Местное самоуправление в Казахстане: возможные контуры реформирования. Часть 2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Достаточно здесь вспомнить ситуацию в Атырауской области в период руководства ею небезызвестного Бергея Рыскалиева и после его снятия с этой должности
Местное самоуправление в Казахстане: возможные контуры реформирования. Часть 2
АндрейЧеботарёв   Местное самоуправление в Казахстане: возможныеконтуры реформирования. Часть 2   Что касается осуществления функций самоуправления акимами имаслихатами, то последние из них функционируют только на уровне областей,города республиканского значения, столицы республики, районов и городовобластного значения. Поэтому в селах, сельских округах, поселках и городахрайонного подчинения МСУ фактически отождествляется с местной исполнительнойвластью.    В отношении же акимов отмеченных выше административно-территориальныхединиц следует отметить, что с 2012 года их вступление в свою должностьосуществляется выборным путем. В связи с этим в августе 2013 были проведенысоответствующие выборы, по результатам которых свои должности заняли 2457акимов. В том числе 2101 акимов сельских округов, 190 – аулов, 119 – поселков и47 – городов районного значения. Вместе с тем выборщиками в данном случае выступили депутаты районныхмаслихатов. А выдвижение кандидатов в акимы указанных населенных пунктовявляется исключительной компетенцией акимов соответствующих районов. Поэтомувыборность в данном случае является откровенно формальной. Но самое важное то,что, не будучи избранными непосредственно жителями сельских и городских населенныхпунктов, данные акимы не являются реально подотчетными им по вопросам своейдеятельности. В целом, полноценной системы МСУ, соответствующей международнымстандартам и, прежде всего, Европейской хартии местного самоуправления, а такжеимеющей четкие разграничения по функциям и полномочиям с государственнойвластью, в Казахстане практически не создано. Основными причинами этогообстоятельства следует считать: 1) нежеланиеправящей элиты делиться своими властными полномочиями и ресурсами, которые она,благодаря этим полномочиям контролирует. Особенно это характерно длярегионального и местного уровней. Не случайно в связи с этим, что сам президентРК Нурсултан Назарбаев, к примеру, на прошедшем 28 ноября 2012 года совещаниипо развитию регионов отметил превращение некоторых акимов в «удельных князьков»;   2) вполнеобоснованные опасения руководства страны утратить контроль на местах в силувысокого уровня регионализма и родовых отношений среди местных элит. Достаточноздесь вспомнить ситуацию в Атырауской области в период руководства еюнебезызвестного Бергея Рыскалиева и после его снятия с этой должности; 3) низкийуровень политической культуры, гражданского сознания и персональнойответственности за развитие дел в стране в целом и в местах своего непосредственногопроживания среди большинства казахстанцев. Показательным в этой связи является,в частности, равнодушие многих городских жителей к происходящему в их домах иво дворах и, как следствие, несовершенство в работе многих кооперативовсобственников квартир (КСК). Хотя те же КСК следует использовать какмикромодель местного самоуправления и под их эгидой самостоятельно совместнымиусилиями жильцов решать вопросы отдельных домов или жилищных комплексов иприлегающей к ним территории. В этих условияхзаявленные в рамках «100 конкретных шагов» меры по формированию транспарентногои подотчетного государства в процессе своей будущей реализации рискуют статьнеполными, с точки зрения выполнения определяющих их целей, и/или формальными. Поэтому в интересах дальнейшего развития местногосамоуправления целесообразно дополнить соответствующие шаги следующими мерами: 1. Провести четкое разграничение между местнымгосударственным управлением, с одной стороны, и местным самоуправлением, сдругой стороны, по правовой (через принятие отдельного закона «О местномсамоуправлении»), организационной (через разграничение компетенций иполномочий) и финансовой линии. 2. Ввести иузаконить институт территориальногообщественного самоуправления в лице сходов и собраний жителей сельскихнаселенных пунктов и внутригородских сообществ (микрорайоны, кварталы и т.д.),формируемых ими выборным путем комитетов местного самоуправления (КМС), атакже  КСК, призванных решатьспецифические локальные задачи на территории соответствующих сообществ. 3. Усилить сходыи собрания в сельских населенных пунктах и городах районного значения, включаяупрощение порядка их созыва с заменой в нем разрешительной составляющей науведомительную, наделение их полномочиями осуществления общественного контроляза деятельностью местных акимов и т.д.  4. Четко определить компетенцию и сферыдеятельности органов территориального общественного самоуправления, включивсюда вопросы управления вверенной им коммунальной собственности, обеспечения  общественногопорядка, охраны окружающей среды, благоустройства соответствующих территорий, оказания определенной помощи гражданам изсоциально незащищенных групп населения и т.д. В соответствие с этим следует определить государственныефункции, которые можно будет передать в сферу территориального общественного самоуправления. 5. Принять мерыпо совершенствованию организационно-правовых основ и механизмов создания идеятельности кооперативов собственников квартир в соответствие с правамиграждан как собственников квартир и иных жилых помещений, включая изучение иповсеместное внедрение позитивного опыта работы отдельных КСК и их объединений(ассоциаций). 6. Определить экономическую основу территориальногообщественного самоуправления и деятельности его органов, включивсюда переданные им во владение и/илиуправление объекты коммунальной собственности, доходы от их эксплуатации и инойкоммерческой деятельности, целевыесборы среди членов местных сообществ, добровольные взносы и пожертвования физических и юридических лиц и т.д.  Таким образом, для создания в Казахстанеполноценного местного самоуправления первоначально следует развить и усилитьего первичное звено, олицетворяемое территориальным общественнымсамоуправлением и его органами. Самое главное, что эти органы должны действоватьпараллельно с государственными, не зависеть от них ворганизационно-административном отношении и выступать в качестве их полноценныхпартнеров в процессе управления делами соответствующих территорий (сообществ). Чтокасается вывода местного самоуправления на уровень публичной власти, то покаопределенные перспективы этого просматриваются в предвыборном заявлении главыгосударства относительно решения вопроса о новой системе выборности местныхисполнительных органов. В этой связи целесообразно изучить возможности перехода кизбранию тех же акимов сельских населенных пунктов и городов районного значениявсеми местными жителями непосредственно либо через выдвинутых из их числавыборщиков. Тем более, что оба механизма такой выборности были опробованы в 1999и 2001 гг. в экспериментальном порядке. При этом выборы данных акимовобязательно должны стать альтернативными и конкурентными, а претенденты на этидолжности выдвигаться исключительно из числа местных жителей и уроженцевсоответствующих районов. Главное, чтобы политическая воля на все это сверхубыла подкреплена действительным желанием и готовностью снизу.    

Поделиться: