Узбекистан: РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ГОДЫ ВОЙНЫ. ч.2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Как и полагалось по традиции того времени, лозунги были выписаны на красном кумаче, естественно, в духе времени, но арабским шрифтом: Да здравствует Сталин! (Yashsun Istalin!) Смерть немецко-фашистским гадам! (Nemis-fashist gazandalarga o’lim!) Да здравствуют советские мусульмане! (Yashasin Sovet musulmonlari!)
Узбекистан: РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ГОДЫ ВОЙНЫ. ч.2
  РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ГОДЫ ВОЙНЫ. ч.2  Ринат Шигабдинов  Институт истории АН РУз.               Светлана Асанова, кандидат исторических наук                 Филиал РГУ нефти и газа              им. И.М. Губкина в ТашкентеМусульманскоедуховенство страны попыталось использовать сложившееся положение, чтобыдобиться легализации своей деятельности и открытия молитвенных домов.Проводившееся в те годы съезды духовенства обращалось к властям СССР с просьбойучредить региональные муфтияты и единое общесоюзное управление ими.  Под действием объективных реалий произошли существенные измененияв политике государства по отношению к мусульманской религии. Политбюро ЦК КПССС10 июня 1943 принимает постановление о разрешении организации Духовногоуправления мусульман Средней Азии и Казахстана[1]. Высшеемусульманское духовенство Средней Азии 12 июля 1943 принимает заявление на имяпредседателя Президиума Верховного Совета СССР М.И. Калинина. В нём, вчастности, говорилось: «За период Отечественной войны все честные представителимусульманского духовенства заняли патриотическую позицию, призывая Верующихмусульман (встать) на защиту Родины и оказать помощь фронту. Мусульманскоедуховенство прилагает все усилия к тому, чтобы разгромить врага. Однакоотсутствие единого духовного центра мусульман в Средней Азии не даётвозможности мусульманскому духовенству оказывать более организованную помощьнашему правительству в его усилиях, как на фронте, так и в тылу»[2].Вследза этим Президиум Верховного Совета СССР 31 июля решил: «1.Удовлетворить ходатайство группы мусульманского духовенства Средней Азии иКазахстана и разрешить организацию в г. Ташкенте Духовногоуправления мусульман Средней Азии и Казахстана.2. Разрешить для указанных целей созыв в Ташкенте съездапредставителей мусульманского духовенства и верующих Узбекской, Таджикской,Туркменской, Казахской и Киргизской ССР »[3]Учредительный съезд (курултай) представителей мусульманскогодуховенства этого и верующих этого региона состоялся 20-23октября 1943 года в Ташкенте. Руководителямиделегаций от республик были: Абдулгаффар Шамсутдинов (Казахстан), СолихБобокалонов (Таджикистан), Абдулгаффар Шамсутдинов (Казахстан), Олимхон-тураШокиров (Киргизия), Шайх Анна-ишан (Туркмения). В работе курултая принялиучастие и приглашённые делегаты: Председатель Духовного управления мусульманевропейской части СССР и Сибири Абдурахман Расулий, имам-хатиб московскоймечети Халил-Рахман, имам-хатиб соборной мечети Казани Киямиддин ал-Кадири.Председателем(муфтием) САДУМ единогласно был избран Ишан-хан Бабахан, Его заместителемизбран Мурадходжа Солихий (Салихов), Ответственным секретарем сын Ишан Бабахана– Зияуддин Бабахан.Было объявлено о создании следующих структур:Управление (Хай‘ат) из 11 человек, Ревизионная комиссия (Тафтишхай‘ати) из 5 человек. В республиках созданы Кадийаты,председателями (кадий) которых были назначены упомянутые главы делегаций(в Узбекистане - З. Бабаханов). В республиках Средней Азии было разрешенооткрыть более двухсот мечетей, большая часть которых реально стала работатьтолько к концу войны. Одновременно определен штат служащих, подразделениявнутри Управления (Отдел фетв, Отдел деятельности мечетей и др. Для того, чтобывыносимые фетвы не противоречили существующим законам и Конституции СССР, былвведен штат Консультанта по юридическим вопросам.[4]Исходя из обстановки тех лет, САДУМ едва ли не спервого дня создания старался не раздражать власти, сотрудничать с ними, дажеесли некоторые их решения и фетвы противоречили духу конфессионального ислама вего местной форме бытования. Такая политически лояльная позиция была обозначенав тех лозунгах, которые были вывешены во время Первого Курултая, объявившего осоздании САДУМ. Как и полагалось по традиции того времени, лозунги быливыписаны на красном кумаче, естественно, в духе времени, но арабским шрифтом:Да здравствует Сталин! (Yashsun Istalin!) Смертьнемецко-фашистским гадам! (Nemis-fashist gazandalarga o’lim!) Да здравствуют советские мусульмане! (Yashasin Sovet musulmonlari!).[5] Курултайпринял обращение к Председателю Совета Народных Комиссаров СССР и ВерховномуГлавнокомандующему И. Сталину с выражением поддержки воюющего с врагомсоветского народа[6].На курултае также было принято обращение к верующим с призывом вступить в бойза великую Родину, за свою свободу и процветание, за веру и права, за честь иславу[7].Послеобразования САДУМ в городах и сёлах страны оживилась религиозная жизнь,открывались новые мечети, создавались религиозные объединения[8].Фактическив 1943 году в стране были официально восстановлены основные религиозные обрядымусульман, известные как пять столпов ислама: единобожие, пятикратнаяежедневная молитва, сбор зяката и раздача за его счёт милостыни бедным, пост ипаломничество (хадж). Продолжение следует [1] Набиев Р.А. Ислам игосударство. Издательство Казанского университета. Казань, 2002. С. 99.[2]Одинцов М.И. Государство и церковь в России: XX век. М., 1994. С. 80.[3]См. АПРФ. Ф. 3, оп. 60, д. 14, л.л. 1080109. Цитируется: Набиев Р.А. Ислам игосударство. Казан. 2002. С. 99.[4]Шамсиддин Бобохон. Нур таратган Зиё. Тошкент, 2001, 6-10.[5]Бабаджанов Б.М. Среднеазиатское Духовное Управление (САДУМ ; 1943-1991). / CредняяАзия – Россия. Политика и Ислам в XX – начале XXI вв. М.: Ленанд, 2011. Том 2.С. 195.[6]Государственный Архив Российской Федерации, ф. Р-6991, оп. 3, д. 6, л. 32, 34,42.[7]Cаидбаев Т.С. Ислам и общество(Опыт историко-социологического исследования). Издание второе, дополненное.Издательство «Наука» Главная редакция восточной литературы. М.:1984. C. 188.[8]Абдулгани Абдулла, кази - зам. Председателя Духовного Управления мусульманСредней Азии и Казахстана.. Мусульмане в условиях гласности, перестройки инового мышления. На пути к свободе совести. / Сост. и общая ред. Фурмана Д.Е. ио. Марка (Смирнов). М.: Прогресс, 1989. С. 403.

Поделиться: