Налоговые инициативы правительства Армении

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Вследствие такой политики налоговые органы Армении по итогам проверок в ряде принадлежащих депутатам-предпринимателям предприятий выявили нарушения и выписали штрафы на общую сумму порядка $1,5 млн. Некоторые эксперты полагают, что это далеко не конец и для заполнения госбюджета будут выбраны и другие источники.
Налоговые инициативы правительства Армении
     PrevNext1

Правительство Армении инициировало ряд поправок в налоговое законодательство c целью обеспечения финансовых поступлений, формирующих доходную часть бюджета. В последнее время заполнение бюджета в условиях кризиса в экономике стало головной болью исполнительной власти, даже крупный бизнес, обеспечивающий 60% налоговых сборов, сократил свои выплаты. В числе последних законодательных изменений - нашумевший закон о подоходном налоге, согласно которому армянские граждане, работающие за пределами республики в основном в строительной сфере, должны будут выплачивать подоходный налог в размере 13% в бюджет Армении. Поправки вызвали широкий резонанс в обществе в силу поспешного и неверного его представления, в результате чего он был воспринят как принудительный налог для трудовых мигрантов и желание заполнить госказну за их счет. Журналисты даже нарекли его законом «о хопанчи» (трудовом мигранте). Правительству не сразу удалось объяснить, что закон распространяется не на всех трудовых мигрантов из Армении, а на граждан, работающих за пределами страны на армянские компании, главным образом строительно-монтажные, причем по контракту, которые в любом случае платят налоги в стране пребывания. Не секрет, что основная доля таких работ осуществляется в России, в которой действует 13% -ый подоходный налог. В этой связи и были совершены поправки в налоговое законодательство Армении, и подоходный налог снижен с 24.4% именно до 13%.В масштабах России - это малые суммы, а вот для бюджета Армении они могут оказаться существенными, хотя никаких финансовых расчетов по поводу данных поправок правительство не представило: ни сколько организаций под него подпадут, ни сколько средств будет направляться в госбюджет. Однако замминистра финансов Вахтанг Мирумян, представлявший закон в парламенте, уверен, что это заманчивое предложение. «Смысл этого нововведения – стимулировать регистрацию в стране граждан, работающих по найму за рубежом, чтобы они выезжали на законных основаниях и могли платить подоходный налог в Армении»,- заявил он. В армянской прессе активно муссируются слухи о том, что за законом стоит крупный российский бизнесмен армянского происхождения, владелец группы компаний «Ташир» Самвел Карапетян, который в своих интересах через армянских чиновников смог добиться от властей России «добро» на внесение этих поправок.Оппозиция опасается, что данные поправки, с одной стороны, направлены на стимулирование миграции, а с другой - способствуют созданию монополистских компаний, ведь, армянские строительные фирмы смогут участвовать в различных тендерах для выполнения проектно-строительных работ за рубежом.Председатель Республиканского союза работодателей Гагик Макарян считает, что, будучи членом ЕАЭС, Армения пытается получить максимальную выгоду от этого, решив несколько проблем.«В частности, армянские компании смогут выступать с заранее сформированным пакетом в тендерах, особенно, в России, где конкурсы госзакупок имеют достаточно строгие критерии. Кроме того, закон позволяет обезопасить трудовых мигрантов от незаконной эксплуатации и плохих условий труда, поскольку, выступая в качестве официального работника той или иной компании за рубежом, мигрант юридически защищен от подобных рисков», - сказал он.Параллельно с этими поправками парламент принял в первом чтении изменения в закон «О налоге на прибыль», позволяющие экспортерам не ограничиваться только местной продукцией, но осуществлять транзитные поставки, в том числе с целью переработки и реэкспорта с привлечением своих сотрудников за рубежом.Авторы отмечают, что поправки нацелены на стимулирование развития экспорта в стране через десятикратное снижение налога на прибыль до 2% для крупных экспортеров, имеющих утвержденную правительством инвестиционную программу с ежегодным объемом оборота свыше 50 млрд драмов (свыше $100 млн).Очевидно, что правительство ищет способы пополнения государственной казны и стимул для развития экономики Армении, ощутившей на себе влияние кризиса российской экономики через снижение товарооборота на 30% и частных трансфертов из РФ на 40%, отправляемых все теми же трудовыми мигрантами. Скептики считают, что правительство должно полностью пересмотреть госбюджет на 2015 год, поскольку он был принят еще в декабре, и не учитывал сложившуюся в конце прошлого года ситуацию на финансовом и экономическом рынках.«Необходимо полностью пересмотреть бюджетную политику, в бюджете должны быть заложены новые показатели и прогнозы по экономике, а также усилены некоторые программы, в том числе социального характера», – считает экономист, экс-глава Центрального банка Армении Баграт Асатрян. Согласно госбюджету Армении на 2015 год, его доходная часть запланирована в размере 1 трлн. 191 млрд. драмов, (из них налоговые поступления и пошлины – 1 трлн. 138 млрд. драмов), а расходная – 1 трлн. 305 млрд. драмов. Эти показатели предусмотрены с учетом экономического роста в 4,1%, в то время как последние прогнозы Всемирного банка далеко не оптимистичны. Армению ожидает рост ВВП не более 0,8%.Между тем, правительство не намерено пересматривать бюджет. Министр экономики Армении Карен Чшмаритян отметил, что экономические показатели еще до конца года значительно улучшатся, поскольку принятые правительством меры приведут к активизации экономики.Примечательно, что правительство Армении, возглавляемое Овиком Абрамяном, со дня своего формирования взяло курс на сокращение теневого сектора и увеличение налоговых сборов. Вступая в должность, премьер-министр заявил: «Налоги должны платить все, вне зависимости от партийной принадлежности». Причем мишенью стали даже бизнесмены-единомышленники Овика Абрамяна по Республиканской партии Армении.Вследствие такой политики налоговые органы Армении по итогам проверок в ряде принадлежащих депутатам-предпринимателям предприятий выявили нарушения и выписали штрафы на общую сумму порядка $1,5 млн. Некоторые эксперты полагают, что это далеко не конец и для заполнения госбюджета будут выбраны и другие источники. Наира Мелкумян

Поделиться: