Россия, Москва

info@ia-centr.ru

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

26.05.2015

Автор:

Теги:


 

Козлов Сергей Васильевич, декан факультета политики и международныхотношений Сибирского института управления – филиала РАНХиГС, исполнительныйдиректор НП «Экспертный клуб «Сибирь-Евразия», канд. ист. наук

 

26 апреля 2015 г. вРеспублике Казахстан состоялись внеочередные выборы Президента, на которыхпобеду одержал Нурсултан Абишевич Назарбаев. Этот успех стал очередной вехой вчереде электоральных побед Н.А. Назарбаева. За последние четверть века граждане Казахстанауже неоднократно  проявляли своюподдержку Н.А. Назарбаева посредством участия в выборах и референдуме. 24апреля 1990 г.когда Верховный совет республики избрал Нурсултана Абишевича Первым ПрезидентомКазахстана. 1 декабря 1991 г. состоялись первые всенародные выборы, на которыхза Н.А. Назарбаева было отдано 98,7% голосов. 29 апреля 1995 г. 95,46% казахстанскихизбирателей проголосовали за поддержку инициативы о продлении полномочий Президентадо 2000 г.   10 января 1999 г. на первыхальтернативных выборах главы государства Назарбаев получил 79,78% голосовизбирателей. На выборах 4декабря 2005 г. 91,15% голосов избирателей поддержалокурс Президента. 3 апреля 2011 г.на внеочередных выборах Нурсултан Назарбаев вновь одержал убедительную победуполучив 95,55% голосов избирателей при явке 89,9%. Внеочередные выборы 26апреля 2015 г. вновь продемонстрировали высочайшую поддержку Н.А. Назарбаевакоторый получил 97,75% голосов избирателей при явке в 95,2%.

Прошедшие внеочередныевыборы Президента РК были инициированы Ассамблеей народа Казахстана, Мажилисоми Сенатом и явились ответом на существующие геополитические и геоэкономическиевызовы. Одним из таких вызовов является полиэтничный и поликонфессиональныххарактер казахстанского общества.

Отметим в этой связи, чтосо времен обретения независимости Казахстан прошел непростой путьнационально-государственного строительства. Поиск оптимальной моделиформирования казахской идентичности прошел от этнокультурной регенерации кмультиэтничности и укреплению государственных институтов. Необходимостьвыработки этнополитики и модели общественного согласия стали составляющейчастью политической повестки на многие годы. Наряду с другими постсоветскимигосударствами Казахстан стал полноправным участником мировой политики, заявив осебе как о лидере региональной интеграции в Центральной Азии [5]. Политическаяэлита стала ядром продвижения в общество идеи гражданской и этническойидентичности. Особую роль в этом процессе сыграл Президент Республики КазахстанНурсултан Назарбаев [6].

Казахский политолог М.М. Сарсекеев,исследовавший институциональные механизмы урегулирования этнополитическихпротиворечий, отмечает, что в постсоветском Казахстане решение межнациональных проблемосуществлялось в двух направлениях: созданием институтов общей и специальнойкомпетенции [3]. К первой группе можно отнести те государственные иобщественные органы, которые осуществляют общее политико-административное регулирование внутреннимипроцессами. Вторую группу составляют институты специальной компетенции. Дляукрепления внутреннего положения в стране были созданы общественно-политическиеинституты, непосредственно занимающиеся развитием этнокультурных отношений. Кним следует отнести такие учреждения, как культурно-национальные центры, съездынародов и Ассамблею народа Казахстана. М.М. Сарсекеев выделяет следующие этапыэтноструктурной динамики в Казахстане:

·                     Артикуляционная институционализация – ростнационального самосознания сопровождается артикуляцией требований этническимигруппами политическим институтам.

·                     Консолидирующая институционализация – осознаниеучастниками политического процесса необходимости диалога между властью иобществом.

·                     Институциональная этнополитическая интеграция –Ассамблея народов Казахстана, созданная в 1995 году стала механизмом интеграцииэтнических групп и диалоговой площадкой.

ПредседательствованиеКазахстана в ОБСЕ в 2010 году четко обозначило следующие задачи: продолжениеработы по созданию условий для развития демократических институтов напространстве ОБСЕ, развитие транзитно-транспортного потенциала государств ОБСЕи трансконтинентальных коридоров, решение экологических проблем, укрепление мердоверия и региональной безопасности. Казахстан поставил перед собой амбициознуюцель – войти в клуб наиболее развитых стран мира. Принятием программы «Путь вЕвропу» Казахстан подтвердил значимость европейского вектора в своейвнешнеполитической стратегии. Путь, который выбрал Казахстан, по мнению Т.Токаева, это часть цивилизационной магистрали «Восток-Запад». В этой конструкции находится ряд институтов,построенных по инициативе и при непосредственном участии Казахстана. К нимотносятся и Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, и Съездылидеров мировых и традиционных религий, и инициатива по организации диалогамежду мусульманским миром и Западом [4].

ПрезидентКазахстана Назарбаев – не только Лидер нации в восприятии на евразийскомпространстве. Это созидающий политик, который понимает полноту ответственностиза национально-государственное строительство, укрепление мира и согласия,безопасности на всем евро-азиатском пространстве. Российские политологи считаютНазарбаева политиком номер один в Казахстане [1]. Подтверждая роль новатора иреформатора, нацеленного на поступательные изменения во всех сферах жизниобщества, Н.А. Назарбаев в преддверии апрельских выборов на XVI съезде партии «Нур Отан» представил системное видениебудущего политического, экономического и цивилизационного развития государстваобозначив необходимость проведения пяти институциональных реформ [2]:

1.                 Современное государство для всех. Акцентируя вниманиена необходимости создания профессионального государственного аппарата.

2.                 Верховенство закона и необходимость обеспеченья правсобственности.

3.                 Устойчивая экономика и необходимость формированиясреднего класса.

4.                 Укрепление общенациональных идеалов и ценностей.

5.                 Транспарентное и подотчетное государство.

Пять институциональныхреформ представленных Назарбаевым в качестве кандидата на пост Президента РКпоказали ясность видения программы развития и граждане Казахстана вновь сделаливыбор в пользу нового этапа государственного развития.

На сегодняшний деньсовершенно очевидно, что «Мәңгілік Ел» и 100 шагов по реализации пятиинституциональных реформ направлены не только на формирование общих ценностей исозидательный дух, но прежде всего на создание нации единого будущего исильного государства в эпоху политической турбулентности, асимметрии мировогосуверенитета, кризиса национальных государств и поиска объединяющей идеи навсех континентах мира.

 

Литература

1.Интервью журнала «ЕвроАзия» с Алексеем Власовым. Казахстан – 2011. Что итребовалось доказать [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ia-centr.ru/expert/9826/?print

2. Назарбаев выдвинулпять институциональных реформ доказать[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://total.kz/politics/kazakhstan/2015/03/11/nazarbaev_vydvinul_pyat_institucionalnyh_reform

3. Сарсекеев М.М. Возникновениеэтнополитических противоречий в Республике Казахстан и политические механизмуих решения [Текст]: автореферат дис.к.полит.н.: 23.00.02: Защищена 19.12.2008 /Сарсекеев М.М.; [КНПУ им. Абая]. – Алматы., 2008.

4. Токаев Т. Казахстан изапад в условиях глобализации. – М.: Восток-Запад, 2009. – С.135-137.

5. Bhavna D. Kazakhstan:ethnicity, language and power. – London,New York, 2007.

6. Sally N. Cummings Legitimation and identification in Kazakhstan //Nationalism and ethnic politics. – Volume 12. – Issue 2. – 2006. – P.177-204.

 

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение