Данияр Ашимбаев: «Страна нуждается в социальной модернизации»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Государство пытается противопоставить религиозному экстремизму традицию «правильного» ислама (причем именно государство, поскольку работа Духовного управления мусульман Казахстана особенно никем не фиксируется, а т.н. «Союз мусульман», заявления которого любят цитировать СМИ, особенно российские – незарегистрированная фикция, занимающаяся саморекламой). Но, господа, религия как фактор развития общества исчерпала себя еще в средние века. Дальнейшее же религиозная пропаганда (будь хоть сто раз правильной и традиционной) будет вести к росту религиозности населения и, соответственно, к росту радикальных течений, особенно среди молодежи. Стране нужны школы и техникумы, а не мечети и церкви.При
Данияр Ашимбаев: «Страна нуждается в социальной модернизации»
Интервьюс известным казахстанским политологом Данияром Ашимбаевым. Ч.2. Начало здесь– ИАЦ: 2015 год насыщен юбилейными датами, многие из которыхимеют идеологический заряд. 20-летие АНК, 550-летие Казахского ханства. Покакому пути будет идти формирование национальной идеологии? Следует ли ожидатьчто-то новое в этой сфере, в свете объявленной внутриполитической модернизации?– Д.А.: Социальнаямодернизация, о которой говорит президент, крайне важна. Мы видим, чтомиграционные и демографические процессы влияют на изменение национального составанаселения Казахстана, на его культурный и образовательный уровень. Городафактически перестали выполнять ассимиляционные функции. Все больше проявляетсядефицит квалифицированных специалистов. Страна проходит сложный переходныйпериод, но направления этого перехода достаточно спонтанны.Еслиговоритьо национальном составе, то статистически можно отметить отъезд русских,украинцев, немцев, евреев, место которых занимают этнические казахи из Монголии,Китая, среднеазиатских республик, а также полумиллионная армия гастарбайтеров –узбеков, киргизов, в меньшей степени – турков и китайцев. При этом, еслипосмотреть в профессионально-образовательном разрезе, то мы увидим, что уезжаютврачи, инженеры, мастера, учителя, а приезжает низкоквалифицированная рабочаясила, с низким образовательным уровнем – т.е., по сути Казахстан импортируетсоциальные проблемы со всего соседнего региона. При этом, конечно, нельзя сюдасмешивать тех, кто переехал из России и европейских республик.Многое, из того,что сейчас функционирует – экономическая, социальная, коммунальная,научно-образовательная инфраструктура была построена в советское время (исовместными усилиями) – нуждается в модернизации, дальнейшем развитии. В своейпрограммной статье трехлетней давности Нурсултан Назарбаев затрагивал этивопросы, но многое пока осталось на бумаге. Страна нуждается в социальноймодернизации, повышении уровня образованности населения, улучшении качестварабочей силы, в инженерах, учителях, научных сотрудниках.Понятно, что многиепроцессы, вызвавшие негативные последствия, были объективными. Но Казахстануудалось сохранить и обеспечить политическую и социальную стабильность,межнациональное согласие, определенный уровень экономического развития.Многовекторная внешняя политика и интеграционные инициативы НурсултанаНазарбаева минимизировали внешние риски и угрозы. Страна является региональнымлидером в вопросе привлечения инвестиций. В последние годы удалось активномодернизировать производственную, энергетическую и транспортную инфраструктуру.Но вопрос стоит в закреплении вектора на дальнейшее устойчивое развитие.Те проблемы, окоторых мы говорили, вполне очевидны, их прекрасно понимает политическоеруководство страны. Нурсултан Назарбаев делает ставку на наднациональную идеологию,светское развитие, диверсификацию экономики и сильное государство – те жепринципы, которые позволяют провести аналогию с модернизацией советской, но вусловиях рыночной экономики и демократичных процедур. Есть очевидные проблемына пути модернизации – непотизм, бизнес-интересы элиты, социальная апатия,коррупция, трайбализм, исламизация и клерикализация, снижение культурного иобразовательного уровня населения, миграционные процессы, падение КПДгосаппарата, внешнее воздействие, которое в последние годы явно направлено наактивизацию тех факторов, о которых уже шла речь.Говоря обадминистративных, политических, конституционных реформах, важно понимать, чторечь идет не о стратегии, которая достаточно четко была сформулирована еще впервые годы независимости, а об инструментарии по реализации базовых принциповразвития государства. Страна не разбазарила советское наследие, как многие нашисоседи по бывшему Союзу, а смогла многое сохранить и даже приумножить. Вместе стем, одновременно с этим происходит и накапливание негативных тенденций, иперманентной задачей руководства страны является их минимизация, а главное –обеспечение преемственности и устойчивости курса.Вопрос онациональной истории в этом аспекте стоит особенно остро. В русле той ревизии истории,о которой я говорил, совершенно выпали тезисы о героях труда, передовикахпроизводства, важности технического образования, трудовой этики. Их местозанимают полумифические бии, султаны и батыры, многие из которых существовали вдействительности и которые внесли свой вклад в историю Казахстана, но с точкизрения педагогики и примера для подрастающей молодежи, мягко говоря, не вполнеадекватны.«Возрождениетрадиций», о котором все много и долго пишут, тоже имеет свои нюансы. Не совсемпонятно, что именно считать той самой традицией: исламские ценности (если да,то какие именно), весьма живучие тенгрианские корни, советские? Говорить овозрождении номадизма в современных – вообще нонсенс.Государствопытается противопоставить религиозному экстремизму традицию «правильного»ислама (причем именно государство, поскольку работа Духовного управлениямусульман Казахстана особенно никем не фиксируется, а т.н. «Союз мусульман»,заявления которого любят цитировать СМИ, особенно российские –незарегистрированная фикция, занимающаяся саморекламой). Но, господа, религиякак фактор развития общества исчерпала себя еще в средние века. Дальнейшее жерелигиозная пропаганда (будь хоть сто раз правильной и традиционной) будетвести к росту религиозности населения и, соответственно, к росту радикальныхтечений, особенно среди молодежи. Стране нужны школы и техникумы, а не мечети ицеркви.При формированииориентиров развития нужно апеллировать не столько к истории, сколько кобъективным потребностям современного развития страны.– ИАЦ: Помимо уже названных юбилеев, в этом году исполняется180 лет со дня рождения Чокана Валиханова и 170 со дня рождения Абая. Этознаковые фигуры не только для Казахстана, но и для России. Представляются лиВам востребованными совместные форматы празднования этих юбилейных дат. Есть лив целом потенциал для более глубокой научной дискуссии и сближения позиций поисторическим сюжетам между профессиональными сообществами двух стран? В какихформатах и по каким направлениям это наиболее перспективно?– Д.А.: И Чокан, и Абаймногое сделали для синтеза казахской и русской культуры, поиска и выбора путисовместного развития. Понятно, что это были живые люди, со своими достоинствамии недостатками, и чрезмерная героизация отодвигает на задний план именно ихкультурное, научное и духовное наследие. Такого рода фигуры должны быть нетолько признаны, их деятельность должна широко пропагандироваться.Заметьте, какнавязчиво в последнее время идут публикации о перспективе национальныхконфликтов в Казахстане, якобы имеющих место территориальных претензиях,сепаратизме и военной агрессии. В условиях, когда есть силы, стремящиесяразделить наши народы, наши страны, очень важно сохранить общие ценности, общуюисторию, имена и заслуги тех людей, которые внесли огромный вклад в развитиеобоих народов.Необходиматщательная работа по выявлению неизвестных ранее материалов, изучениюопубликованного творческого наследия, по проведению совместных научных иархивных изысканий, более глубокое изучение того периода на принципах историзма.Без искусственного возвеличивания исторических деятелей, но с честным признаниемобъективных заслуг и вклада. Это должно найти отражение и в школьныхпрограммах, и в литературе, и в научных трудах.- ИАЦ: Спасибо за интересную беседу

Поделиться: