ЕАЭС и Экономический пояс Шелкового пути: не конкуренты, но партнеры

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В первую очередь мы говорим о развитии транзитно-транспортной инфраструктуры в векторе «Европа – Азия». Это важнейшая сфера взаимодействия. И, безусловно, в этом направлении все проекты Экономического пояса Шелкового пути неизбежно должны будут состыковываться с теми проектами, которые реализуются на территории России, Казахстана, Беларуси и других государств ЕАЭС.
ЕАЭС и Экономический пояс Шелкового пути: не конкуренты, но партнеры
ЕАЭС и Экономический пояс Шелкового пути: не конкуренты, нопартнеры  Тема сопряжения интересовЕвразийского экономического союза и китайской концепции Экономического поясаШелкового пути в последнее время все чаще выходит на авансцену экспертныхдискуссий. Это не случайно: в реализации масштабных инфраструктурных проектовна территории Евразии, традиционно служившей мостом между двумя частями света,заинтересованы и государства ЕАЭС и Китай. Взаимодействие в этом процесседолжно строиться на принципах не конкуренции, а партнерства, уверен директорДепартамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии ВикторСПАССКИЙ.   - Виктор Валентинович, сегодняэксперты высказывают различные мнения относительно того, как должновыстраиваться взаимодействие ЕАЭС и Китая в процессе развития транспортной,логистической и торговой инфраструктуры Евразии. Нередко звучат мнения о«поглощении», о неизбежной конкуренции и противоречиях интересов сторон вдостижении важной для всех цели. По вашему мнению, ЕАЭС и Экономический поясШелкового пути действительно являются конкурирующими проектами?  -Прежде чем говорить о сопряжении Экономического пояса Шелкового пути и ЕАЭС,нужно скорректировать базовые понятия. Экономическийпояс Шелкового пути – это мегапроект, состоящий из множества конкретных проектов,в том числе инфраструктурных, важность которых неоспорима. Они должны и будутразвиваться. Евразийскийэкономический союз пока никаких проектов не ведет, но создает условия для того,чтобы бизнесу было выгодно и эффективно работать. Если предпринимателямгосударств-участников ЕАЭС выгодно участвовать в том или ином проекте, включаяпроекты Экономического пояса Шелкового пути, мы только за это! Широкиевозможности к тому обусловлены геополитическим статусом Евразии, котораятрадиционно была связующим звеном между Европой и Азией. Сегодня Европа активноищет выходы на азиатские рынки, Азия заинтересована в рынке Европы. С учетомэтого, речь идет не о конкуренции, а о партнерстве прежде всего.  - Каковы безусловные длявсех сторон приоритеты этого партнерства? -В первую очередь мы говорим о развитии транзитно-транспортной инфраструктуры ввекторе «Европа – Азия». Это важнейшая сфера взаимодействия. И, безусловно, вэтом направлении все проекты Экономического пояса Шелкового пути неизбежно должныбудут состыковываться с теми проектами, которые реализуются на территории России,Казахстана, Беларуси и других государств ЕАЭС. Китайимеет серьезные планы по перевозке грузов в Европу. Мы не менее серьезнозаинтересованы в максимальном использовании транзитного потенциала нашихгосударств. Отсюда – единый интерес в  продвижении инфраструктурных проектов. Причем,этот интерес распространяется, естественно, и на Европу. Простойпример: если сегодня из Шанхая отправить контейнер, он идет 40-45 дней. И нетак просто его отправить – ситуация во многих регионах, близ которых проходитморской путь транзита, достаточно сложная. Но если грузы будут двигатьсясухопутным евразийским коридором, срок их доставки сокращается до 10-15 дней,это уже просчитано. Поэтому вложения в строительство транзитных магистралей, железныхи автомобильных – очень серьезные и перспективные вложения. Посмотрите,какое внимание привлекает вопрос строительства скоростной железнодорожноймагистрали «Москва – Казань – Пекин». Один только этот проект открывает существенноновый этап для развития строительной индустрии всего Евразийского пространства.Для возведения инфраструктурного гиганта потребуется огромное количество материалов,введение в строй новых производств. Будет востребовано огромное количестворабочих рук. Потенциально это мощный толчок для стимулирования развитиянациональных экономик. И такой возможностью грех не воспользоваться! Другойвопрос: на каких условиях в этом и иных проектах будут представлены в всеучастники. Это будет решаться по каждому конкретному проекту отдельно. Вцелом, я не вижу никаких противоречий и поводов к ним. Уже сегодня активноесотрудничество с Китаем по ряду проектов Казахстан и Россия осуществляют в форматеШанхайской организации сотрудничества. И эти проекты логично «вписываются» в Экономическийпояс Шелкового пути.  - ДеятельностьЕвразийской экономической комиссии ориентирована на «китайский вектор»?Создаются ли наднациональным органом какие-либо правовые базисы для обеспечениякомфортной «стыковки» интересов бизнеса государств-членов ЕАЭС с концепцией Экономическогопояса Шелкового пути?   -В ближайшее время мы, ЕЭК, намереваемся начать переговоры с Китаем поподписанию соглашения о сотрудничестве. Пока еще рамки такого договора неопределены, но думаю, это будет достаточно сложный документ. Сложной будет иработа над ним: описать условия, на которых будет осуществляться взаимодействие,защитить интересы всех участников ЕАЭС и Китая, - задача непростая. Но мыпонимаем: КНР – действительно очень серьезный игрок в Азиатском регионе и вглобальном измерении. Сотрудничать необходимо, и мы серьезно готовимся кпереговорному процессу.  - Ориентировочно, вкакие сроки может быть подписано такое соглашение?  -Прогнозировать трудно. Напомню: ЕАЭС – чисто экономический проект. И в этомконтексте имеет большое преимущество – не руководствоваться какими-тополитическими условиям и установками, а исходить из экономических предпосылок.Как субъект международного права Евразийский экономический союз имеетвозможность вести переговоры о зонах свободной торговли. 29 мая, возможно, этопроизойдет на территории Казахстана, будет подписано первое соглашение междуЕАЭС и Вьетнамом о создании зоны свободной торговли. Переговорыоб этом велись на протяжении нескольких лет... Сейчасидет переговорный процесс не о создании, а лишь о целесообразности иэффективности таких зон с Египтом, Израилем и Индией. Работают совместныегруппы экспертов из всех стран, которые решают: выгодно это будет или невыгодно. Если выгодно – они придут к нам и скажут: готовьте документы. Но прежденеобходимо все тщательно просчитать и взвесить. Унас нет стремления как можно больше документов подписать для галочки,  «набрать» как можно больше «зачетныхочков».  Посмотрите,насколько продуманно идет процесс приема пятым членом в ЕАЭС Киргизии. Республикадостаточно давно изъявила желание присоединиться к Евразийскому экономическомусоюзу. Но прежде была отработана одна «дорожная карта», затем –  вторая. В конце прошлого года подписалидоговор, но он еще не вступил в силу, потому что к нему нужно было сделать двасерьезных протокола. Сделали, теперь все есть. Однако необходимо провестиратификацию документов во всех государствах-участниках ЕАЭС, лишь после этого Киргизиястанет полноправным членом Союза... Тоже самое будет с Китаем, думаю, это будет достаточно сложный процесс. У Китаяочень большие экономические интересы, но и у нас они существенны. В этом смыслемы достойные партнеры. И обе стороны будут активно отстаивать свои позиции, в томчисле – вопросы технического регулирования.Кстати,первые, кто обратился к нам в ЕЭК по поводу техрегламентов, еще до созданияЕвразийского экономического союза, были китайцы. Они пришли и  сказали: коллеги, мы понимаем, вы создаетеновую систему технического регулирования, и мы хотим знать ее нюансы, потомучто боимся не вписаться, боимся, что наши товары не будут поступать на ваширынки. Вкачестве примера: в прошлом году появилось два новых технических регламента –на молоко и молочные продукты, на мясо и мясные продукты. Пока действуют истарые, и новые, но с первого января 2016 года старые будут отменены. И если импортныепродукты не будут им соответствовать, доступ в торговую сеть на территорииСоюза им будет закрыт. Китайцыочень внимательно следят за этим, готовятся. И правильно делают. Авот пример недальновидности: с конца прошлого года доступ мяса птицы из США натерриторию ЕАЭС прекращен. Почему? Из-за повышенного содержания в нем остаточногоантибиотика. Мы говорим: «Коллеги мы хотим в Америке за ваши зеленые долларыпокупать качественную продукцию. Почему у вас требования по содержаниюостаточного тетрациклина в сто раз менее жесткие, чем у нас в ЕАЭС? Мы не хотим,чтобы наши потребители ели такое мясо!». Невсем это нравится, но постепенно те, кто не хочет терять наш рынок,приспосабливаются к новым условиям, работают. Вэтом смысле китайские партнеры настроены конструктивно. Уверен, нам удастсяобеспечить все необходимые предпосылки и создать крепкую базу для реальновзаимовыгодного  партнерства.  

Поделиться: