – первые конкретные инициативы, всецело учитывающие стратегические интересыи Казахстана, и других государств региона», - заявил во время презентациидоклада директор Центра европейских и международныхисследований факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ ТимофейБордачев.

ПроектыЭкономического пояса Шелкового пути обеспечат приток инвестиций в экономики государств-участниковЕвразийского экономического союза. Не только в транспортную инфраструктуру, нои в производственный потенциал. В долгосрочной перспективе это может статьзалогом роста других отраслей экономики.  

«Вокругтранспортной инфраструктуры будут активно развиваться сопутствующие отрасли,терминалы по погрузке-разгрузке грузов, депо, центры обслуживания  транзита, сервисные предприятия. То есть длярегиона Центральной Азии столь масштабный проект потенциально означает созданиеновых рабочих мест, улучшение экономической ситуации, снижение социальнойнапряженности и усиление политической стабильности», - уверен вице-президент по инвестициям и развитию, член правления ОАО«ДВМП» (Транспортная Группа «ФЕСКО») Константин Кузовков.

И, к слову, адекватно оценивая перечисленные бонусы, многие государства уже сегодняучитывают «фактор Экономического пояса» в национальных программах развития. Вчастности, объявленная Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым Стратегияновой экономической политики «Нурлы Жол» в значительной степени базируется напланах по развитию ЭПШП. Более того, республика заявила о готовностиинвестировать в развитие инфраструктуры на своей территории около 4 млрд.долларов.

«Длянас вопрос участия в проекте Экономического пояса очень актуален. Раньше мы всерешали в рамках развития национальных программ. У Китая был свой масштабный проектразвития западных территорий, у нас в Казахстане – свои проекты, аналогично – удругих партнеров. Но китайская идея легла на очень благодатную почву: когда в2013 году в Астане Си Цзиньпин объявил о запуске ЭПШП, мы уже имели работающий Таможенныйсоюз и были готовы к координации усилий в сотрудничестве с Китаем. В этомсмысле подписанные в Москве соглашения очень важны. Они простираются не вформате двусторонних отношений, у нас уже есть ЕАЭС, и это наше стратегическоепреимущество, - говорит директор Института мировойэкономики и политики при Фонде Первого Президента РК – Лидера нации СултанАкимбеков. – Мы в Казахстане прекрасно понимаем, что наши границы сКитаем – это точка входа в Евразийский экономический союз. То есть это не локальныйвопрос, но вопрос регионального развития, геополитический. Сырьевые ресурсыкогда-то заканчиваются, а торговые пути и страны, которые на них расположены,процветают. Это вечный исторический приоритет. Однако сегодня мы ведем речь непросто о развитии транзитных путей, но о насыщении новым смыслом проектов,которые обеспечат прорыв в экономическом развитии».

В свою очередь китайская сторона также констатирует выгоды от единоготаможенного и тарифного пространства евразийского проекта. Их отметил китайскийэксперт – заместитель руководителя Центра изучения России Школы международных ирегиональных исследований Восточно-китайского университета Ян Чэн.

«ДляКитая выгодно создание ЕАЭС, поскольку все государства-участники теперь имеютодинаковые понятия о регулировании и управлении экспортно-импортнымиоперациями. Благодаря ЕАЭС между Китаем и Европейским союзом, по сути, осталасьтолько одна таможенная граница», - отметил Ян Чэн.

Спозиций государств, на территории которых будут реализовываться масштабныеинвестиционные проекты ЭПШП, членство в ЕАЭС позволит более эффективнообеспечивать их интересы не напрямую, а через общесоюзное регулирование. Ноглавное, что в условиях неизбежного и во многом желательного экономическогопродвижения Китая в Центральную Азию Евразийский экономический союз будетвыступать институциональным инструментом защиты национальных рынков присохранении их инвестиционной привлекательности.

Приэтом, считают ученые, необходимо усилить взаимодействие стран ЕАЭС погармонизации регулирования внешней торговли, правил реализации инфраструктурныхпроектов, регулирования рынков труда и капиталов, развития экологическогозаконодательства. Это позволит исключить для китайской стороны соблазнсотрудничать с государствами-членами ЕАЭС на сугубо двусторонней основе иосознать целесообразность взаимодействия с интеграционным объединением в целом:«Для этого необходима оперативная выработка единой повестки ЕАЭС в отношениях сКитаем, создание постоянной площадки диалога КНР – ЕАЭС», - отмечается вдокладе.

Помнению экспертов, повестка такого диалога не должна ограничиваться сугубоэкономическими вопросами. Обязательными для включения в нее видятся аспекты,связанные с общими трансграничными и внерегиональными вызовами, такими, как:волатильность на рынке углеводородов, санкции как феномен новойполитико-экономической реальности, наркотрафик, ухудшение ситуации в Афганистанеи активизация деятельности ИГИЛ, иные угрозы. Здесь Россия, Казахстан, Китай ииные государства-участники ЭПШП могли бы опираться на механизмы ОДКБ и ШОС,усиливая кооперацию по противодействию внутренним и внешним вызовам.

Витоге, отмечают авторы доклада, Центральная Евразия, а затем и большая Евразиядолжны стать примером «игры с положительной суммой для всех, примеромдоминирования сотрудничества над соперничеством». Более того, по их мнению,налаживание подобной зоны сотрудничества в перспективе может привести к другомулогическому проекту – созданию большого Евразийского сообщества (или дажесоюза) сотрудничества, устойчивого развития и безопасности, открытого не толькона Восток, но и на Запад.

Проектстоит поставить на повестку дня уже в ближайшее время, считают авторы доклада.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение