Институциональное развитие Казахстана

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Поэтому сегодня, несмотря на достигнутые успехи и имеющиеся результаты, очень своевременным и правильным является то, что Лидер Казахстана Н.А. Назарбаев в своей предвыборной программе закладывает четкое видение поэтапного развития Казахстана в долгосрочной перспективе и выдвигает на будущее большие цели для общества в таких программных документах, как Стратегия «Казахстан-2050» и программа новой экономической политики «Нурлы жол».
Институциональное развитие Казахстана
  Асылхан Нургалиев,Докторантсоциальной политики и администрирования,Великобритания     «Қажет шексіз білім, ақыл, даналық,Қолға алуға дүниені қаратып»Жусуп Баласагуни. «Құтты білік» Вначале марта 2015 года на XVI съезде партии«Нур Отан» Елбасы Нурсултан Назарбаев объявил о своем участии во внеочередныхвыборах Президента Республики Казахстан. Глава государства предложил своюпредвыборную программу, которая направлена на последовательное проведение «пятиинституциональных реформ» в нашем обществе.   Водной из бесед с английским профессором П. Фердинандом, автором концепции«транзита от развивающейся страны к конкурентоспособному государству», япоинтересовался, почему современным государствам необходимо проведениеинституциональных реформ? Почему необходимо разрабатывать специальные «модели»развития? Ведь модернизация общества и реформы проводятся людьми. Профессорответил, что реформы привносятся лидерами, но дальнейшее их развитие ипреемственность зависят от институтов.Вкачестве примера важности реформирования институтов хотелось бы привестиразвитую Германию в период с 1990 по 2000 год. В этот период в немецкомобществе остро обсуждался вопрос о том, какой путь должна избрать Германия,чтобы продолжать свое развитие. Возможно, это покажется удивительным и даженеправдоподобным, что страна с самой сильной экономикой в Европе была вынужденавынести на обсуждение этот вопрос. Однако подобное происходило по следующейпричине. Согласно немецким исследователям (Б. Хомбак, Р. Дахендорф, А. Гидденс,М. Ленард), общество Германии в начале 90-х годов XXвека посчитало, что является самым передовым государством в Европе и решило,что оно может закрепить существующее развитие. Однако к 2000 году, по признаниюсамих немцев, социально-экономическая модель страны стала одной из самыхбеспросветных и саморазрушительных, и требовала немедленного реформирования.Это стало следствием того, что имевшаяся социальная модель уже непредусматривала необходимости дальнейшей модернизации и реформированияобщества. В результате Германия приобретала черты застойности и прогрессирующейбедности. Популярная книга немецкого публициста, писателя и журналиста ЮргенаРота, вышедшая в тот период, описывала Германию как отсталую страну в социальной,культурной и политической жизни. Только за период c 1990 по 2000 год изГермании эмигрировало около 900 000 молодых немцев, подобного непроисходило со времен окончания Второй мировой войны. Главной причиной своегоотъезда немецкая молодежь называла «застывшее» состояние общества и отсутствиеперспектив. Это было ценой Германии за отказ реформирования общественныхинститутов всего лишь в течение одного десятилетия. Последствием«застывшего» состояния для Германии стало возникновение постоянных споров вполитических и экспертных кругах относительно дальнейшего развития. Попризнанию немцев, это привело к тому, что у страны не оказалось четкого планапо преодолению проблем, связанных с экономикой, упадком благосостояния немцев иформулировкой собственной позиции относительно событий, происходящих в мире.Когда в конце 90-х годов XX века в Германиибыла объявлена идея о построении «нового общества», немцев прежде всегоинтересовали понятные и конкретные меры по улучшению их собственной жизни ижизни общества, в котором они живут.Вслучае с приведенным примером вспоминается притча. Однажды одного суфияспросили о секрете его мудрости, и в чем он видитразличие между собственным разумом и разумом других людей.Он подумал и ответил: «Если люди ищут иголку в стоге сена, то большинство изних останавливаются, как только найдут ее. А япродолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью,и если повезет, даже четвертую и пятую иголки».Поэтомусегодня, несмотря на достигнутые успехи и имеющиеся результаты, оченьсвоевременным и правильным является то, что Лидер Казахстана Н.А. Назарбаев всвоей предвыборной программе закладывает четкое видение поэтапного развитияКазахстана в долгосрочной перспективе и выдвигает на будущее большие цели дляобщества в таких программных документах, как Стратегия «Казахстан-2050» ипрограмма новой экономической политики «Нурлы жол».   Поиск модели реформирования Вовремя обучения в Великобритании мое исследование включало в себя и изучениепостсоветского региона. Мне было интересно понять, как развивается наша страна,каким путем движется Казахстан. Втрадициях западной модели образования чрезвычайно развит подход сравнительногоанализа (comparative analysis),когда на основе имеющейся литературы идет многостороннее изучение объектаисследования – Казахстана, сравнение с другими странами и определение моделиего развития. Радостнымоткрытием для меня стал тот факт, что Казахстан пользуется большим интересом всреде международных экспертов и исследовательских кругов, так как имеетсядостаточное количество литературы. Основываясь на анализе, я сделал своезаключение о том, что Казахстан сегодня развивается поступательно и прагматичнои поэтому является одним из наиболее успешных государств бывшего СССР. Интереснымбыло и то, что о многих достижениях собственной страны я узнавал из зарубежныхисточников. В научном лексиконе иностранных авторов часто встречаются такие термины,как state-building(государство-строительство), nation-building (построение национальной политики), institutional building(построение общественных институтов). В целом, по оценкам иностранных экспертовКазахстан как государство состоялось. Следует отметить, что слово building переводится как «строительство» или«здание». Поэтому наш общий «дом» – Казахстан – уже построен. Дальнейшееинституциональное реформирование означает, что мы стремимся жить в современном,высоком и уютном доме. Однаковыбор модели развития совсем не прост. В качестве примера этого хочетсяпривести опыт передовых европейских стран.Времена,когда граждане были ослеплены политическими идеями и лозунгами, в мирепроходят, и сегодня для людей становится важным наличие прагматизма вгосударственной политике. Парадокс заключается в том, что конкретной моделиуспешного развития практически не остается, так как теперь залогом успешногоразвития становится возможность постоянной модернизации и эффективностьгосударственных институтов. Вслучае Европы реформирование осложнялось тем, что после прекращенияидеологического противостояния между капиталистическим и социалистическимстроем возникла необходимость реформирования самой европейской модели развития– социально-демократической, которая не была удачной. Сегодня европейцевинтересует, как их страны предполагают идти по пути дальнейшего развития вусловиях растущих темпов глобализации. Сам рыночный принцип саморегулированияне решает все аспекты жизни общества. Поэтому с середины 90-х годов XX века европейская модель развития находится в«транзитном» состоянии. Как видим, «институциональные реформы», предлагаемыеПрезидентом Казахстана Н.А. Назарбаевым, являются велением своего времении основой будущего прогресса.  Пять институциональных реформ «Қалың елді ұлылықпен билегін,Сол билікпен – ұлыбектік, күйлі елің!»Жусуп Баласагуни. «Құтты білік» Интересно,что выдающийся мыслитель тюркского мира Жусуп Баласагуни в своей работе«Кутадгу билиг» («Благодатное знание»), написанной в 1069 году, огромное значениепридавал роли правовых, законодательных и общественных институтов.Идея «нового общества», которая была предложена вГермании после трудных «застойных» лет, заключалась в том, что новый толчок вразвитии немецкого общества исходил не только от государства илигосударственных институтов, но также и от участия активных и неравнодушныхграждан страны в реформировании Германии и институтов «нового общества».Всвязи с этим хочется коротко рассмотреть и поделиться своим пониманием«институциональных реформ», предложенных Главой государства.Строительствосовременного государства. Важность данной реформы,как мне кажется, заключается в вопросе, насколько государственный аппарат можетсправиться с теми вызовами, которые могут возникнуть перед Казахстаном. Учитываяприведенный опыт Европы, хотелось бы отметить, что с момента распада СССР дляпостсоветских стран, ставших независимыми, не было ранее изученной и готовой«модели» перехода от социлизма к новому государственному устройству. К словусказать, такой модели до сих пор не существует. В связи с этим, как отмечаютмеждународные эксперты, руководство Казахстана во главе с Президентом Н.А. Назарбаевымв первые годы независимости было вынуждено проводить сложные институциональныереформы, опираясь на собственное понимание и опыт управления. По словамзарубежных экспертов, много позже международные институты и организации станутизучать казахстанский опыт как пример постсоветского транзита. Поэтому нашастрана, актуализируя реформы, продолжает проводить последовательную политикуукрепления государства.Верховенство закона и защита правсобственности. Данноенаправление является логическим продолжением институционального реформированияКазахстана. Насегодняшний день одной из привлекательных сторон правового развития в Европеявляется наличие института договорного права (Contract law). Данныйинститут выступает залогом создания наилучшего бизнес-климата в европейскихюрисдикциях. Связано это с тем, что иностранный предприниматель, которыйприезжает в Европу, знает, что если он уплачивает установленный законом налог иисполняет свои договорные обязательства, то он может больше не переживать поповоду сохранности и защищенности своего бизнеса. Этому также способствовалото, что contract lawсегодня изучается как отдельный предмет во многих университетах Европы. В своюочередь данное институциональное преимущество помогает эффективной работеевропейских судов и правоохранительных органов и в итоге создаетпреимущественные условия для привлечения инвестиционного капитала. Устойчиваяэкономика. Экономическаямодель Казахстана создавалась одновременно на фоне трех важных и непростыхтранзитов. Во-первых, это был переход от коммунистической к новой суверенноймодели государственности Казахстана. Во-вторых, демографическое и этническоеизменение населения страны, когда значительная часть специалистов эмигрировалана свою историческую родину. И наконец, переход от советской модели экономики крыночным отношениям. Воценках постсоветского развития Казахстана международными организациямиставился вопрос о том, насколько экономический успех Казахстана был связан суспешным проведением рыночных экономических реформ и насколько с доходами отроста цен на экспортируемые энергоресурсы. Например, в ответ на этот вопросанализ мировых цен на нефть за период 1991-2000 годов показал, что ценасохранялась в отметке 25-35 американских долларов, и только к концу 2000-хгодов выросла до отметки 139 долларов за баррель, тем самым подтверждая, чтоэкономика Казахстана улучшалась за счет проводимой модернизации. В связи с этимможно утверждать, что новая экономическая политика Главы государства «Нурлыжол» представляет собой продолжение курса реформирования экономики.Укреплениеказахстанской идентичности. На сегодняшний день в странах Европыидут серьезные дискуссии о том, какую национальную политикуследует продвигать: этническую (на основе конкретной национальнойхарактеристики) или гражданскую (на основе территориального признака),поскольку национальная политика определяет собой идеалогическое, стратегическоеи институциональное развитие государства. В то же время в мировом экспертномсообществе часто задаются вопросом, почему сегодня так актуализирован вопрос онациональном разделении, в то время как цель «государство-образование» становитсявсе менее спорным в связи с усилением процессов глобализации и интеграции. Ктои как определяет, что такое «национальная идентичность»? Поэтому идея НурсултанаНазарбаева «Мәңгілік Ел» о вечном государстве является общенациональной институциональной идеей, которая действительносмогла объединить граждан страны и направить их силы на созидательноеразвитие общества.Существует много определений и форм национализма взарубежной литературе, и от казахстанцев зависит, какую формулу они предпочтутдля себя. На мой взгляд, самым приемлемым и в целом прагматичным для Казахстанаявляется форма так называемого «естественного национализма» (banal nationalism),который проявляется именно в ежедневной общественной жизни. Как можно заметить,в Казахстане национализм выражается в толерантности и дружбе народов. Практикапоказала, что наиболее значительным достижением Казахстана являетсяинституционализация межэтнических отношений путем создания специальногоинститута – Ассамблеи народа Казахстана. Главными особенностями Ассамблеиявляются гарантированное представительство интересов этнических групп в высшемзаконодательном органе – Парламенте страны, поддержка триединства в языковойполитике, проведение Съездовлидеров мировых и традиционных религий в Астане и многое другое.Институционализация общественныхотношений. Основнойупор в предвыборной программе Президента Казахстана Н.А. Назарбаева сделан на реформированиегосударственного аппарата и общественных институтов в нашей стране.Древнегреческийфилософ Аристотель писал, что все в природе имеет свою конечную цель. Еслиграждане объединяются в государство, в общество, следовательно, они живут снадеждой и ожиданием большего процветания и развития. Основываясь на работеАристотеля, Руссо в своей работе «Социальный контракт» отмечал, чтообщественное согласие, например, единогласная поддержка населением предвыборнойпрограммы главы государства в свою очередь формирует «единую волю» (general will) страны. Это создает суверенностьполитики государства (body politic), согласно которой глава государстваимеет право проводить реформы и модернизацию страны.Существуетмножество видов современных теорий о построении государства, которые былипредложены в ХХ веке. Среди них наиболее своевременной и практичной является теорияавстрийского и британского философа и социолога Карла Поппера, которыйрассматривает само государство как «открытый институт», так как в его пониманиигосударство должно всегда оставаться открытым для решения ежедневных проблемнаселения и общества. В целом, во всех концепциях государственногостроительства можно выделить единую основу – это верховенство закона.Таким образом, рассмотрев предвыборную программуПрезидента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, направленную на проведениенеобходимых долгосрочных институциональных реформ развития Казахстана, можно суверенностью сказать, что основным критерием успешного государства игармоничного общества выступает наличие видения долгосрочногоинституционального реформирования, а также предоопределение вектора успешного игармоничного будущего нашего общества, которые и выступают стержнемпредвыборной программы Лидера Нации Н.А. Назарбаева.  

Поделиться: