ЕАЭС-2015: нам с Китаем по пути?!

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Как видно, потенциал для сотрудничества большой и главное его правильно реализовать, но для этого надо уметь работать с китайскими партнерами, хотя бы так, как это делает Казахстан. Чем же казахстанский опыт сотрудничества с Китаем полезен странам ЕАЭС?
ЕАЭС-2015: нам с Китаем по пути?!
 Последний майский визит Си Цзиньпина вКазахстан, Россию и Беларусь, подписание меморандумов о сотрудничестве сРоссией и активное обсуждение китайскими экспертами взаимодействияЭкономического пояса Великого Шелкового пути и ЕАЭС заставляет задумать о том –насколько действующая евразийская интеграция входит в конкуренцию или всотрудничество с планами Китая? Для того чтобы ответить на этот вопрос надорассмотреть следующие аспекты международной политики:•       Сотрудничествос Китаем стран ЕАЭС – нынешнее состояние•       Перспективысопряжения ЕАЭС и ЭПВШП•       Проблемысопряжения ЕАЭС и ЭПВШП•       Готовали инфраструктура ЕАЭС к сотрудничеству с ВШП?•       Чемказахстанский опыт сотрудничества с Китаем полезен странам ЕАЭС?Начнем с текущего состояния. Ниже в таблицеесть оценка сотрудничества стран ЕАЭС (пока мы Армению и Кыргызстан не берем,потому что они находятся вне планов Китая по развитию Экономического поясаВеликого Шелкового пути)  - зеленый цветпоказывает высокий уровень сотрудничества с Китаем по сравнению с другимистранами, желтый – средний, красный – низкий. Сотрудничество с Китаем стран ЕАЭС –нынешнее состояние Аспект сотрудничества Казахстан Россия Беларусь Торговля товарами Экспорт в Китай 9 815 миллионов долларов, импорт из Китая 7 367 миллионов долларов Экспорт в Китай 41 600 миллионов долларов, импорт из Китая 53 680 миллионов долларов Экспорт в Китай 641,5 миллиона, импорт из Китая 2371,2 миллиона долларов в 2014 году Торговля услугами -   - Экспорт в Китай 372,4 миллиона, импорт из Китая 588,8 миллиона долларов в 2014 году Внешний долг Китаю На 2015 год  15 969 миллионов долларов   Около 4 миллиардов долларов и тенденция к росту Инвестиции (Китая в страну ЕАЭС) В период с 2005 по 2015 год 12 741 миллионов долларов В период с 2007 по 2014 годы 3 102 миллионов долларов Всего 118,5 миллионов долларов Трансграничные переводы физических лиц (из стран ЕАЭС в Китай) Около 400 миллионов долларов в год Около 824 миллионов долларов в 2014 году   Совместные предприятия (в странах ЕАЭС) 641 предприятие, из которых 39 крупные   164 компании  Трудовая миграция (из Китая в страны ЕАЭС)       Как видно из таблицы, то в сравнении страныЕАЭС во взаимодействии с Китаем выглядят так: Россия – большой объем товарооборота и в пользу Китая, но остальные сферы сотрудничества провисают, что очень плохо, так как торговля не дает долгосрочного и тесного сотрудничества Казахстан – высокий не только товарооборот, но и инвестиции и количество совместных предприятий; практически наилучшее сотрудничество с Китаем у Казахстана не только в ЕАЭС, но и в СНГ в целом. Беларусь – практически высок только уровень внешнего долга Китаю и импорт из Китая, во всех остальных сферах уровень сотрудничества очень низкий в силу как закрытости экономики Беларуси, так и по другим причинам. Тоесть ситуация в странах весьма разнится и дело тут не только в разностиэкономик, но и политической готовности элит сотрудничать с Китаем. Однако надопонимать, что международная ситуация такова, что усиливать сотрудничество сКитаем придется всем – в силу стагнации экономики России и отсутствие доступа Россиик рынкам долгосрочных кредитов. Вчем будет будущее сотрудничество ЕАЭС и Китая успешно? Перспективы сопряженияЕАЭС и Экономического пояса Великого Шелкового пути положительны в следующихсферах: Развитие железных дорог и автодорог -  для транзита китайских товаров в Европу, Закавказье и на Ближний Восток Поставки энергоресурсов в Китай – в частности, газа и нефти, причем приоритет в силу специфики новой энергетической политики Китая отдается газу. Совместные индустриальные проекты – в основном китайские предприятия на территории ЕАЭС для экспорта продукции в Китай или потребления на местном рынке Инвестиции из Китая в страны ЕАЭС Совместные инфраструктурные проекты, то есть развитие железных дорог, трубопроводов и портов, а также логистической инфраструктуры вокруг этого. Торговля стран ЕАЭС с Китаем Приграничное сотрудничество на границе Казахстана, России и Кыргызстана с КитаемНадо отметить, что в целом большое количество грузов из Китая в Европусделает затем перевозки из Европы существенно дешевле для стран ЕАЭС –перевозчикам необходимо будет оправдать свои траты, и поэтому они будут снижатьцены. Но не все так радужно, как кажется на первый взгляд – есть и проблемы. Проблемысопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Великого Шелкового пути возможны вследующих сферах: Плохое сочетание торговли и индустриализации – улучшение торговли с Китаем ставит крест на планах стран ЕАЭС по индустриализации и поддержке своего производителя Слабые технические возможности российских железных дорог не позволяют пока развивать широкомасштабный транзит из Китая в Европу Конкуренция в области производства ряда вида техники, особенно промышленного оборудования – Китай при кредитах и инвестициях обговаривает использование оборудования собственного производства Настороженность к китайским инвестициям из-за синофобии и боязни затем вытеснения китайцами других компаний из этих секторов Разные уровни стратегического мышления – у китайцев планирование идет на гораздо более длительный срок, чем в странах ЕАЭС Настороженность по поводу китайских транспортных путей – из-за гипотетической угрозы китайского военного вторжения Переход Китая от двусторонних  переговоров к многосторонним переговорам  - это большое изменение в китайской дипломатии, которое довольно тяжело осуществитьНадо заметить, что единственная страны вЕАЭС, которая до этого всячески сопротивлялась китайскому проникновению врегион и блокировала деятельность ШОС – это Россия. Именно от изменения еепозиции будет зависеть отношения между ЕАЭС и ЭПВШП. Пока надо констатироватьследующее:•       Естьопределенная конкуренция между ШОС и евразийской интеграцией, правда этаконкуренция не критична и не способна ухудшить отношения между Россией и Китаем•       Естьопределенная небольшая конкуренция между Россией и странами региона за поставкинефти и газа в Китай, но учтя небольшие доли стран на этом рынке пока онамаленькая•       Россияи Китай будут нести совместную ответственность за безопасность региона послевывода войск международной коалиции из Афганистана•       Несмотряна самый большой товарооборот, Китай оставался до недавнего времени внероссийских приоритетов, как и вся политика в АзииОднако санкции ипротивостояние с США и ЕС послужили к тому, что Россия начинает восприниматьАзию и Китай как один из важных векторов своей политики. Одним из индикаторовизменения политики России, пусть небольшим, но показательным, является, то, чтона Боаский форум (одно из главных событий в Азии) от России приехал как обычноне заместитель министра, а первый вице-премьер Игорь ШуваловНо все это политические  сложности, но есть и технические. Как видно изтаблицы, ключевая проблема – состояние инфраструктуры в России, которая внастоящее время перегружена и не способна принять большой поток китайскихгрузов. Готова ли инфраструктура ЕАЭС ксотрудничеству с ВШП? Вид инфраструктуры Степень готовности Автодороги Только на территории Казахстана и Беларуси Железные дороги Только на территории Казахстана и Беларуси Газопроводы Нет Нефтепроводы Полная Морские порты На Балтийском море, на Черном море порты не готовы Сами китайцы с 2011 года пытаются сами организоватьпоставки товаров по железной дороге в Европу, но пока это не сильно получается.Эта деятельность выглядит так:•       Внастоящее время Китай развивает следующие железнодорожные маршруты вЕвропу  - Ухань-Синьцзян-Европа с 24 апреля 2014 года, Чунцин-Синьцзян-Европа с 28января 2011 года, Чэнду-Европа, Чжэнчжоу-Синьцзян-Европа с 18 июля 2013 года , Чанъаньхао (из Сианя) с28 ноября 2013 года, Уи-Европа с 20 января 2014 года. •       Наиболееуспешным маршрутом в настоящее время является «Чунцин-Синьцзян-Европа».Протяженность данного маршрута 11 179 километров, начинается в Чунцине,проходит через Сиань, Ланьчжоу и Урумчи, далее следуя через Казахстан, Россию,Беларусь, Польшу и заканчиваясь в немецком городе Дуйсбург.  В период с 28 января 2011 года и по 24 января2014 года было отправлено 96 составов, 8434 контейнеров с товарами на сумму 3миллиарда долларов США. Время в пути составляет 16 дней, что существеннобыстрее морских перевозок, однако дороже из-за российских тарифов. •       Такжедля примера можно привести рейс «Ухань-Синьцзн-Европа» - время в пути 15 дней,что примерно на месяц меньше, чем по морским маршрутам, транспортные расходы на80 процентов ниже, чем на авиаперевозки Как видно, потенциал для сотрудничествабольшой и главное его правильно реализовать, но для этого надо уметь работать скитайскими партнерами, хотя бы так, как это делает Казахстан. Чем же казахстанскийопыт сотрудничества с Китаем полезен странам ЕАЭС?•       Стратегиямежгосударственных переговоров•       Опытполучения китайских инвестиций•       Опытрегулирования китайской рабочей силы•       Опытполучения китайских кредитов•       Тактикавзаимоотношений с китайскими инвесторами•      Ну и как верно отметил Данияр Ашимбаев – «Казахстан –это страна, где премьер-министр, председатель Сената и Секретарь СоветаБезопасности могут спокойно друг с другом общаться по-китайски», то есть надоиметь в элите людей, которые понимают китайцев.На основании всеговышесказанного можно сделать следующие выводы:•       ЕАЭСи ЭПВШП являются взаимодополняющими проектами, которые во многом подходят другдругу.•       Однакодля улучшения отношений необходим массированное улучшение инфраструктуры в ЕАЭСи заход китайских инвестиций.•       ВРоссии из-за инерции мышления пока есть противники улучшения сотрудничества сКитаем, хотя санкции подвигают на обратные действия.•       СоюзЕАЭС и ЭПВШП создает мощное континентальное пространство сопряженной экономики,которое улучшит взаимоотношения КНР и стран ЕАЭС с Евросоюзом. Марат Шибутов

Поделиться: