Как усовершенствовать систему государственной службы в Казахстане. Часть 2

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Во-вторых, важным моментом является улучшение системы подбора кадров для формирования профессионального госаппарата. При отборе претендентов на государственную службу необходимо обратить внимание не только на их «технократические характеристики» (например, знание соответствующих законов и структуры государственной службы), но и на этическую составляющую.
Как усовершенствовать систему государственной службы в Казахстане. Часть 2
Андрей Чеботарёв   Какусовершенствовать систему государственной службы в Казахстане. Часть 2 Для улучшения системыгосударственной службы в Казахстане, во-первых, необходимо кардинально изменитьконцептуальные основы деятельности государства и его органов в целом в сторону ихмаксимальной ориентации на удовлетворение нужд и запросов всего общества икаждого гражданина республики в отдельности. А также обеспечить реализациюданного принципа конкретными политическими, административными и правовымимеханизмами. В связи с этим государственнуюслужбу целесообразно увести от обычного регулирования теми или иными процессамив обществе и государстве в сторону качественногообслуживания населения. В практическом же плане реализацию государствомсвоих управленческих функций следует осуществлять на основе не государственногоадминистрирования, а государственногоменеджмента. Тем самым чисто бюрократические подходы в перспективе можнобудет заменить на методы, выработанные и применяемые в сфере частного бизнеса. В результате всего этого государственноеуправление приобретет следующие основные черты: 1) ориентация на конкретныерезультаты и эффективность при осуществлении госслужащими конкретнойгосударственной деятельности; 2) применение инструментов итехнологий современного менеджмента;3) рассмотрение госслужащихкак менеджеров, что, в свою очередь, предполагает заключение с нимисоответствующих контрактов и обеспечение выполнения конкретных обязательств; 4) распространение на системугосударственной службы взаимоотношений «принципал-агент»(«заказчик-исполнитель»). Представляется, что без положительногорешения этого и иных принципиальных системных вопросов принятие мер в рамкахостальных аспектов государственной службы (отбор кадров, их оценка, аттестация,обучение, продвижение по службе и т.д.) будет носить вторичный и практическинеспособный изменить работу государства и его органов в лучшую сторонухарактер.   Во-вторых, важным моментом является улучшение системы подбора кадров дляформирования профессионального госаппарата. Приотборе претендентов на государственную службу необходимо обратить внимание нетолько на их «технократические характеристики» (например, знаниесоответствующих законов и структуры государственной службы), но и на этическую составляющую. В связи с этим предлагаетсяв перечень квалификационных требований для претендентов по занятию должностей всоставе корпусов «А» и «Б» отнести: а) обязательный опыт работы всоответствующей (профильной) сфере с четкими временными рамками; б) конкретныепоказатели профессиональных достижений на прежних местах работы; в) этическиехарактеристики, подтвержденные, к примеру, положительными отзывами граждан ипредставителей негосударственных структур, имеющих опыт взаимодействия с даннымлицом в процессе его прежней работы.Помимоэтого в целях исключенияантикоррупционной составляющей из процесса приема на работу и карьерногопродвижения в рамках госслужбы предлагается использовать передовыетехнические средства оценки качеств претендентов на занятие соответствующихгосударственных должностей. В том числе посредством введения и применения в данномпроцессе системы тестирования на полиграфе («детекторе лжи») с учетом сравнительноуспешного опыта разных стран. Так,например, в Кыргызстане 27 августа 2010 года был принят Указ Президента КР «Опервоочередных мерах по внедрению системы тестирования на полиграфе в сферегосударственной службы». Согласно этому документу данная система применяется вслучаях замещения политической государственной должности, проведения конкурсана замещение вакантной административной государственной должности, аттестации иротации госслужащих, проведения служебного расследования. Соответствующеетестирование призвано выявить устойчивость будущих и действующих госслужащих оотношению к коррупционным явлениям. На практике применения «детектора лжи», вчастности, в 2011 году около 80% проходящих данное тестирование сотрудниковГосударственной налоговой службы Кыргызской Республики были уличены во лжи приответе на вопрос о незаконных доходах (см. http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1339664100).В-третьих, целесообразно включитьв законодательство о государственной службе: а) принцип стабильности кадров, основанный на том, что положениегосслужащего не должно зависеть от определенной политической конъюнктуры,включая структурную реорганизацию соответствующего государственного органа, иконкретной личности руководителя данного органа; б) конкретные механизмыобеспечения этого принципа, в том числе возможное введение запрета на сменуопределенных кадров административных государственных служащих в связи со сменойпервого руководителя соответствующего государственного органа. Вплоть до того,чтобы соответствующему должностному лицу разрешить переводить за собой толькопредставителей обслуживающего персонала (помощники, секретари и т.д.), которыев своем большинстве не относятся к категории госслужащих.В-четвертых, следует ввести взаконодательство о государственной службе системуоценки профессиональных достижений госслужащих, основанную на обязательномопределении руководителями государственных органов и их структурныхподразделений непосредственно подчиненным им госслужащим определенных задач.Последние при этом должны соответствовать следующим требованиям:a) полное соотношение сдеятельностью соответствующего государственного органа, включая егозаконодательно установленные задачи, стратегический план и т.д.;  б) измеримость, предполагающуюконкретную форму реализации соответствующей задачи; в) отражение конкретных сроковреализации; г) реалистичность,предполагающую выполнимость соответствующей задачи в предусмотренные сроки иадекватность размера выделяемых на это финансовых средств;д) гибкость, предполагающую возможныйпересмотр данной задачи и механизмов ее выполнения в зависимости от изменений вприоритетах деятельности соответствующего органа. При этом в процессеформирования данной оценочной системы следует также  учитывать позитивный зарубежный опыт. Так, например,согласно Закону Республики Молдова «О государственной должности и статусегосударственного служащего» от 4.07.2008 г. госслужащим по результатам оценкипрофессиональных достижений выставляется одна из следующих оценок: «оченьхорошо», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Такие оценкивполне можно внедрить и в казахстанскую практику.В-пятых, предлагается совершенствование процедуры аттестациигосслужащих следующим образом:а) проведение аттестациигосслужащих категорий «А» и «Б» не раз в три года, как это установленодействующим законодательством о государственной службе, а ежегодно; б) проведение аттестации толькогосслужащих, которые по результатам оценки профессиональных достижений получили«удовлетворительно» и «неудовлетворительно». В зависимости же от результатоваттестации руководству соответствующего органа следует принимать решениеотносительно как принятия мер по дальнейшему профессиональному развитию своихподчиненных, которые прошли данную аттестацию, так и освобождения от занимаемыхдолжностей госслужащих, не прошедших данную аттестацию:в) включение в составаттестационных комиссий представителей Агентства по делам государственнойслужбы и противодействию коррупции и его территориальных подразделений, взависимости от административно-территориального статуса того или иногогосоргана. Кроме того, при проведении аттестации сотрудников центральных иобластных  госорганов целесообразнообеспечить здесь участие представителей Администрации Президента РК и/илиКанцелярии Премьер-министра РК. А в аналогичном случае относительно сотрудниковорганов местного государственного управления - представителей вышестоящихакиматов.Безусловно, что все этипредложенные меры для совершенствования системы государственной службы вКазахстане обсуждаемы с точки зрения их целесообразности и практической эффективности.К тому же данный процесс не ограничивается только ими, а требует гораздобольшего количества шагов по разным направлениям функционированиярассматриваемой системы. В любом случае, сейчас важно не просто начать этотпроцесс ради него самого, а ориентировать на дальнейшее и четкое движениевперед без каких-либо шагов назад. 

Поделиться: