Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Нестабильное международное положение станет причиной активной явки населения на выборы

17.04.2015

Автор:

Теги:

Анализируя ход предвыборного процесса, казахстанские политологи единодушно отмечают – оппозиция по собственному почину окончательно выбыла из гонки. Кроме того, эксперты отдают должное составляющим программы действующего президента РК – некоторые пункты этого документа обещают серьезное реформирование нынешней политической системы.

Независимый политолог Данияр Ашимбаев уверен, что именно нестабильное международное положение во многом станет причиной активной явки населения на выборы. Также эксперт прогнозирует: кадровая реформа, намеченная президентом, будет иметь успех только в случае определенных изменений в составе госаппарата.

– Нынешняя выборная кампания проходит организованно и очень согласованно. Видно, что все штабы работают щепетильно, вместе с тем нарушения законодательства даже при желании пока найти сложно. Какие-то незначительные "перегибы" связаны только, скажем так, с излишней инициативностью на местах, но в целом кампания образцово-показательная. Информационное обеспечение подготовки к выборам и другие организационные моменты – на высоком уровне. Конечно, быть может, ввиду этой организованности кампанию кто-то назовет несколько скучной. Заметно, что условно "яркие" фигуры получили свою прессу и свой выхлоп на этапе выдвижения кандидатов – в этом году их количество было рекордным, 27 человек пожелали участвовать в гонке, среди них присутствовали как и традиционные кандидаты в кандидаты в президенты, так и полный набор городских сумасшедших. Тем не менее, в нынешнем году были приложены максимальные усилия для того, чтобы не превратить выборы в клоунаду. Два альтернативных кандидата, прошедших отбор, не демонстрируют такой яркости, и сам президент переложил часть функций избирательной кампании на Республиканский общественный штаб (РОШ) во главе с М.Кул-Мухаммедом. Информация о кандидатах, несмотря на некоторую размеренность процесса, доступна всем. Единственно хотелось бы высказать небольшое замечание: нелегко найти официальные тексты программ, но выступления доверенных лиц в принципе дают достаточно полные сведения об их содержании.

Немного привнесла интриги "борьба" кандидата от КНПК с фастфудом, вылившаяся в нервную реакцию некоторых торговых сетей, запустивших материалы об угрозе коммунистического реванша. Дескать, сегодня они громят фаст-фуд, завтра отключат интернет и т.д. Можно сказать, что эффективность кампании кандидата Сыздыкова в связи с этими волнениями стала бросаться в глаза. Не думаю, что они сильно повлияют на его рейтинг, но, по крайней мере, узнаваемость коммуниста явно повысилась. Коммунисты уже традиционно выставляет кандидатов, которые не имеют шансов на победу, но с заголовков не слезают – Абылкасымов в 2005 году, Ахметбеков в 2011-м, заметно, что партия хорошо освоила азы политического PR. Надеюсь, на предстоящих парламентских выборах это ей пригодится. Таким образом, кампания проходит стабильно и можно ожидать очень высокой явки избирателей, а так же рекордных показателей по "главному вопросу сезона".

Что касается дальнейшего воплощения озвученных президентом программных тезисов, то для начала нужно отметить, что впервые у нас электоральный цикл совпадает с публикацией и принятием базовых документов. В этом году запущена вторая пятилетка ФИИР, запущена программа "Нурлы Жол", то есть их реализация совпадает со следующим президентским сроком, что внушает оптимизм. К тому же, можно предположить, что и пятилетка ФИИР и "Нурлы Жол" будут выполнены досрочно, и в году 2019 можно будет ждать очередных досрочных выборов. В новой же программе интересно то, что во главу угла президент поставил не столько социально-экономический блок, сколько обратил внимание на кадровую политику. Как известно, многие программы у нас "перетекают" из года в год, а многие тезисы – из послания в послание, это легко проверить, проанализировав такого рода тексты за последние 10 лет. Это и поддержка МСБ, и снижение административных барьеров, и диверсификация экономики и много чего еще, однако по некоторым реформируемым направлениям не происходит особого прогресса. После послания президента, и мы очень часто об этом говорили, вместо реализации тезисов программ, поручений и задач, ответственные лица начинают заниматься конференциями, "круглыми столами", выпуском плакатов и инфографикой. То есть подменяют имитацией настоящую работу. Именно поэтому, как мне кажется, президент поставил задачу по совершенствованию кадровой политики в госаппарате. Здесь и усиление значения подбора кадров и усовершенствование старой советской системы подготовки специалистов – нужно, чтобы люди начинали работать с низовых постов, а не прыгали сразу в руководящие кресла, и задачи по борьбе с "командным" принципом построения аппарата, хотя тут было озвучено определенное исключение. На одном из форумов глава государства сказал, что "антикомандная" мера не касается подлинных профессионалов.

Вопрос крайне тонкий, но главная цель реформирования заключается в повышении эффективности госаппарата и его подконтрольности, а также в совершенствовании политических механизмов. Надо понимать, что распределение полномочий между президентом, парламентом и правительством – это не очередной "пустой" призыв, а меры, направленные на усиление ответственности и подотчетности власти исполнительной перед властью законодательной, представительной, а также введение в систему принятия решений неправительственных организаций. Это касается и введения системы обжалований и большого блока предстоящей судебной реформы. Повторюсь, что эти реформы ориентированы на конкретный результат – повышение уровня отдачи государственной службы. Именно ее неэффективность является главной головной болью в стране, я уже даже не говорю про коррупцию, непотизм и трайбализм – просто о том, что нужно заставить госаппарат работать.

Думаю, что летом, после выборов указанные реформы будут вынесены на коллегиальное обсуждение, возможно, к сентябрю они будут представлены в парламенте. Возможно, это будет сделано и перед выборами, с тем, чтобы внести усовершенствования и изменения в Конституцию. Проявим здесь осторожный оптимизм, но вполне вероятно можно ожидать определенного прогресса. К сожалению, некоторые реформы у нас выхолащиваются, некоторые имеют обратную силу, в частности, если мы посмотрим административные реформы последних лет, то увидим, что полномочия то передавались в регионы, то забирались, то опять передавались, и так многократно, министерства то сокращались, то расширялись и т.д. Поэтому реализация данных нововведений очень сильно будет зависеть от того кадрового состава, который сложится в послевыборный период. Речь идет о правительстве, об администрации президента, поскольку, хотя эти органы достаточно эффективно функционируют, есть замечания к отдельным руководителям, заместителям, министрам, акимам и прочим госслужащим. Вероятно, в новую пятилетку президент пойдет с существенно обновленной командой.

Не является сюрпризом и то, что выборы во многом проводятся под влиянием внешних факторов. Особенно это очевидно на фоне происходящего на Украине и активизации прозападных структур. Активность определенных организаций и их соратников внутри страны ставит перед собой цель изучить и выявить противоречия и конфликтные точки в межнациональной, межконфессиональной сфере, в области трудовых отношений. Также проводятся попытки "подогреть" антироссийский тренд, усилить антиинтеграционную риторику. Уверен, что высокая явка избирателей, высокие показатели поддержки населением действующего курса станут достойным ответом на подобные поползновения. Заметно, что в отличие от наших стратегических союзников, Запад занял более осторожную позицию, поскольку ясно: есть задача, не портя отношений с Астаной, создать себе плацдарм влияния на казахстанскую политику. Также очевидно то, что все фигуры, которые в последнее время так или иначе проводили прозападную линию, и на которых Запад делал ставку, оказались не у дел. В итоге, западные силы поставили на персон, совершенно неприемлемых для общественного мнения, и сегодня эти люди либо находятся в бегах, символизируя собой скорее коррупцию, нежели так называемые демократические ценности, либо представляют племя грантоедов. Указанная же категория отлично показала свою крайне низкую эффективность, неспособность создать электоральную базу для "либеральных" структур, неспособность получить поддержку у населения, тем более, выйти за рамки 2-3% поддержки, на которые эти группы традиционно опираются. Тем не менее, мы видим – попытки дестабилизации продолжаются, даже в виду того, что в ближайшей перспективе они никакой опасности не представляют.

Политолог Андрей Чеботарев прогнозирует серьезные обсуждения конституционной реформы, вынесенной президентом в предвыборную программу.

– Основная особенность нынешней избирательной кампании состоит в том, что она проходит по сценарию 2011 года, когда на пост баллотируются кандидаты, совершенно лояльные к президенту, которых даже нельзя назвать его конкурентами. Другая особенность – отказ оппозиции выдвигать своих кандидатов. Поскольку нет борьбы между властью и оппозицией, не присутствуют и какие-то серьезные нарушения. Нарушения обычно возникают в том случае, когда в ходе избирательной кампании проявляется жесткая конфронтация, буквально война между властью и оппозицией. Нечто подобное мы наблюдали в 1999-м, в 2005-м годах, а сейчас все спокойно и ровно.

С точки зрения проектов реформ государственной службы, озвученных президентом, могу сказать – это, по крайней мере, наведет порядок в госаппарате. Что касается конституционной реформы, то, наверное, она начнет осуществляться не сразу, но в краткосрочной перспективе точно, в течение двух-трех лет. Видимо, в тех моментах, которые касаются изменения системы выборности акимов, реформу будут предварять обсуждения, и насколько она будет реализована, предсказать сложно. В 2011 году президент также заявлял ряд направлений подобных реформ, но фактически они были мало реализованы на практике.

Безусловно, внешний, международный фон выборов в какой-то степени подтолкнул данную кампанию. Количество внешних вызовов значительно возросло, особенно в рамках украинского кризиса и войны санкций между Россией и Западом. Это слегка нарушило устойчивость правящей элиты Казахстана и многовекторной политики, поэтому можно говорить о том, что главное отличие нынешней избирательной кампании от предыдущих – именно возрастание внешнего давления на нашу страну, в связи с чем требуется подтверждение легитимности избранного курса.

Политолог Марат Шибутов считает, что косность государственного аппарата Казахстана может существенно затормозить кадровую реформу.

– К особенностям нынешней избирательной кампании можно следующее: четкое позиционирование кандидатов и их программ по группам; присутствие правых и левых и отсутствие центристов; агитационная кампания без скандалов и нарушений; борьба не столько лидеров, сколько программ и партий; отсутствие популистских лозунгов.

Если оценивать перспективы реформ, представленных президентом, то, на мой взгляд, дело будет обстоять так:

– реформирование государственного аппарат – я думаю, эта реформа будет осуществляться с довольно скромными успехами – наш госаппарат за это время стал весьма устойчивым и реформировать его кардинально и успешно вряд ли получится.

– верховенство закона – тут возможны успехи, благо судебная система уже и раньше демонстрировала способность к позитивным переменам (электронные системы хранения судебных решений, видеозаписи, частные судоисполнители и так далее).

– устойчивая экономика – это, я думаю, наиболее легко осуществимая реформа; анализ программы "Нурлы Жол" и уже сложившейся практики показывает, что с экономикой можно справиться, лишь бы реформа госаппарата не замедлила процесс.

– нация единого будущего – эта реформа также будет успешной, благо у нашего народа есть наглядные примеры Украины и Кыргызстана, что настраивает на конструктивный лад; но результаты для обычного наблюдателя будут видны нескоро.

– транспарентное и подотчетное государство – успехи будут скромными, так как инертность государственного аппарата может увести реформы в формализм.

Если говорить о мировом политическом фоне электоральной кампании, он, конечно, нестабильный и внушает опасения. На уровне региона получше – выборы в Узбекистане прошли нормально, хотя появились вопросы по изменению в политическом балансе Таджикистана после выборов в парламент. Ну и экономическое положение сырьевых стран в целом не внушает оптимизм. Я думаю, такой внешний фон дает преимущества для либеральной программы реформ Н.Назарбаева и антиглобалистской программы Т.Сыздыкова – людям неприятна политика многих западных стран, назрела потребность к перестройке экономики и политики Казахстана в условиях внешнего давления деструктивных сил и дешевого сырья.

Азамат Ибраев

Источник - Номад


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение