Виталий Меркушев: Многополярность вкусов. У Черноморского Форума Виноделия будет свой рейтинг

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Создаются новые, альтернативные американским грандам, международные рейтинговые агентства в Китае и Бразилии, есть такие планы и в России. Монополия "большой тройки" пока сохраняется, но на последнем саммите BRICS в Бразилии китайские экономисты уже впрямую, без "восточного этикета", заявили, что они зачастую рекомендуют своим корпорациям действовать от противного. То есть, когда "большая тройка" снижает рейтинг и не рекомендует инвестировать, то как раз время вкладываться в эту страну, что называется, на низком старте, в условиях обычной в случаях падения рейтингов снижения стоимости активов.
Виталий Меркушев: Многополярность вкусов. У Черноморского Форума Виноделия будет свой рейтинг
 Спор о рейтингах в мире идет давно. Активно ведется критика "большой тройки" глобальных рейтинговых агентств (Fitch, Standard & Poor’s и Moody's), занимающихся присвоением корпоративных и суверенных кредитных рейтингов. Об этом пишет директор ЕСПИ, эксперт Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова Виталий Меркушев:"Создаются новые, альтернативные американским грандам, международные рейтинговые агентства в Китае и Бразилии, есть такие планы и в России. Монополия "большой тройки" пока сохраняется, но на последнем саммите BRICS в Бразилии китайские экономисты уже впрямую, без "восточного этикета", заявили, что они зачастую рекомендуют своим корпорациям действовать от противного. То есть, когда "большая тройка" снижает рейтинг и не рекомендует инвестировать, то как раз время вкладываться в эту страну, что называется, на низком старте, в условиях обычной в случаях падения рейтингов снижения стоимости активов. Совсем недавно спор о рейтингах вновь встал с новой остротой: глобальная англо-американская "большая тройка" (Times Quacquarelli Symonds (QS), Times Higher Education (THE) и Thomson Reuters) уже университетских рейтингов неожиданно резко подняла статус МГУ и некоторых других российских вузов и университетов "развивающихся стран". THE в 2015 г., например, вообще повысила рейтинг репутации МГУ на 30 мест, переместив по этому рейтингу ведущий российский университет аж на 25-е место в мире, что беспрецедентно для первой сотни университетов мира. Что же произошло всего за один год с "развивающимися" (с точки зрения англо-американских экспертов) университетами России? Репутация в высшем образовании и науке не завоевывается за один год! Тем более, 2014-2015 академический год для России в условиях кризиса и некоторого снижения финансирования высшей школы не может считаться прорывным. Ответ, очевидно, находится в смежной сфере: университеты BRICS уже активно создают свои рейтинги и начинают впрямую саботировать англо-американские рейтинги. Агентства, которые стоят за глобальной "рейтинговой тройкой" в университетском образовании и науке, очевидно, понимают угрозу потери этого рынка и уже несколько корректируют свои подходы в пользу бунтарей.Как ни удивительно, но в виноделии тоже "рейтингуют на троих", здесь также есть своя эксклюзивно американская глобальная "большая тройка" – экспертные медиа, определяющие рейтинг того или иного вина по потребительским свойствам (Wine Enthusiast, Wine Spectator и Wine Advocate). Вино – не только искусство, но и бизнес, и это доказывает реакция рынка на оценки рейтинговых селебритис. К примеру, повышение оценки отдельно взятого вина с 85 до 95 баллов (по 100 бальной системе) дает компании до USD 10 млн дополнительной прибыли. Есть за что бороться!Эксперты этой "большой тройки" относят все страны черноморского региона к развивающимся винодельческим регионам, остро подчеркивая негативный характер советского и социалистического влияния на развитие виноделия (причем здесь не имеется ввиду известная антиалкогольная компания конца 1980-х гг, о которой они почти не вспоминают; да и в Западном и Южном Причерноморье ее не было, они говорят обо всем советском и социалистическом периоде). Данная позиция, с точки зрения многих экспертов (и не только из региона), достаточно спорная, тем более, учитывая, что само виноделие, и это общепризнано археологами мира, возникло на Южном Кавказе. Существует масса уникальных автохтонных и региональных сортов винограда, виноделие – исконное занятие в большинстве стран черноморского региона, вина региона по своим уникальным потребительским качествам заслужили, по крайней мере, несколько более высокие оценки, чем им обычно выставляют глобальные эксперты. Действительно, как и в случае с университетскими рейтингами, совсем уж вина стран бассейна Черного моря глобальные эксперты не игнорируют, но список вин, попадающих в рейтинги, очень краток и оценки, как правило, невысокие. Безусловно, то, что касается наиболее известных дегустационных конкурсов, то здесь у черноморских вин несколько больше достижений, иногда вина региона берут даже золото. Но нужно понимать, что эти конкурсы зарабатывают на плате за образцы, представленные на дегустацию, поэтому организаторы подобных конкурсов заинтересованы в более широком представительстве. Вместе с тем их рыночное влияние в эпоху Интернета значительно меньше, чем рейтингов, которые больше понятны потребителю, приходящему в магазин со смартфоном, в котором быстро находится рейтинг (то есть готовый маркетинговый совет) для того или иного вина.Ведущие рейтинги вина, и это общепризнано, отдают предпочтение насыщенным, полнотелым и темным винам (если речь ведется о красных винах), винам с более концентрированным вкусом и более высоким содержанием алкоголя. Такие тенденции в оценках вина глобальными экспертами особенно усилились в начале XXI века. По советскому ГОСТу, сухими считались вина до 13%, сейчас же на рынке это лишь средний или даже ниже среднего уровень. Высокий уровень шаптализации[1] часто применяется даже всемирно известными винодельческими компаниями, ведь более крепкие вина дольше сохраняются, плюс добавление щепки дает более резкий вкус и запах и все чаще заменяет более дорогостоящую выдержку в деревянной бочке. Вина, сделанные с использованием таких технологий, удобнее для коммерческих целей, они имеют своего массового потребителя. Глобальные компании-чемпионы укрупняются и ставят рекорды по объему производства и выручке, выходя на гигантский уровень – более 100 млн литров в год: первые 10 винодельческих компаний мира – 9 из которых американские и австралийские – производят вместе более миллиарда литров вина в год. Двадцать лет назад миллиард литров вина производили 35 компаний совокупно, быстрое укрупнение здесь налицо. Но нужно ли такое "укрупнение" и "укрепление" для большинства потребителей вин? В черноморском регионе это остается под вопросом, цена ведь при этом не падает, нет и серьезных биомедицинских исследований в этом направлении, но очевидно, что индустриализация виноделия усредняет вкусы. Черноморский регион эти тенденции касаются уже достаточно серьезно, ведь здесь превалируют средние, малые и семейные предприятия. Да и более легкие вина, характерные для некоторых регионов Черноморья, все труднее продавать на рынке. На II Черноморском Форуме Виноделия в Краснодаре 2-3 июля 2015 г. будет вынесен на обсуждение вопрос о собственном рейтинге для вин региона. Черноморский Форум, признавая заслуги ведущих мировых экспертов в развитии виноделия и популяризации вина, не вступая в конкуренцию с грандами, полагает, что виноделы региона нуждаются в дополнительной пиар-поддержке. Такое решение Попечительским советом и правлением ЧФВ было принято после длительных консультаций с рядом известных международных экспертов (среди них есть и Masters of Wine), которые в целом поддержали эту идею и согласились участвовать в этом проекте. Они практически единогласно высказывались в таком духе: "Еще один рейтинг не помешает. Приезжая, к примеру, в Грецию или Грузию, вы ведь обычно не покупаете французское вино. А понять местные сорта не так просто, поскольку в глобальных рейтингах они представлены крайне недостаточно". Позиции авторов публикаций, размещенных на сайте http://gorchakovfund.ru, могут не совпадать с позицией Фонда им. Горчакова. [1] Подсахаривание виноградного сусла, что позволяет существенно увеличить содержание алкоголя в конечном продукте.

Поделиться: