ГЛОБАЛЬНЫЙ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ: ОПЫТ КАЗАХСТАНА

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Православие в Казахстане является вторым по численности верующих после ислама религиозным направлением.Появление православия в нашей стране связано с военными поселениями, возникшими вследствие присоединения Казахстана к России. На юге первые военные причты (маленькие церкви, молитвенные дома) появляются в 1866 г. в Туркестане и Шымкенте. В 1871 г. была образована Туркестанская епархия. В 1872 г. на кафедру созданной Верненской и Семиреченской епархии был назначен первый из казахстанских архиереев – архиепископ Софония (Сокольский), который управлял епархией по 1877 г.
ГЛОБАЛЬНЫЙ  МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ: ОПЫТ КАЗАХСТАНА
М.М.Абишева
Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева, г.Астана
 ГЛОБАЛЬНЫЙ  МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ: ОПЫТ КАЗАХСТАНА 
В ПосланииПрезидента РК народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политическийкурс состоявшегося государства» есть специальные строки, касающиеся согласия имира различных социальных, этнических и религиозных групп. В этой главе можноознакомиться с заключениями и выводами Главы государства, которые звучатследующим образом: «Мы восстановили историческую справедливость по отношению кказахскому народу, нашей культуре и языку. Несмотря на этническое, культурное ирелигиозное многообразие, мы сохранили в стране мир и политическуюстабильность. Казахстан стал родным домом для представителей 140 этносов и 17конфессий. Гражданский мир и межнациональное согласие – наша главная ценность.Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей многонациональной странесправедливо признаны мировым эталоном. Ассамблея народа Казахстана сталауникальной евразийской моделью диалога культур. Казахстан превратился в центрглобального межконфессионального диалога» [1].Казахстанявляется естественным мостом между крупнейшими мировыми религиями – исламом,христианством и буддизмом. Веками здесь вместе жили и трудились представителиразных народов и этносов. Складывались прочные культурные связи,способствовавшие взаимному обогащению и процветанию. И это колоссальноебогатство народ страны стремится сохранить и передать своим потомкам.За 20 лет своейгосударственной независимости Казахстан сумел проторить свой казахстанскийпуть, создать собственную уникальную модель общества межэтнического имежконфессионального согласия. Сегодня наша страна стала родным домом длядесятков национальностей и этносов. Глава нашего государства всегдаподчеркивает, что этнокультурное и конфессиональное многообразие Казахстана –это огромное богатство, общее достояние всего нашего общества, дающееказахстанцам возможность обмена с другими народами ценными культурнымидостижениями. Уважая иподдерживая лучшие традиции мировых и традиционных религий, казахстанский народсозидает современное светское государство.Религия невторгается в политико-государственные процессы. В свою очередь, государство невмешивается в жизнь религиозных общин, создавая либеральные условия дляполноценной реализации ими своих социальных, ритуальных, просветительских ииных задач, глубокой интеграции в общественную жизнь.Придерживаясьполитики невмешательства во внутреннюю жизнь конфессий, государство стимулируетразвитие между ними диалога, способствуя полноценной реализации ими своихкоммуникативных, объединяющих и социальных функций.Всевышеизложенное позволило накопить Казахстану богатый, исторически бесценныйопыт мирного сосуществования разных религий, культур и цивилизаций. В своюочередь, это способствовало формированию сходных ценностных ориентацийбольшинства населения страны, созданию толерантной атмосферымежконфессионального согласия и взаимоуважения.Следуетконстатировать и то, что никак, к сожалению, не уменьшается угроза религиозногоэкстремизма и терроризма, чья прикрывающаяся под святыми идеалами религииидеология сеет семена раздора и недоверия между людьми, пытается захватить умыи влиять на настроения. Всевышеизложенное обозначает ареал нарастания конфликтов и столкновений намежрелигиозной и межкультурной почве, возникновения очагов новых угроз ивызовов. Эти обстоятельства, в свою очередь, становятся предпосылкой дляактивного изучения сути факторов данной проблематики и поиска новых подходов ипринципов, способствующих дальнейшему развитию современного мира.Главагосударства Нурсултан Назарбаев, осознавая возрастающую роль религии в обществе,а также реальную угрозу со стороны террористических организаций, прикрывающихсярелигией, в 2003 году выдвинул беспрецедентную идею о проведениимежрелигиозного форума духовных лидеров в столице Казахстана – городе Астана.В данномконтексте следует отметить, что Казахстан взял на себя большую ответственностьи на деле начал заниматься продвижением диалога между различными мировыми итрадиционными религиями и конфессиями. ИнициативаН.Назарбаева была широко и позитивно встречена религиозными авторитетами,такими как: Генеральный секретарь Всемирной Исламской Лиги Шейх Ат-Турки,Патриарх Русской Православной церкви Алексий II, Папа Римский Иоанн Павел II,Главный ашкеназийский раввин Израиля Иона Мецгер, и многими другими известнымив мире религиозными лидерами.Благодаряподдержке глав государств и лидеров мировых и традиционных религий наказахстанской земле 23-24 сентября состоялся Первый съезд лидеров мировых итрадиционных религий. Для участия в его работе в Астану прибыло 17 делегаций из14 стран мира.В адрес Съездапоступили приветственные послания глав крупнейших мировых держав и всемирныхорганизаций, а также высших иерархов различных церквей в лице Патриарха РусскойПравославной церкви Алексия II, Папы Римского Иоанна Павла II, АрхиепископаКентерберийского Роуэна Уильямса, Патриарха Константинопольского Варфоломея. Первый съездлидеров мировых и традиционных религий, созванный по инициативе ПрезидентаРеспублики Казахстан в 2003 году, положил начало сближению народов планеты иуспел занять свое особое место в рядах миротворческих организаций.Таким образом,на I Съезде был сделан решительный шаг на пути укрепления согласия иустановления конструктивного диалога между цивилизациями, конфессиями, странамии народами. Было отмечено, что межрелигиозный диалог является одним из ключевыхспособов общественного развития и улучшения благосостояния всех народов.Работа Первогосъезда завершилась принятием Декларации, в которой духовные лидеры заявили осовместных действиях по обеспечению мира и прогресса для человечества иобеспечению стабильности в обществах, как основы гармоничного мира в будущем. По итогам Съездаделегаты пришли к мнению, что диалог религий должен быть углубленным истроиться на умении вести дискуссии. Были подняты проблемы, связанные свыявлением причин конфликтов на религиозной почве, на необходимостисовершенствования межрелигиозной гармонии, взаимного уважения друг к другу,умении учиться на традициях других народов. Успех прошедшегомероприятия был закреплен в решении I Съезда проводить межрелигиозный форум нарегулярной основе раз в 3 года. Казахстану была оказана высокая честьорганизации и подготовки II Съезда лидеров мировых и традиционных религий встолице Республики Казахстан – городе Астана в 2006 году. Первый Съездвыполнил свою историческую миссию и своей эффективной работой проложилмагистральный путь для подготовки и проведения второго, третьего и четвертогосъездов духовных лидеров. Весь ареалвопросов, связанных с подготовкой и проведением Съезда, решением участниковПервого съезда предоставлен казахстанской стороне – инициатору данногомероприятия. Рабочие органыСъезда – секретариат Съезда и рабочая группа секретариата на постоянной основеосуществляют деятельность, направленную на содержательную и концептуальнуюподготовку документов и материалов форума, а также итоговых документов съездов.Что касаетсяпервых инициатив Съезда, по итогам Первого съезда было принято решениепостроить специальный дворец для проведения форума духовных лидеров. Так, вАстане возведен величественный Дворец мира и согласия, построенный по проектуизвестного архитектора Нормана Фостера. Начиная со II Съезда лидеров мировых итрадиционных религий, проведенного в 2006 году в этом уникальном архитектурномсооружении, секретариаты съезда и все другие съезды постоянно проводятся здесь.В 2013 годуисполнилось десять лет со дня созыва первого съезда. В честь десятилетия работыСъезда, в сентябре 2013 года состоялось юбилейное ХІІ заседание секретариатаСъезда и была проведена большая конференция. За этот промежуток времени вгороде Астана прошли 4 съезда и 12 заседаний секретариата. Съезд, высоко несущийзнамя мира и согласия между религиями и конфессиями, с каждым годом крепнет ивсе шире расправляет крылья. Самый полный состав из РусскойПравославной Церкви прибыл в 2012 году на IV Съезд лидеров мировых итрадиционных религий. Делегацию из России возглавил Патриарх Московский и Всея Руси – Кирилл, а также в состав делегации из 38 человек вошли: Илларион Волоколамский – Председатель отдела внешних церковных связейМосковского Патриархата; Чаплин Всеволод Анатольевич – Председатель отдела по взаимоотношениям иобщества Московского Патриархата; Рощин Георгий Евгеньевич – Заместитель Председателяотдела по взаимоотношениям и общества Московского Патриархата; Роман Багдасаров – Представитель службы протокола Патриарха и другие духовные лица [2].Православиев Казахстанеявляется вторым по численности верующих после ислама религиозным направлением.Появление православия в нашей странесвязано  с военными поселениями,возникшими вследствие присоединения Казахстана к России. На юге первые военныепричты  (маленькие церкви, молитвенныедома) появляются в 1866 г.в Туркестане и Шымкенте. В 1871г. была образована Туркестанская епархия. В 1872 г. на кафедру созданнойВерненской и Семиреченской епархии был назначен первый из казахстанскихархиереев – архиепископ Софония (Сокольский), который управлял епархией по 1877 г.Строительство церквей в южной частиКазахстана началось в 80-е гг. XIX в. Так, в 1901 г. в Сырдарьинскойобласти имелось восемь каменных храмов, построенных из обожженного кирпича. Кначалу XX в. в Туркестане (в состав которого входили и многие земли Казахстана)проживала 391 тысяча православных христиан и действовало 306 церквей.Установление советской власти в 1917 г. привело к началумасштабной атеистической кампании, продолжавшейся семь десятилетий. Этакампания сопровождалась уничтожением храмов, преследованием духовенства,конфискацией имущества церкви. В 1920-1930-е гг. многие священники былирасстреляны либо приговорены к длительным срокам заключения. В 30-х гг. ХХ в. Казахстан стал местомссылки духовенства и мирян Русской православной церкви. Этот период совпал сначалом процесса коллективизации, в результате которой был уничтожен кочевойбыт казахов, были разорены казахские аулы и крестьянские хозяйства русскихпереселенцев, что обернулось невиданным за всю историю края голодом, жертвамикоторого стали миллионы людей. Определенные послабления в отношениирелигии начались в годы Великой Отечественной войны, когда Русская православнаяцерковь поддержала патриотический дух советского народа в борьбе с фашистскимизахватчиками. В Казахстане стали вновь открывать храмы. Восстановление православной жизни внашей республике началось с 1945г., когда была учреждена Алматинская и Казахстанскаяепархия, первым правящим архиереем которой был митрополит Николай(Могилевский), ныне причисленный к лику святых. В тяжелые военные и послевоенные годыКазахстан продолжал принимать ссыльных священников, многие из которых нашлиприют у местных жителей, в том числе и мусульман. Так, отбывавшего ссылку вАктюбинской области, на глухой железнодорожной станции Челкар,священноисповедника Николая, в будущем ставшего митрополитом Алматинским иКазахстанским, спас от смерти простой мусульманин-татарин. Осенью 1942 г. он подобрал его,полуживого, лежащего без памяти на дороге, отвез в больницу, а затем приютил всвоем доме.Также и митрополит Алматинский иКазахстанский Иосиф (Чернов), находясь с 1954 по 1956 гг. в ссылке в Кокшетау,был принят в многодетную мусульманскую казахскую семью, где жил как уважаемыйчлен этой семьи. Однако государственная политика в целомсохраняла свой атеистический характер. Религиозная деятельность жесткоконтролировалась властью. Подлинное возрождение религиозной жизни,в том числе и православной церкви, началось после обретения Казахстаном независимости.О том, что ислам и православие стали важными столпами духовности нашей страны,неоднократно говорил Президент Нурсултан Назарбаев. Так, посещая 7 января 2012 г. Свято-Успенскийсобор в г. Астане, Глава государства заметил: «Как птица не может летать содним крылом, так и государство не может двигаться с одним крылом. Оба крыла –ислам и православие – основные религиозные конфессии в нашей стране. Все мылюди, единые на этой земле, но мы разные, по языку, по внешнему виду, порелигии. Но великое терпение всегда является основой для мирной жизни».Признание свободы совести позволиловерующим вернуться к полнокровной духовной жизни. Если в 1956 г. в Казахстанефункционировало всего 55 приходов Русской православной церкви (РПЦ), то наначало 1999 г.на территории республики действовало 212 приходов и 8 монастырей. За последнеедесятилетие отмечен дальнейший рост. В 2012 г., в соответствии с требованиями Закона«О религиозной деятельности и религиозных объединениях», в республике былаосуществлена перерегистрация религиозных объединений. По итогамперерегистрации, по состоянию на 25 октября 2012 г. в Казахстанедействовало 271 религиозное объединение православной церкви, включаяреспубликанское религиозное объединение – Митрополичий округ, а также 9 епархийи 261 приход. Наибольшее количество православных общин зарегистрировано вАлматинской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Костанайской,Карагандинской и Акмолинской областях. Также в Казахстане действуютправославные монастыри. Практически при всех церквях и молитвенных домахоткрыты церковноприходские школы по изучению основ православия, действуютвоскресные школы, в которых обучаются как дети, так и взрослые.В 1995 г. государство передало церквиВознесенский кафедральный собор в Алматы, построенный в начале ХХ в. ипризнанный уникальным памятником архитектуры. Православным общинам возвращеныхрамы и в других городах. В настоящее время проводится большая работа пореставрации старых культовых зданий и строительству новых церквей и молитвенныхдомов. Казахстан внес свою лепту ввосстановление храма Христа Спасителя в Москве. Безвозмездным даром нашейстраны стало направление гранита с Кордайского месторождения, предназначенногодля отделки стен храма. Патриарх Московский и всея Руси АлексийII (возглавлявший РПЦ в 1990-2008 гг.) в июле 1995 г. совершил визит вКазахстан, посетив Алматы и Караганду. В Караганде он освятил Свято-Введенскийсобор, ставший одним из крупнейших и красивейших в Центральной Азии. За последние годы построены храм ХристаСпасителя в Алматы, Благовещенский собор в Павлодаре, Серафимо-Иверский собор вЭкибастузе, Иоанно-Богословский собор в Талдыкоргане, Константино-Еленинскийхрам в Костанае, Свято-Никольский храм в Сатпаеве и многие другие храмы повсему Казахстану. В 2009 г.построен кафедральный Свято-Успенский собор в Астане. Также открыто несколькомонастырей.  В июне 2005 г. в Астане былипроведены торжественные мероприятия, посвященные 150-летнему юбилею со дняоткрытия и освящения Константино-Еленинского кафедрального собора. В январе 2010 г. Казахстан посетилПатриарх Московский и всея Руси Кирилл. Глава Русской православной церквипобывал в Алматы и Астане, встретился с представителями общественности, провелцерковные службы в храмах. Главным событием визита стало освящениекафедрального Свято-Успенского собора в столице Казахстана [3, С. 37-39].В октябре 2011года был принят новый Закон РК «О религиозной деятельности и религиозныхобъединениях», в Преамбуле которого определено, что Республика Казахстанпризнает историческую роль ислама ханафитского направления и православногохристианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другиерелигии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана [4, 83с].В вышеназванном Послании Президентстраны дает наказ народу Казахстана: «Казахстан – это единая земля, единыйнарод, единое будущее. Я призываю всех казахстанцев к дальнейшему укреплениюмежнационального и межконфессионального согласия. Это наши вечные ценности.Только соблюдая эти канонические истины, мы сможем говорить о вечном народе,вечной столице и вечном государстве». Выражаем надежду на то, что лидерымировых и традиционных религий, сохранив традицию собираться за круглым столомраз в три года и проводить беседы, в очередной раз соберутся на пятом съезде, 10-11 июня 2015 года в Астане,и еще раз благословят сплочённый народКазахстана.  Список литературыи источников:1. Послание ПрезидентаРеспублики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана«Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» http://www.akorda.kz/ru/page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-lidera-natsii-nursultana.... Список участвовавших в IV Съезде лидеров мировых итрадиционных религий http://www.religions-congress.org/content/view/352/60/lang,russian/3. Религиозные объединения в Казахстане:Информационныйсправочник – Астана: НИАЦ АДР РК, 2013. – 111с.4. Комментарий к Закону Республики Казахстан «Орелигиозной деятельности и религиозных объединениях» – Астана: НИАЦ АДР РК,2012. – 155с.

Поделиться: