Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан: 100 шагов за горизонт

28.05.2015

Автор:

Теги:
  | Александр Цинкер (Израиль)
президент ICES, директор Института стран Восточной Европы и СНГ
    С огромным интересом прочитал на днях документ "100 конкретных шагов Президента Н. Назарбаева", представляющий собой развернутую программу по реализации реформ в области государственного строительства, экономики и общественной жизни Казахстана.

Нелепо было бы отрицать, что за последние десятилетия Казахстан совершил мощный рывок в будущее, по праву заняв место региональной сверхдержавы, без участия которой уже немыслимы какие-либо серьезные экономические и политические сдвиги – как на Азиатском континенте, так и на постсоветском пространстве. Однако "100 конкретных шагов", вне сомнения, призваны дать новый импульс развитию этой страны, помочь превращению Казахстана в одно из самых динамично развивающихся государств планеты, подлинно мировую державу. Учитывая масштабы и потенциал Казахстана, реализация такой задачи ему вполне по плечу, и "100 конкретных шагов" могут сыграть в этом определяющую роль.

Признаюсь, что наибольший интерес вызвал у меня четвертый раздел документа – "Идентичность и единство". Возможно, некоторые сочтут не его столь значимым, но на самом деле именно он является центральным – хотя бы потому, что проблема построения гражданского общества, изменения общественного мышления, формирования новой государственно-национальной идентичности и объединения на ее основе общества является одной из главных для всех стран постсоветского пространства. В решении этой проблемы – ключ к решению всех других проблем, так как без изменения массового сознания невозможны и позитивные изменения во всех остальных областях жизни.

Н. Назарбаев наметил предельно ясные и конкретные пути решения этой задачи, и лично я не припомню, чтобы в последнее десятилетие где-либо в мире появлялся аналогичный документ такого масштаба. Большинство идей этого раздела, безусловно, заслуживают того, чтобы их позаимствовали и другие страны СНГ.

Не менее интересны и другие части "100 конкретных шагов", но опять-таки лично у меня сложилось мнение, что они заслуживают того, чтобы стать предметом самого широкого обсуждения казахстанским парламентом. Возможно, они нуждаются в некоторой доработке – поскольку хотелось бы, чтобы парламентарии Казахстана также проявляли большую активность, развивали бы идеи своего президента, выступали бы в качестве его сподвижников и соратников. Думается, этого хочет и сам президент Назарбаев, ведь именно таким – подлинно демократичным, но вместе с тем учитывающим национальные особенности и традиции казахского общества – он видит будущее своей страны. Это ясно следует из раздела о механизмах реализации реформ.

Если, как уже было сказано, многие из предлагаемых президентом Назарбаевым шагов заслуживают того, чтобы они были восприняты другими странами, то, думается, окончательная редакция этого документа также должна учитывать позитивный опыт других стран.

Лично у меня сложилось впечатление, что "100 конкретных шагов", обеспечивая необходимую прозрачность власти, контроль государственных расходов и т.д., все еще не обеспечивают должного контроля за тем, как исполняются решения президента Национальной комиссией, насколько эффективно работают властные структуры. С этой точки зрения, думается, было бы неплохо, если бы в Казахстане было создано новое ведомство, аналогичное израильскому институту госконтролера. Будучи совершенно независимым, находящимся в подчинении лично Президенту, этот орган проводил бы проверку деятельности госструктур со всех точек зрения, а не только, скажем, с аудиторской, и ежегодно представлял бы Президенту и обществу отчеты о своей деятельности.

Но, повторю, в любом случае "100 конкретных шагов" представляют собой весьма значимый документ, призванный сыграть огромную роль в выведении Казахстана на новые рубежи развития. Понятно, что политика – "искусство возможного", а реализация даже самого лучшего и реалистичного комплексного проекта порой невозможна на все 100%. Данная программа, с точки зрения программно-целевого метода управления, может рассматриваться как подробнейшее описание набора действий, позволяющих приблизиться к поставленной цели по кратчайшей траектории. Поэтому вопрос максимальной реализации этого манифеста президента во многом будет зависть от его сподвижников в парламенте и правительстве, а также от готовности самого общества Казахстана принять и реализовать эти идеи.


Экспертный Центр ICES

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение