Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан соединит Европу и Азию

25.05.2015

Автор:

Теги:


Виктория Панфилова обозреватель "Независимой газеты"

Президент Казахстана предложил создать новый высокоскоростной мультимодальный транспортный маршрут – Евразийский трансконтинентальный коридор (ЕТК). Об этом Нурсултан Назарбаев заявил в ходе VIII Астанинского экономического форума (АЭФ), в котором приняли участие ученые, политики, бизнесмены и экономисты из 30 стран. По словам Назарбаева, новый транспортный маршрут «будет пролегать через всю территорию Казахстана, что позволит осуществлять беспрепятственный перевоз грузов из Азии в Европу и обратно». Этот путь будет намного короче, чем ныне существующие через океан и Суэцкий канал. Существующие морские торговые маршруты не могут удовлетворить растущие потребности международной торговли, а этот сухопутный маршрут будет короче морского пути почти в три раза и безопаснее. «Безопасность выгодна всем нам», - подчеркнул Назарбаев.

Евразийский банк развития (ЕАБР) выразил заинтересованность в кредитовании проекта ЕТК. По словам председателя правления ЕАБР Дмитрия Панкина, проект, скорее всего, будет реализовываться частями - под каждую будут свои планы, сроки, будет создан пул кредиторов-участников проекта, поскольку «как цельный проект Евразийский трансконтинентальный коридор пока не рассматривался». «Нам было бы тоже интересно принять участие в этих пулах», - сказал Панкин на полях форума. Он назвал идею проекта правильной, поскольку развитию стран региона мешает отсутствие инфраструктуры надлежащего уровня, в том числе транспортных коридоров.

К проекту ЕТК Казахстан подошел не сегодня. Еще несколько лет назад Астана приступила к строительству первого участка автомобильной магистрали «Западная Европа - Западный Китай», общей протяженностью 8 тыс. км, 3 тыс. км из которых пролегает через Казахстан. «Эта часть строительства будет завершена в 2015 году. Ожидается, что объем грузов на казахстанском участке составит до 30 миллионов тонн в год. Трасса свяжет не только Китай и Казахстан, но и Россию и Европу, доступ к ней получат страны Центральной Азии», - отметил глава государства.

Это выгодно не только для Казахстана. По словам Назарбаева, уже сегодня объемы торговли между КНР и Европейским союзом составляют почти 600 млрд дол., а по прогнозам, к 2020 году эта цифра вырастет до 800 млрд долларов.

«Коридор ЕТК под разными названиями виртуально существует уже лет 20» - сказал «Вестнику Кавказа» специалист по инфраструктурным проектам Центральной Евразии, директор компании Smart Business Solutions Central Asia Кубат Рахимов. Один из самых известных вариантов – разработанный США и Евросоюзом «Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия» (Трасека) или, например, Трансиб.
«Данные о транзитных доходах, которые дают разные официальные источники и докладчики, разнятся. Одни говорят о 25% дохода железных дорог, другие, с учетом общей финансовой картины - чуть выше 5%. То есть проект легко не реализуем», - сказал Рахимов.
По его мнению, эти проекты нужны для перезагрузки экономики Казахстана. Это некий план Рузвельта, The New Deal («Новый курс» - название экономической политики администрации Рузвельта – «ВК») в местной интерпретации. Реальные объемы перевозок не смогут дать отдачу в ближайшие 5-10 лет, то есть это чисто кейнсианский метод разогрева экономики через строительство инфраструктуры. «Поэтому важно понимать два момента: а) перезагрузка экономики через создание транзитного коридора имеет под собой иное целеполагание, нежели сам транзит и/или транспортный поток в широком смысле; б) какой бы ни был большой по площади Казахстан, он все равно на западе упирается либо в Россию, либо в Каспийское море. Следовательно, этот коридор должен учитывать и этот фактор», - сказал Кубат Рахимов.

По словам эксперта, если Транссиб так и не заработал в своем транзитном режиме Азия-Европа, хотя Россия имеет границу и с ЕС, и с Китаем, то это говорит лишь о сложностях функционирования всей системы сухопутных транспортных коридоров и учета страновых факторов.

Лидер Казахстана предложил также создать Объединенное евразийское экономическое пространство, а в рамках этого пространства - постоянно действующую площадку, на которой будут вырабатываться предложения по развитию континента и повышению уровня интеграции. Он считает, что такой площадкой может стать как раз Астанинский экономический форум. В рамках создаваемого единого пространства Назарбаев предложил принять единые правила, которые учли бы национальные интересы всех участников, но и способствовали бы устранению барьеров. «Правила должны касаться в первую очередь торговли, транспортировки и движения ресурсов, - отметил президент Казахстана. - Создание экономического пояса Шелкового пути - все это, по сути, закладывает принцип в рамках Объединенного евразийского пространства».


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение