У Брюсселя появились новые претензии к "Газпрому"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Еврокомиссия предъявила "Газпрому" претензии в злоупотреблении доминирующим положением на рынках Центральной и Восточной Европы и нарушении тем самым антимонопольного законодательства ЕС, заявила еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер.По ее словам, речь идет о восьми странах. "Это Эстония, Венгрия, Болгария, Чехия, Латвия, Литва, Польша и Словакия", - цитирует ее ТАСС.
У Брюсселя появились новые претензии к "Газпрому"
Еврокомиссия предъявила "Газпрому" претензии в злоупотреблении доминирующим положением на рынках Центральной и Восточной Европы и нарушении тем самым антимонопольного законодательства ЕС, заявила еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер.По ее словам, речь идет о восьми странах. "Это Эстония, Венгрия, Болгария, Чехия, Латвия, Литва, Польша и Словакия", - цитирует ее ТАСС.По версии Еврокомиссии, "Газпром" использовал нарушающую нормы ЕС формулу привязки цен на газ к ценам на нефть, в результате чего требовал от пяти из этих стран завышенной платы, иной раз превышавшей вносимую другими государствами европейского общего рынка на 40% .Кроме того, компания использовала свое доминирующее положение на рынке для оказания давления на страны ЕС в рамках создания газовой инфраструктуры в Польше (газопровод Ямал) и в Болгарии ("Южный поток").Еврокомиссар подчеркнула, что претензии не носят политический характер и связаны лишь с выявленными европейскими чиновниками нарушениями антимонопольного законодательства.На ответ "Газпрому" отводится 12 недель.В российской компании уже успели назвать эти претензии немотивированными. "Предъявленные Европейской комиссией претензии "Газпром" считает необоснованными. При этом принятие Европейской комиссией "заявления о возражениях" является лишь одним из этапов проводимого антимонопольного расследования и не означает признание "Газпрома" виновным в каком-либо нарушении антимонопольного законодательства ЕС", - говорится в заявлении "Газпрома".Директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" отметил, что об обвинении речь на данном этапе не идет. "Пока никакой штраф не выставляется и даже о его возможном размере не говорится. В том документе, который опубликован на сайте Еврокомиссии и, соответственно, направлен в "Газпром", говорится о том, что есть некоторые подозрения, что российская компания может нарушать определенные положения по законодательству о конкурентоспособности в Европе. Эти опасения озвучены, и теперь у "Газпрома" есть 12 недель, чтобы на это ответить. И уже после того, как "Газпром" выскажет свою позицию, будет возможность рассмотреть это дело с учетом мнений обеих сторон и вынести решение о том, были ли нарушения или нет", - сказал он."Стоит отметить, что, как правило, всегда есть некоторая процедура согласования данных претензий, и где-то в ¾ случаев в Европе подобные дела заканчиваются мирными соглашениями, когда стороны достигают компромисса и никаких штрафов на компанию не накладывается. Просто дальше продолжают работать либо по прежним правилам, либо с некоторыми изменениями", - добавил эксперт.По словам Кулагина, "сейчас такая ситуация, когда "Газпрому" нужно дать обстоятельный ответ на эти требования". "На самом деле компания уже частично его дала, поскольку недавно было заявлено, что основная претензия касается развития ценовых условий поставок по странам. При этом, как правило, ценовые условия определяются скидками, которые даются отдельным странам в рамках двусторонних соглашений. Например, страна дает согласие на строительство трубы по своей территории, обеспечивает транзит, а в обмен на это для нее поставляется газ по более благоприятной цене. Соответственно, если это происходит, то данная страна газ закупает по цене ниже, чем, например, могут закупать ее соседи. В связи с этим в "Газпроме" отметили, что если это является претензией Еврокомиссии, то результатом может быть выравнивание цен, но выравнивание цен не по нижней планке, а выравнивание цен путем того, что всем будут отменены эти скидки. Тогда средняя цена поставок в Европу вырастет", - напомнил он.Если же говорить об обоснованности этих претензий, то "следует отметить, что они никак не укладываются в русло той энергетической политики, которая сегодня осуществляется в Европе". "Нужно понимать, что есть долгосрочные договоры, которые формировались на протяжении 10 лет, и вот в общем-то они как раз и предусматривают и запрет на перепродажу, и возможность каких-то таких отличий. Каждый договор уникален, и нет никаких обязательств, чтобы, допустим, договор с соседней страной был точно такой же. То есть это в принципе все делается в рамках юридически обязательных договоров. Причем, как правило, они являются частью межправсоглашений, поэтому спутать их с юридической точки зрения практически невозможно", - обратил внимание эксперт."Поэтому Еврокомиссия и пытается гибко сформулировать свои претензии, с одной стороны, не оспаривая условия договоров и права "Газпрома" заключать договор с каждой конкретной страной на каких-то своих условиях, но, с другой стороны, выразив подозрение в том, что, может быть, эти условия не совсем, скажем так, равномерны для каждого покупателя. Это уже предмет того диалога, который предстоит в ближайшие несколько недель", - резюмировал Вячеслав Кулагин.В свою очередь главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов отметил, что, что бы не говорили в Брюсселе, сложно отрицать политическую подоплеку этих претензий. "Я думаю, они уверены, что говорят правду и честны перед собой, потому что Европейская комиссия - такой специальный институт, который действует исключительно в соответствии с многочисленными циркулярами, директивами и предписаниями, и политическая логика при этом как бы исключается. Они так мыслят, они так действуют. При этом, на самом деле, конечно же, вся модель взаимоотношений с "Газпромом" и с Россией в разных сферах последние годы все более и более политизируется. То есть, может быть, Еврокомиссия и воспринимает это иначе, но фактически, конечно, вся программа диверсификации и снижения зависимости от внешних поставщиков - при том, что у Евросоюза не один внешний поставщик, но все это касается фактически только России - безусловно, имеет политическую подоплеку, которая густо и плотно упаковывает нормативные законодательные акты", - уверен он.Эксперт подчеркнул, что от этих претензий нельзя отмахиваться, как от чего-то не очень существенного. "Стоит в высшей степени беспокоиться, потому что, если решение вступит в силу и он не сможет его оспорить, то уже ничего невозможно будет сделать. Меры будут приняты, штрафы будут выписаны и так далее. Бюрократическая, административная машина Евросоюза, Еврокомиссии работает очень отлажено и эффективно", - объяснил Федор Лукьянов.

Поделиться: