Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Данияр Ашимбаев: «Перечеркивание позитивных исторических примеров может болезенно отразиться в будущем»

13.05.2015

Автор:

Теги:

Интервьюс известным казахстанским политологом Данияром Ашимбаевым. Часть 1.

– ИАЦ: Данияр, завершилось празднование 70-летия Великой Победы. ВРоссии поистине "народные" итоги праздничных мероприятий позволилиговорить о невиданном ранее духовном подъеме и национальном единении. КаковыВаши впечатления о результатах праздничных мероприятий в Казахстане? Можно лиих сравнивать с российскими?

– Данияр Ашимбаев: Безусловно, этотпраздник очень важен и сплотил казахстанцев. Люди с удовольствием участвовали вторжественных и памятных мероприятиях. Все видели, сколько людей пришливозложить цветы к Вечному огню, сколько людей участвовало в акции «Бессмертныйполк». Видели, как чествовали ветеранов, поминали ушедших. День Победы вызываету большинства населения особые чувства, связанные с памятью о ВеликойОтечественной войне. Нет ни одной семьи, которую война не затронула. 9 маяявляется одним из главных народных праздников для казахстанцев.

Но есть и рядотличий. Военный парад в Казахстане проходит не 9, а 7 мая в День защитникаОтечества – годовщину создания национальных вооруженных сил. ПрезидентНазарбаев 9 мая традиционно участвует в принятии парада на Красной площади,отдавая дань памяти нашей общей победе.

Однако заметнатенденция на искусственное снижение значимости этого дня. Прежде всего, вразных странах 9 мая как дату Победы в Великой Отечественной войне заменяютподведением итогов Второй Мировой войны в целом. И определенные силы вКазахстане также продвигают эту позицию. В некоторых публикациях присутствуетумаление роли событий Великой Отечественной войны и вклада Советской армии исоветского народа в Победу над нацизмом. Никто не отрицает роли Великобритании,США, Франции в победе над фашизмом, но – в духе западной историографии,киноискусства и пропаганды – делается упор на снижение значимости Восточногофронта, так сказать, парадоксы «глобализации». Легко можно заметить по тому, какмного пишут про «пакт Молотова-Риббентропа», напрочь забывая и про Мюнхенскиесоглашения, и про сепаратные переговоры западных союзников СССР с Берлином.

Второй тренд можноописать словами: «это не наша война». Мол, казахам эта война была не нужна,казахи проливали кровь в чужих интересах и т.д. Некоторые доходят до того, чтозаявляют, что «правильные» казахи вообще воевали в Туркестанском легионе заосвобождение народа от колониального ига. Заметно преувеличение исторической ролиМустафы Чокая – политического эмигранта, жившего в Турции, Франции и Германии,который немало сил приложил для критики Советского Казахстана и его достиженийи создания туркестанских национальных частей Вермахта и СС. Подобные попыткиочень напоминают изыскания западных «советологов», как теоретиков, так ипрактиков, разрабатывавших в свое время сценарии десоветизации Казахстана, иныне активно пропагандируются т.н. либеральными, пантюркистскими инационал-популистскими СМИ.

- ИАЦ: Тольколи СМИ участвуют в формировании подобных подходов? Влияют ли эти факторы нанациональное самосознание казахстанцев?

- Д.А.: В принципе,современная историография Казахстана так и не смогла преодолеть перипетиипереходного периода. Тотальное отрицание всего, что раньше было позитивом, ипоиски неких новых параметров истоков казахской истории привели к весьмапарадоксальному эффекту. Если посмотрим на советский период истории, то мыувидим героизацию отдельных исторических личностей при полном отрицании всегопозитивного, что было в этот период – в экономике, политике, культуре, науке,спорте, образовании. С другой стороны, оппозиционные и квази-национальные СМИ впоисках «героев национальной истории» стали вытаскивать отдельных фигур,которым стали придавать какие-то оппозиционные и патриотические выступления,которые современники особенно не зафиксировали.

Все это идет врусле ревизии современной истории Казахстана, отрицания и негативизациисоветского прошлого. История Казахстана зачастую подается вне контекста каквсемирной, так и общей истории. Например, коллективизация или политическиерепрессии рассматриваются исключительно как факт, имевший место только натерритории Казахстана, т.е., возникает ощущение, что события 1937–1938 гг. былинаправлены исключительно против казахской национальной интеллигенции, что даетповод перевести их освещение исключительно в русло «колониальной политики»центра против казахов. Такого рода подходы применяются и к теме войны, иэкономического, гуманитарного развития в рамках СССР.

Перечеркиваниепозитивных исторических примеров сопровождается искусственным насаживанием«колониального синдрома». Это легко заметно по многочисленным публикациям о«чудовищных» преступлениях и злодеяниях джунгар, китайцев, россиян, советскогоруководства против казахов, которые – если дословно воспринимать такого родаизыскания – всю жизнь только и делали, что подвергались завоеваниям, нашествиям,гонениям и репрессиям. А ведь это сказывается на формировании национальногоменталитета, наделении его комплексом неполноценности. Вместо героев – сплошныежертвы как примеры для подражания.

Этот процессактивно набирает обороты. Пока в глобальном смысле он маргинален, ноучитывая, что на авансцену гражданской и политической активности выходитмолодежь, которая не жила в Советском Союзе и не имеет этого историческогоопыта, подобного рода позиция может весьма отрицательно проявиться в будущем. Понятно,что это может быть выгодно только определенным заказчикам и политическим силам.

 

Продолжение следует…


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение