Россия, Москва

info@ia-centr.ru

ГЛОБАЛЬНЫЙ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ: ОПЫТ КАЗАХСТАНА

18.05.2015

Автор:

Теги:

М.М.Абишева

Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева, г.Астана

 

ГЛОБАЛЬНЫЙ  МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ: ОПЫТ КАЗАХСТАНА

 

В ПосланииПрезидента РК народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политическийкурс состоявшегося государства» есть специальные строки, касающиеся согласия имира различных социальных, этнических и религиозных групп. В этой главе можноознакомиться с заключениями и выводами Главы государства, которые звучатследующим образом: «Мы восстановили историческую справедливость по отношению кказахскому народу, нашей культуре и языку. Несмотря на этническое, культурное ирелигиозное многообразие, мы сохранили в стране мир и политическуюстабильность. Казахстан стал родным домом для представителей 140 этносов и 17конфессий. Гражданский мир и межнациональное согласие – наша главная ценность.Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей многонациональной странесправедливо признаны мировым эталоном. Ассамблея народа Казахстана сталауникальной евразийской моделью диалога культур. Казахстан превратился в центрглобального межконфессионального диалога» [1].

Казахстанявляется естественным мостом между крупнейшими мировыми религиями – исламом,христианством и буддизмом. Веками здесь вместе жили и трудились представителиразных народов и этносов. Складывались прочные культурные связи,способствовавшие взаимному обогащению и процветанию. И это колоссальноебогатство народ страны стремится сохранить и передать своим потомкам.

За 20 лет своейгосударственной независимости Казахстан сумел проторить свой казахстанскийпуть, создать собственную уникальную модель общества межэтнического имежконфессионального согласия. Сегодня наша страна стала родным домом длядесятков национальностей и этносов. Глава нашего государства всегдаподчеркивает, что этнокультурное и конфессиональное многообразие Казахстана –это огромное богатство, общее достояние всего нашего общества, дающееказахстанцам возможность обмена с другими народами ценными культурнымидостижениями.

Уважая иподдерживая лучшие традиции мировых и традиционных религий, казахстанский народсозидает современное светское государство.

Религия невторгается в политико-государственные процессы. В свою очередь, государство невмешивается в жизнь религиозных общин, создавая либеральные условия дляполноценной реализации ими своих социальных, ритуальных, просветительских ииных задач, глубокой интеграции в общественную жизнь.

Придерживаясьполитики невмешательства во внутреннюю жизнь конфессий, государство стимулируетразвитие между ними диалога, способствуя полноценной реализации ими своихкоммуникативных, объединяющих и социальных функций.

Всевышеизложенное позволило накопить Казахстану богатый, исторически бесценныйопыт мирного сосуществования разных религий, культур и цивилизаций. В своюочередь, это способствовало формированию сходных ценностных ориентацийбольшинства населения страны, созданию толерантной атмосферымежконфессионального согласия и взаимоуважения.

Следуетконстатировать и то, что никак, к сожалению, не уменьшается угроза религиозногоэкстремизма и терроризма, чья прикрывающаяся под святыми идеалами религииидеология сеет семена раздора и недоверия между людьми, пытается захватить умыи влиять на настроения.

Всевышеизложенное обозначает ареал нарастания конфликтов и столкновений намежрелигиозной и межкультурной почве, возникновения очагов новых угроз ивызовов. Эти обстоятельства, в свою очередь, становятся предпосылкой дляактивного изучения сути факторов данной проблематики и поиска новых подходов ипринципов, способствующих дальнейшему развитию современного мира.

Главагосударства Нурсултан Назарбаев, осознавая возрастающую роль религии в обществе,а также реальную угрозу со стороны террористических организаций, прикрывающихсярелигией, в 2003 году выдвинул беспрецедентную идею о проведениимежрелигиозного форума духовных лидеров в столице Казахстана – городе Астана.

В данномконтексте следует отметить, что Казахстан взял на себя большую ответственностьи на деле начал заниматься продвижением диалога между различными мировыми итрадиционными религиями и конфессиями.

ИнициативаН.Назарбаева была широко и позитивно встречена религиозными авторитетами,такими как: Генеральный секретарь Всемирной Исламской Лиги Шейх Ат-Турки,Патриарх Русской Православной церкви Алексий II, Папа Римский Иоанн Павел II,Главный ашкеназийский раввин Израиля Иона Мецгер, и многими другими известнымив мире религиозными лидерами.

Благодаряподдержке глав государств и лидеров мировых и традиционных религий наказахстанской земле 23-24 сентября состоялся Первый съезд лидеров мировых итрадиционных религий. Для участия в его работе в Астану прибыло 17 делегаций из14 стран мира.

В адрес Съездапоступили приветственные послания глав крупнейших мировых держав и всемирныхорганизаций, а также высших иерархов различных церквей в лице Патриарха РусскойПравославной церкви Алексия II, Папы Римского Иоанна Павла II, АрхиепископаКентерберийского Роуэна Уильямса, Патриарха Константинопольского Варфоломея.

Первый съездлидеров мировых и традиционных религий, созванный по инициативе ПрезидентаРеспублики Казахстан в 2003 году, положил начало сближению народов планеты иуспел занять свое особое место в рядах миротворческих организаций.

Таким образом,на I Съезде был сделан решительный шаг на пути укрепления согласия иустановления конструктивного диалога между цивилизациями, конфессиями, странамии народами. Было отмечено, что межрелигиозный диалог является одним из ключевыхспособов общественного развития и улучшения благосостояния всех народов.

Работа Первогосъезда завершилась принятием Декларации, в которой духовные лидеры заявили осовместных действиях по обеспечению мира и прогресса для человечества иобеспечению стабильности в обществах, как основы гармоничного мира в будущем.

По итогам Съездаделегаты пришли к мнению, что диалог религий должен быть углубленным истроиться на умении вести дискуссии. Были подняты проблемы, связанные свыявлением причин конфликтов на религиозной почве, на необходимостисовершенствования межрелигиозной гармонии, взаимного уважения друг к другу,умении учиться на традициях других народов.

Успех прошедшегомероприятия был закреплен в решении I Съезда проводить межрелигиозный форум нарегулярной основе раз в 3 года. Казахстану была оказана высокая честьорганизации и подготовки II Съезда лидеров мировых и традиционных религий встолице Республики Казахстан – городе Астана в 2006 году.

Первый Съездвыполнил свою историческую миссию и своей эффективной работой проложилмагистральный путь для подготовки и проведения второго, третьего и четвертогосъездов духовных лидеров.

Весь ареалвопросов, связанных с подготовкой и проведением Съезда, решением участниковПервого съезда предоставлен казахстанской стороне – инициатору данногомероприятия.

Рабочие органыСъезда – секретариат Съезда и рабочая группа секретариата на постоянной основеосуществляют деятельность, направленную на содержательную и концептуальнуюподготовку документов и материалов форума, а также итоговых документов съездов.

Что касаетсяпервых инициатив Съезда, по итогам Первого съезда было принято решениепостроить специальный дворец для проведения форума духовных лидеров. Так, вАстане возведен величественный Дворец мира и согласия, построенный по проектуизвестного архитектора Нормана Фостера. Начиная со II Съезда лидеров мировых итрадиционных религий, проведенного в 2006 году в этом уникальном архитектурномсооружении, секретариаты съезда и все другие съезды постоянно проводятся здесь.

В 2013 годуисполнилось десять лет со дня созыва первого съезда. В честь десятилетия работыСъезда, в сентябре 2013 года состоялось юбилейное ХІІ заседание секретариатаСъезда и была проведена большая конференция. За этот промежуток времени вгороде Астана прошли 4 съезда и 12 заседаний секретариата. Съезд, высоко несущийзнамя мира и согласия между религиями и конфессиями, с каждым годом крепнет ивсе шире расправляет крылья.

Самый полный состав из РусскойПравославной Церкви прибыл в 2012 году на IV Съезд лидеров мировых итрадиционных религий. Делегацию из России возглавил Патриарх Московский и Всея Руси – Кирилл, а также в состав делегации из 38 человек вошли: Илларион Волоколамский – Председатель отдела внешних церковных связейМосковского Патриархата; Чаплин Всеволод Анатольевич – Председатель отдела по взаимоотношениям иобщества Московского Патриархата; Рощин Георгий Евгеньевич – Заместитель Председателяотдела по взаимоотношениям и общества Московского Патриархата; Роман Багдасаров – Представитель службы протокола Патриарха и другие духовные лица [2].

Православиев Казахстанеявляется вторым по численности верующих после ислама религиозным направлением.

Появление православия в нашей странесвязано  с военными поселениями,возникшими вследствие присоединения Казахстана к России. На юге первые военныепричты  (маленькие церкви, молитвенныедома) появляются в 1866 г.в Туркестане и Шымкенте. В 1871г. была образована Туркестанская епархия. В 1872 г. на кафедру созданнойВерненской и Семиреченской епархии был назначен первый из казахстанскихархиереев – архиепископ Софония (Сокольский), который управлял епархией по 1877 г.

Строительство церквей в южной частиКазахстана началось в 80-е гг. XIX в. Так, в 1901 г. в Сырдарьинскойобласти имелось восемь каменных храмов, построенных из обожженного кирпича. Кначалу XX в. в Туркестане (в состав которого входили и многие земли Казахстана)проживала 391 тысяча православных христиан и действовало 306 церквей.

Установление советской власти в 1917 г. привело к началумасштабной атеистической кампании, продолжавшейся семь десятилетий. Этакампания сопровождалась уничтожением храмов, преследованием духовенства,конфискацией имущества церкви. В 1920-1930-е гг. многие священники былирасстреляны либо приговорены к длительным срокам заключения.

В 30-х гг. ХХ в. Казахстан стал местомссылки духовенства и мирян Русской православной церкви. Этот период совпал сначалом процесса коллективизации, в результате которой был уничтожен кочевойбыт казахов, были разорены казахские аулы и крестьянские хозяйства русскихпереселенцев, что обернулось невиданным за всю историю края голодом, жертвамикоторого стали миллионы людей.

Определенные послабления в отношениирелигии начались в годы Великой Отечественной войны, когда Русская православнаяцерковь поддержала патриотический дух советского народа в борьбе с фашистскимизахватчиками. В Казахстане стали вновь открывать храмы.

Восстановление православной жизни внашей республике началось с 1945г., когда была учреждена Алматинская и Казахстанскаяепархия, первым правящим архиереем которой был митрополит Николай(Могилевский), ныне причисленный к лику святых.

В тяжелые военные и послевоенные годыКазахстан продолжал принимать ссыльных священников, многие из которых нашлиприют у местных жителей, в том числе и мусульман. Так, отбывавшего ссылку вАктюбинской области, на глухой железнодорожной станции Челкар,священноисповедника Николая, в будущем ставшего митрополитом Алматинским иКазахстанским, спас от смерти простой мусульманин-татарин. Осенью 1942 г. он подобрал его,полуживого, лежащего без памяти на дороге, отвез в больницу, а затем приютил всвоем доме.

Также и митрополит Алматинский иКазахстанский Иосиф (Чернов), находясь с 1954 по 1956 гг. в ссылке в Кокшетау,был принят в многодетную мусульманскую казахскую семью, где жил как уважаемыйчлен этой семьи.

Однако государственная политика в целомсохраняла свой атеистический характер. Религиозная деятельность жесткоконтролировалась властью.

Подлинное возрождение религиозной жизни,в том числе и православной церкви, началось после обретения Казахстаном независимости.О том, что ислам и православие стали важными столпами духовности нашей страны,неоднократно говорил Президент Нурсултан Назарбаев. Так, посещая 7 января 2012 г. Свято-Успенскийсобор в г. Астане, Глава государства заметил: «Как птица не может летать содним крылом, так и государство не может двигаться с одним крылом. Оба крыла –ислам и православие – основные религиозные конфессии в нашей стране. Все мылюди, единые на этой земле, но мы разные, по языку, по внешнему виду, порелигии. Но великое терпение всегда является основой для мирной жизни».

Признание свободы совести позволиловерующим вернуться к полнокровной духовной жизни. Если в 1956 г. в Казахстанефункционировало всего 55 приходов Русской православной церкви (РПЦ), то наначало 1999 г.на территории республики действовало 212 приходов и 8 монастырей. За последнеедесятилетие отмечен дальнейший рост.

В 2012 г., в соответствии с требованиями Закона«О религиозной деятельности и религиозных объединениях», в республике былаосуществлена перерегистрация религиозных объединений. По итогамперерегистрации, по состоянию на 25 октября 2012 г. в Казахстанедействовало 271 религиозное объединение православной церкви, включаяреспубликанское религиозное объединение – Митрополичий округ, а также 9 епархийи 261 приход. Наибольшее количество православных общин зарегистрировано вАлматинской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Костанайской,Карагандинской и Акмолинской областях.

Также в Казахстане действуютправославные монастыри. Практически при всех церквях и молитвенных домахоткрыты церковноприходские школы по изучению основ православия, действуютвоскресные школы, в которых обучаются как дети, так и взрослые.

В 1995 г. государство передало церквиВознесенский кафедральный собор в Алматы, построенный в начале ХХ в. ипризнанный уникальным памятником архитектуры. Православным общинам возвращеныхрамы и в других городах. В настоящее время проводится большая работа пореставрации старых культовых зданий и строительству новых церквей и молитвенныхдомов.

Казахстан внес свою лепту ввосстановление храма Христа Спасителя в Москве. Безвозмездным даром нашейстраны стало направление гранита с Кордайского месторождения, предназначенногодля отделки стен храма.

Патриарх Московский и всея Руси АлексийII (возглавлявший РПЦ в 1990-2008 гг.) в июле 1995 г. совершил визит вКазахстан, посетив Алматы и Караганду. В Караганде он освятил Свято-Введенскийсобор, ставший одним из крупнейших и красивейших в Центральной Азии.

За последние годы построены храм ХристаСпасителя в Алматы, Благовещенский собор в Павлодаре, Серафимо-Иверский собор вЭкибастузе, Иоанно-Богословский собор в Талдыкоргане, Константино-Еленинскийхрам в Костанае, Свято-Никольский храм в Сатпаеве и многие другие храмы повсему Казахстану. В 2009 г.построен кафедральный Свято-Успенский собор в Астане. Также открыто несколькомонастырей.

 

Описание: Описание: РПЦ по областям2

В июне 2005 г. в Астане былипроведены торжественные мероприятия, посвященные 150-летнему юбилею со дняоткрытия и освящения Константино-Еленинского кафедрального собора.

В январе 2010 г. Казахстан посетилПатриарх Московский и всея Руси Кирилл. Глава Русской православной церквипобывал в Алматы и Астане, встретился с представителями общественности, провелцерковные службы в храмах. Главным событием визита стало освящениекафедрального Свято-Успенского собора в столице Казахстана [3, С. 37-39].

В октябре 2011года был принят новый Закон РК «О религиозной деятельности и религиозныхобъединениях», в Преамбуле которого определено, что Республика Казахстанпризнает историческую роль ислама ханафитского направления и православногохристианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другиерелигии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана [4, 83с].

В вышеназванном Послании Президентстраны дает наказ народу Казахстана: «Казахстан – это единая земля, единыйнарод, единое будущее. Я призываю всех казахстанцев к дальнейшему укреплениюмежнационального и межконфессионального согласия. Это наши вечные ценности.Только соблюдая эти канонические истины, мы сможем говорить о вечном народе,вечной столице и вечном государстве». Выражаем надежду на то, что лидерымировых и традиционных религий, сохранив традицию собираться за круглым столомраз в три года и проводить беседы, в очередной раз соберутся на пятом съезде, 10-11 июня 2015 года в Астанееще раз благословят сплочённый народКазахстана.

 

Список литературыи источников:

1. Послание ПрезидентаРеспублики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана«Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» http://www.akorda.kz/ru/page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-lidera-natsii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-

2. Список участвовавших в IV Съезде лидеров мировых итрадиционных религий http://www.religions-congress.org/content/view/352/60/lang,russian/

3. Религиозные объединения в Казахстане:ИнформационныйсправочникАстана: НИАЦ АДР РК, 2013. – 111с.

4. Комментарий к Закону Республики Казахстан «Орелигиозной деятельности и религиозных объединениях» – Астана: НИАЦ АДР РК,2012. – 155с.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение