ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В КАЗАХСТАНЕ И СУДЬБЫ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Однако Президент Казахстана добавил, что внутренне страна будет меняться в рамках пяти институциональных реформ, которые предполагают серьезные перемены. Это потребует и государственных затрат, и изменения направлений подготовки новых кадров, их подбора, аттестации и так далее. Он также указал, что Казахстану нужно такое Правительство, которое будет автономным и сменяемым. «Тут будут изменения, остальное мы будем проводить, как проводили. Потому что именно это поддержано народом», – заявил Н. Назарбаев.
ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В КАЗАХСТАНЕ И СУДЬБЫ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
                                                                                                                                                 Выступление Сергея Бирюкова, руководителя Центра изучения евразийского пространства (СИУ,Новосибирск) на круглом столе, организованном экспертным Клубом "Сибирь-Евразия".            ***********************************************Кризис на Украине и кровопролитноепротивостояние на Донбассе показали хрупкость ситуации на постсоветскомпространстве, подтвердили общее кризисное состояние институтов СНГ и поставиливопрос о новом качественном наполнении процессов евразийской интеграции. Чрезвычайно большее значениепрошедшей в Астане 20 марта встречи лидеров трех государств Евразийскогоэкономического союза: России, Казахстана и Беларуси, — было связано снесколькими основными обстоятельствами. Среди вопросов, обсуждаемыхлидерами государств  в формате ЕАЭС - сокращениеобъемов ВВП и взаимной торговли в связи с глобальным экономическим кризисом,падением мировых цен на энергоносители и введение странами ЕС и США санкцийпротив России[1].В качествеперспективных направлений обсуждается возможность конвергенции механизмов ЕАЭСи продвигаемого руководством КНР проекта «Новый шелковый путь»[2],что способно придать дополнительную динамику и содержательное наполнениепроцессу евразийской экономической интеграции.            И этозакономерно. Ибо Казахстан и Беларусь — и особенно в лице своих нынешнихлидеров — важнейшие союзники для России. Потенциал подобной кооперациипоистине огромен. Несмотря на все кризисы последних 25 лет, совокупный ВВП трехгосударств-участников ЕАЭС (по паритету покупательной способности, версияВсемирного банка), в 2013 году составлял 4,064 трлн. долл. — это больше,чем у Германии, которая занимала пятое место в мире. Однако все эти успехи и перспективыневозможны без политической стабильности. И особую роль в нахождении координатустойчивого развития играют национальные лидеры. Один из них – действующийПрезидент Казахстана Нурсултан Назарбаев. За годы руководства страной емуудалось провести Казахстан между Сциллой застоя и Харибдой нестабильности,купировать проявления брутального и деструктивного национализма,консолидировать многонациональное казахстанское общество, укрепитьполитические, правовые и экономические институты, и, тем самым – датьгосударству состояться. Как отмечает лондонская «Гардиан», дажемногие критики Президента признают, что он является проницательным Лидером,который умело вел переговоры в первые сложные годы становления Казахстана,добровольно отказавшись от ядерного арсенала и избежав межэтническихстолкновений в стране. Он также всегда искусно поддерживал геополитическийбаланс, оставаясь в хороших отношениях с двумя гигантами на казахстанскойгранице – Китаем и Россией, а также с Западом.  С этим политическим багажом Казахстану иего лидеру можно уверенно отвечать на системные вызовы сегодняшнего дня.Поэтому объявление досрочных выборов президента Республики – это не только играна опережение ситуации, но одновременно и стремление стабилизировать ужеимеющиеся достижения и начинания, придать больший динамизм процессамсоциально-экономического и политического развития, сформировать дополнительное«окно возможностей» для реализации перспективных планов политического развития,ключевым из которых является ставшая сегодня императивом «Стратегия-2050».Нурсултан Назарбаев выступил не простофаворитом прошедших президентских выборов, Он заявил о себе как о политическомакторе, заметно укрепившем свои позиции и влияние в ситуации многочисленных внутреннихи внешних вызовов[3].«Как считают многие казахстанцы, лучшей альтернативы действующему Президентусейчас нет», – полагает полиолог Досым Сатпаев. - Они видят Президента гарантомэкономической и политической стабильности в стране, и многие этнические группыв Казахстане поддерживают Главу государства в качестве гаранта межнациональнойстабильности». Подтверждением этому - результаты опроса IpsosMORI, опубликованные21 апреля, показавшие, что 91% казахстанцев «очень удовлетворены» или «восновном удовлетворены» руководством Назарбаева.Нурсултан Назарбаев очевидно переигрывали переигрывает в глазах общества своих внутренних политических оппонентов изчисла радикалов и критиков разного толка, что особенно заметно и характерно нафоне тяжелейших и драматических последствий Евромайдана на Украине. Он подтвердил свою необходимость вкачестве важнейшего стратегического партнера России в деле продвиженияевразийской интеграции – причем в ситуации, когда дальнейшее развитие идеи ЕАЭСстолкнулось с большими трудностями в связи с тяжелым и неоднозначным влиянием«украинского кризиса» на все «постсоветское пространство». ОдновременноНазарбаев проявил себя как эффективный посредник в международных переговорах,несколько раз только за последнее время вполне успешно выполнив непростуюдипломатическую миссию. Именно Назарбаев, согласовав своюпозицию с Москвой, лично встречался с П. Порошенко, содействуя переговорномупроцессу, нацеленному на урегулирование сложившейся ситуации вокруг Донбасса.            Но прежде всего Нурсултан Назарбаев– архитектор казахстанской государственности, идеолог и стратег политическогопроекта, который был положен в ее основу. Он не просто центрист в смыслесохранения статус-кво, но инициатор масштабного модернизационного проекта,которые обеспечивает Казахстану стабильное и поступательное развитие, даетвозможность повысить свой статус в рамках евразийского пространства и в системемировой политики в целом. Поэтомуего вполне прогнозировавшаяся «landslidevictory»- результат не тактических маневров, но стратегического преимущества надконкурентами. Так или иначе, именно от результатов состоявшихся президентскихвыборов в Казахстане теперь зависят дальнейшие перспективы евразийскойинтеграции и шансы на сохранение стабильности в масштабах всего евразийскогопространства. Именно поэтому ставки и приоритеты партнеров Казахстана поЕвразийскому экономическому союзу, и прежде всего России, на этих выборах былиочевидны.                 Сам  Нурсултан Назарбаев выразил мнение передвыборами, что голосование даст избранному Президенту четкий мандат, чтобыпровести страну через потенциально трудные времена. «Предстоящие выборы укрепятстабильность в Казахстане. Это остается основным условием для устойчивогоразвития нашей страны и для завершения масштабных задач по модернизации нашейэкономики и общества», – полагает добившейся еще одной внушительной победыЛидер Нации. Выступая по итогам выборов 27 апреля вАстане, Лидер Нации заявил, что после его переизбрания на пост Главыгосударства внутренняя и внешняя политика страны не изменятся. Выступая наФоруме победителей в Астане, проведенном его сторонниками после объявленияпредварительных итогов голосования, Н. Назарбаев выразил свое убеждение в том,что у Казахстана нет необходимости менять курс внутренней и внешней политики.По его словам, «вчерашние выборы являются подтверждением того, что народподдерживает тот курс, который был ранее. Поэтому у нас нет необходимостименять внутреннюю политику, тем более – внешнюю».Однако Президент Казахстана добавил, чтовнутренне страна будет меняться в рамках пяти институциональных реформ, которыепредполагают серьезные перемены. Это потребует и государственных затрат, иизменения направлений подготовки новых кадров, их подбора, аттестации и такдалее. Он также указал, что Казахстану нужно такое Правительство, которое будетавтономным и сменяемым. «Тут будут изменения, остальное мы будем проводить, какпроводили. Потому что именно это поддержано народом», – заявил Н. Назарбаев.           Президент Назарбаев стремится игратьна опережение, инициировав реализацию пяти институциональных реформ – ибо всовременной ситуации от эффективности властно- политических и властно-управленческихинститутов зависит общая способность государственной власти  справиться с кризисными явлениями и вызовами исохранить управляемую ситуацию и позитивную динамику в основных сферах жизниказахстанского общества.           В свою очередь, с целью уменьшениямасштаба кризисных эффектов в экономике руководство Казахстана инициировало рядмер, направленных на улучшение предпринимательского климата и общих условийдеятельности бизнеса (своего рода «казахстанский НЭП»). Стимулированиечастно-предпринимательской инициативы рассматривается в Казахстане, такимобразом, в качестве одного из ключевых локомотивов экономического роста, иодновременно – как мера, способная сформировать дополнительную «социальнуюподушку» для населения страны в ситуации «экономических вызовов» современности.          Президент Назарбаев твердо намерен идалее воплощать в жизнь «Стратегию-2050», нацеленную на глубокую и комплекснуюмодернизацию страны. Ее реализация позволит консолидировать казахстанскоеобщество, мобилизовать элиту страны, не допустить ее регионального икорпоративного самозамыкания, продолжить позитивную селекцию и побудить и далееслужить долгосрочным целям развития.           Таким образом, Нурсултан Назарбаев, в очередной раз безоговорочнопобедив на выборах главы государства, предлагает Казахстануумеренно-мобилизационный проект, нацеленный на дальнейшую консолидацию обществаи модернизацию страны. Ответом на выдвижение этого проекта стало голосованиеказахстанцев, в очередной раз продемонстрировавших поддержку начинаний ЛидераНации.         Дальнейшая консолидация казахстанскогообщества и политической элиты с целью решения новых политических задач,уточнение приоритетов в социально-экономической и национальной политике,конкретизация перспективных планов развития, выдвижение новых инициатив с цельюсовершенствования кооперационных механизмов в рамках ЕАЭС – вот те приоритеты,на которые, по всей видимости, будет ориентирован лидер Казахстана в ближайшиегоды после своего избрания. Дляих успешной реализации у лидера и народа Казахстана существуют все необходимыепредпосылки и условия.        Подобное укрепление внутриполитическихпозиций, в свою очередь, позволяет Казахстану и его лидеру претендовать на рольключевого экономического и политического партнера России и одного из ведущихакторов процесса евразийской интеграции, а также - на роль своеобразногофлагмана гаранта и стабильности для стран Центральной  Азии, что особенно важно в современныхусловиях.  [1] Гордеев А. Состановкой в Астане // Завтра. - 2015 - 26 марта. [2] Россия-Китай: Шелковый путь вобход Запада //http://politrussia.com/world/shelkovyy-eaes-735. [3] Млечин Л. Назарбаев. Междумедведем и драконом. М., 2015.

Поделиться: