Р.Бурнашев: Казахстан и расширение ЕАЭС (проблемные точки).

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Общая критика хорошо всем известна. Она включает в себя критику политического развития ЕАЭС. Эта критика, которую можно назвать «явной, для Казахстана крайне актуальна. Носителя этой точки зрения говорят, что ЕАЭС развивается как политический проект. Развитие этого международного института предполагает формирование надгосударственных органов. При этом возникает классическая дилемма, связанная с интеграцией. Это вопрос, не ведёт ли эта интеграция к той или иной форме потери суверенитета. В частности, в Казахстане предложение о введении единой валюты рассматривается именно в этом контексте.
Р.Бурнашев: Казахстан и расширение ЕАЭС (проблемные точки).
Рустам Ренатович Бурнашев, профессор факультета социальных наук  Казахстанско-немецкого университета, PhD, г.Алматы (Республика Казахстан) Я не буду претендовать на всеобъемлющийсистемный обзор проблематики. Обозначу лишь те проблемные точки, которыесвязаны с расширением ЕАЭС, которые вижу я, как исследователь, и которыеподнимаются другими экспертами в Казахстане. Это будет сделано через призмуполитологического подхода. Я не буду затрагивать экономический анализ,поскольку я не являюсь специалистом в сфере экономики.То обстоятельство, что я в процессевыступления буду делать акцент на проблемных точках не значит, что ярассматриваю ЕАЭС абсолютно с негативной стороны. В настоящее время мы можемабсолютно чётко говорить, что Таможенный союз и ЕАЭС – это некоторая данность.В их существовании есть плюсы, есть минусы ‘экономического  характера, которые можно анализировать. Новсегда интереснее посмотреть минус, поэтому я остановлюсь именно на критическихточках, которые я хотел бы обозначить.С моей точки зрения, ЕАЭС как данностьимеет три вектора развития. Первый вектор – это вектор совершенствованиявзаимодействия. Когда формируется какая-то система, тем более, если этомеждународная система, она не может быть сразу создана в идеальной форме. Двадополнительных вектора являются необязательными. Они во многом зависят от тоймодели, которая выбирается для международной структуры. Первый из них - это векторуглубление сотрудничества. Для Таможенного союза этот вектор былизначально задан. Сразу было оговорено, что Таможенный союз – это лишь первыйэтап взаимодействия трёх стран, а далее необходимо будет выходить на всё болееи более глубокую интеграцию. В зависимости от идеологических установокпредставителей тех или иных стран ставился даже вопрос о переходе кполитической интеграции. Многие настаивали, что процесс интеграции затронеттолько экономическую сферу.  В любомслучае, этот вектор тоже проявлялся, и он является вектором развития ЕАЭС. Инаконец, третий вектор – это вектор расширения ЕАЭС, направленныйна включение в эту структуру новых участников. Мы сталкиваемся с классическоймоделью развития любой формы международного сотрудничества. При становленииЕвропейского союза и других международных организаций всегда проявляютсяназванные мной три направления. Эти направления порождают определённыепроблемные точки, которые требуют осмысления.Критические точки в развитии ЕАЭС могутбыть разделены на две большие группы: критические точки, связанные с существованием ЕАЭС; критические точки, связанные с расширением ЕАЭС. Общая критика хорошо всем известна. Онавключает в себя критику политического развития ЕАЭС. Эта критика, которую можноназвать «явной, для Казахстана крайне актуальна. Носителя этой точки зренияговорят, что ЕАЭС развивается как политический проект. Развитие этогомеждународного института предполагает формирование надгосударственных органов.При этом возникает классическая дилемма, связанная с интеграцией. Это вопрос,не ведёт ли эта интеграция к той или иной форме потери суверенитета. Вчастности, в Казахстане предложение о введении единой валюты рассматриваетсяименно в этом контексте. Это предложение было воспринято крайне негативно,поскольку оно сразу стало интерпретироваться через призму потери суверенитета.Противники введения единой валюты утверждают, что в случае принятия этой мерыКазахстан будет терять свой финансовый суверенитет. Именно поэтому этипредложения являются неприемлемыми. Причём, неприемлемыми в принципе.Вторая линия критики существования ЕАЭС связанас выделением экономического вектора. В Казахстане она чаще всего носит«свёрнутый» характер, т.е. проявляется не столь явно, как критика политическогоразвития ЕАЭС. Сторонники этого подхода говорят, что нет чётких индикаторов,которые бы помогали говорить об эффективности или неэффективности Таможенногосоюза, а теперь уже ЕАЭС. С этой точки зрения, и критика, и поддерживающиеаргументы сводятся к оперированию частными случаями. Критика функционированияЕАЭС чаще всего касается защиты национального бизнеса. Мол, для Казахстанаоткрытие границ с Россией и закрытие границ с Китаем и другими соседнимистранами привело к достаточно жёсткому давлению на национальный бизнес. Ноподтверждающих эту позицию научных исследований просто нет. Вся критикастроится на конкретных примерах, кейсах.Если говорить о проблемных точках,связанных  с расширением ЕАЭС, то можновыделить 4 постановки вопроса. То, что связано с переносом национальных сложностей и проблем на весь международный институт в целом. В этой связи очень хорошим примером является включение в ЕАЭС Армении. Поскольку у Армении есть серьёзные проблемы в отношениях с Азербайджаном, то опасения того, что эти национальные проблемы будут перенесены на ЕАЭС, были достаточно чётко обозначены и озвучены. Всем памятно замечание Нурсултана Назарбаева, когда он на обсуждении вступления Армении в ЕАЭС чётко указал, что Армения будет вступать в эту структуру в границах, определённых ООН. Хотя  никто иной вариант и не рассматривал, тем не менее, это было специально обозначено, как мне представляется, для того, чтобы дать некий месседж Азербайджану и зафиксировать некую установку, что ЕАЭС является экономической структурой, которая не предполагает внесения в её повестку дня национальных проблем. С аналогичной ситуацией мы сталкиваемся при обсуждении вступления в ЕАЭС Кыргызстана. Там есть некоторые попытки перенесения национальных сложностей и проблем на ЕАЭС. Это видно по тем попыткам, которые перед подписанием документа о вступлении Кыргызстана в ЕАЭС 8 мая предпринимали и предыдущий, и новый премьер-министры Кыргызстана. Попытка новых членов ЕАЭС добиться неких исключений из общих соглашений. В максимальной степени это характерно для Кыргызстана. Все дискуссии о вступлении этой страны в ЕАЭС сводились к тому, что Кыргызстан пытался получить достаточно серьёзные компенсации, связанные и с тем, что закрытие границ с Китаем резко ухудшит экономическое положение значительной части населения Кыргызстана, которое строит свою жизнедеятельность и свой бизнес на реэкспорте китайских товаров, и с тем, что это повлияет на реализацию совместных с Китаем инфраструктурных проектов. Последнее может повлиять на перемещение техники, людей и оборудования, необходимого для реализации этих проектов. Поскольку теперь всё это будет облагаться дополнительными пошлинами, это приведёт к удорожанию этих проектов. Сюда же следует добавить желание Кыргызстана, направленные на то, чтобы на эту страну не распространялись некоторые требования ЕАЭС, например, по санитарному контролю за сельским хозяйством. Подобные требования могут привести в тому, что возникнет зона исключений. И насколько эти исключения будут глубокими и системными, вопрос остаётся открытым. Вопрос о том, насколько ЕАЭС является союзом равноправных государств и насколько члены ЕАЭС, особенно вновь вступающие в эту организацию, будут такими же равноправными участниками, как и те государства, которые стояли у истоков создания этой организации. Особенно важным в этой связи является значение России. Возникает ситуация, которая может быть описана с точки зрения неомарксистского подхода как соотношение центра и периферии. Вопрос о том, насколько роль России будет доминирующей и даже подавляющей, тоже остаётся открытым. Обсуждение этой проблематики будет всегда носить достаточно серьёзный и жёсткий характер. Это связано со структурными особенностями ЕАЭС, поскольку потенциал государств входящих в него мало сопоставим. Боле того, мы сталкиваемся с достаточно жёсткой артикуляцией и со стороны российских экспертных кругов, и со стороны политических кругов, продвигающих неоимперскую роль России. К сожалению, подобная позиция части российских экспертов и политиков вызывает достаточно серьёзные опасения у представителей других государств. Здесь возникает ещё одна проблемная точка, которая будет касаться дальнейших перспектив расширения ЕАЭС. Опасение старых участников ЕАЭС, насколько новые участники этой организации являются надёжными партнёрами. В частности, насколько членство Кыргызстана в ЕАЭС является для этой страны стратегическим и долгосрочным. К сожалению, исторический опыт показывает, что малые государства обладают возможностью достаточно мягко подходить к своим международным обязательствам и не всегда их придерживаться. Если мы будем говорить о Кыргызстане, то у нас есть хороший пример 1998 года, когда центрально-азиатская интеграция была разрушена односторонним вступлением Кыргызстана в ВТО. Напомню, что в тот период шли переговоры о создании Центрально-Азиатского союза. Но после того, как Кыргызстан вступил в ВТО, ни о каком Центрально-Азиатском союзе уже говорить было невозможно. При этом решение Кыргызстана, повторюсь, было односторонним и никак не скоординированным с партнёрами по Центральной Азии. Такой риск остаётся и в настоящий момент, постольку поскольку сложно представить, что бы могло помешать Кыргызстану отказаться от достигнутых договорённостей и изменить свою политику. Никаких гарантий от этого дать никто не может. Если подводить итог, то можно сказать,что те проблемные точки, которые мной были обозначены, сводятся к достаточносерьёзному и фундаментальному вопросу – вопросу о структурных основанияхформирования ЕАЭС или вопросу о регионализации. Другими словами, принципиальнымявляется вопрос: объединяет ли эта организация единый регион, т.е. страны,связанные между собой структурно, или это объединение является неструктурным,т.е. в какой-то степени случайным. При первом варианте, если страны, входящие вЕАЭС являются единым регионом, структурно связанным между собой, всеобозначенные вопросы носят технический характер. Второй вариант, предполагающий,что это объединение является случайным, и связи государств, входящих в ЕАЭС,являются не фундаментальными и не региональными, тогда вступление новыхучастников в эту организацию носит случайных характер, и ЕАЭС столкнётся ссерьёзной неустойчивостью при расширении этой организации.

Поделиться: