Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Местное самоуправление в Казахстане: возможные контуры реформирования. Часть 1

31.05.2015

Автор:

Теги:

Многочисленные проблемы и сбои в системе государственной власти вочередной раз создали запрос на привлечение граждан и институтов гражданскогообщества к управлению делами, по крайней мере, местного и региональногозначения. Отсюда и предвыборное заявление президента РК Нурсултана Назарбаеваотносительно формирования транспарентного и подотчетного государства. Этотпроцесс, в частности, предполагает вовлечение заинтересованных граждан черезмеханизм «открытого правительства» в процесс принятия решений госорганами всехуровней, участие представителей общественности в распределении бюджетныхсредств в регионах и передачу институтам гражданского общества полномочий пооказанию социально значимых государственных услуг.

В поствыборный период все это нашло свое отражение в «Плане нации «100конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государстваНурсултана Назарбаева». При этом участие граждан в процессе принятия решений заявлено«через развитие саморегулирования и местного самоуправления». Кроме того, всельских населенных пунктах и городах районного значения планируется ввести«самостоятельный бюджет местного самоуправления».

Практическая реализация соответствующих мер так или иначе станетопределенным шагом вперед в ходе формирования в Казахстане местногосамоуправления (МСУ), который имеет достаточно сложную историю. Тем более, чтов текущем 2015 году начался второй этап реализации Концепции развития местногосамоуправления в Республике Казахстан, утвержденной Указом Президента РК от 28ноября 2012 года. Данный процесс, аналогично многим официальным планам ипрограммам, должен завершиться в 2020 году и привести в конечном итоге ксозданию эффективной системы органов МСУ, «обладающих определеннойэкономической и финансовой самостоятельностью, способных оказать помощьгосударству в проведении социально-экономических преобразований и решать различныевопросы местного значения».

При этом основной акцент делается не столько на деятельность указанныхорганов МСУ, а на повышение роли и участия сельского и городского населения врешении вопросов благоустройства соответствующих населенных пунктов, получениякачественных жилищно-коммунальных услуг, улучшения санитарного состояния,обеспечения общественного порядка и т.д. Так что в «Плане нации» власти по сутидела возвращаются к тому, о чем ими было заявлено еще более 2,5 лет назад.

Вместе с тем среди широкой общественности рассматриваемые мерывызывают большие сомнения и скепсис. Основной причиной таких настроений следуетсчитать чрезмерно затянувшийся и приведший к неоднозначным промежуточнымрезультатам процесс по развитию МСУ в Казахстане. Следует отметить, что запериод 1997-2007 гг. правительство неоднократно разрабатывало и вносило впарламент законопроекты, посвященные данной тематике. Однако через определенноевремя они были отозваны. Главным недостатком практически всех этих документов былостремление создать местное самоуправлениене как систему публичной власти на местном уровне, а фактически в качествеодной из форм неправительственных организаций.

Не нашла также своего практического применения и Концепция к проекту закона«О местном самоуправлении в Республике Казахстан», разработанная в ноябре 2008года Институтом парламентаризма НДП «Нур Отан». Наконец, не стали востребованнымивластью и многочисленные альтернативные предложения по введению МСУ, разработанныеи представленные различными общественными структурами и отдельными лицами.

Тем не менее, казахстанские власти продолжили поиск оптимального длясебя формата МСУ. В результате они пришли к беспрецедентному и практически неимеющему аналогов за рубежом решению - приданиюстатуса органов МСУ органам местного государственного управления в лице акимови маслихатов.

Правовые основы такой системы нашли свое отражение в поправках,внесенных в Конституцию РК в мае 2007 года, а также в принятом 9 февраля 2009года законе «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные актыРеспублики Казахстан по вопросам местного государственного управления исамоуправления». Впоследствии были приняты отмеченная выше Концепция развитияместного самоуправления и, в ее развитие, закон «О внесении изменений идополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросамразвития местного самоуправления» от 13 июня 2013 года.

Объективности ради нельзя не отметить в этой связи следующие шагивперед. Во-первых, расширение правовой институционализации МСУ вследствие долгожданногозаконодательного определения в 2009 году самой данной системы и ее организационныхоснов.

Во-вторых, признание властями в 2012 году важности концептуального подходак определению оптимальной, по их мнению, модели местного самоуправления вреспублике. Прежде же разрабатываемые и принимаемые по вопросам МСУзаконодательные и подзаконные акты не имели четкого концептуального обоснования.

В-третьих, предоставление гражданам как членам местных сообществ правопроводить сходы и собрания данных сообществ для рассмотрения различных вопросовместного значения. Таким образом, сходы и собрания местных сообществ фактическистали низовыми институтами МСУ, наделенными определенной компетенцией.

Однако при всем этом в данной системе действует целый комплекс«сдержек и противовесов», не позволяющей казахстанцам проявить в полной мересвои самоуправленческие устремления и инициативы. В том числе это касается ипроведения отмеченных выше сходов и собраний. Прежде всего, согласно закону «Оместном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» от23 января 2001 года созыв этих мероприятий относится к исключительнойкомпетенции акимов сельских населенных пунктов и городов районного значения,даже если инициаторами их проведения выступают местные жители. 

Кстати, инициаторы созыва схода должны составлять не менее 10% отобщего числа жителей соответствующих населенных пунктов. Согласно закону «Обадминистративно-территориальном устройстве Республики Казахстан» от 8 декабря1993 года, к примеру, в городах районного значения и поселках численностьнаселения составляет не менее 10 тыс. и 2-3 тыс. человек соответственно. Притаком раскладе желающим провести в этих населенных пунктах сход по тем или инымвопросам надо очень серьезно постараться, чтобы убедить необходимое количество своихземляков поддержать их инициативу.

Еще более громоздким является порядок проведения собрания местногосообщества. Для этого сперва нужно провести сход, который определит составучастников собрания и срок, на который они делегируются. И только потом неменее 10% этих лиц могут выступить с инициативой созыва собрания.

При этом, если инициатива созыва схода и/или собранияисходит от граждан, то они должны обратиться с заявлением по этому поводу к акимурайона или города областного значения, в чью юрисдикцию входит  соответствующий сельский или городскойнаселенный пункт. Так что порядок проведения сходов и собраний местнымижителями является разрешительным. Данную ситуацию усугубляет отсутствие взаконе четких оснований для возможного отказа определенным акимом инициаторам указанныхмероприятий в их проведении, а также возможностей этих людей для обжалованиятакого решения.

Помимо всего этого решения сходов и собраний местных сообществфактически должны быть одобрены местными акимами. Если же последние с ними несогласны, то либо проводятся повторные обсуждения по вопросам, вызвавшим этонесогласие, либо эти вопросы передаются на рассмотрение вышестоящим акимам.

Таким образом, права жителей сел, сельских округов, поселков и городоврайонного значения на проведение сходов и собраний местного сообщества,реализацию принятых по их результатам решений и, следовательно, нанепосредственное участие в процессе местного самоуправления сильно ограничены. Самисходы и собрания не имеют исполнительно-распорядительных полномочий ифактически проводятся в формате общественных слушаний с рекомендательнымхарактером принятых ими решений. Реализация же этих решений местными исполнительнымиорганами возможна лишь тогда, когда добро на это даст местный или вышестоящийаким.

Продолжение следует

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение