Казастан-2015: анатомия предвыборной кампании

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
То есть, время осторожных решений в стиле «и вашим и нашим» - уже прошло. Поэтому востребованность центристско-консервативных позиций понемногу проходит, и политическая элита Казахстана переходит к более радикальным и более четким политическим позициям, каких уже давно не наблюдалось. Все это делает нынешнюю политическую кампанию более интересной, чем предыдущие – как отзовется на такое новшество избиратель?
Казастан-2015: анатомия предвыборной кампании
 ИАЦ МГУ продолжает публиковать материалы доклада "Эволюция электоральной ситемы в Казахстане". Если абстрагироваться от личностей кандидатов в президенты ирассмотреть просто их программы, то можно выяснить что на этих выборах непредставлены идеологии центристов, социал-демократов, правых консерваторов, аесть только представители только либеральных и крайне левых идеологий. С чемсвязан этот феномен?На мой взгляд, связан он с внешними по отношению кКазахстану обстоятельствами:1.    Период кризиса вмировой экономике и политике, когда необходимо принимать жесткие и радикальныерешения, а промедление или компромиссное решение никого не устраивает иприводит к отрицательным последствиям 2.    Позиции наиболеепопулярных средств массовой информации и интеллектуалов, которые критикуют ужесложившийся миропорядок, указывая на его наиболее проблемные зоны и предлагаяпеременыТо есть, время осторожных решений в стиле «и вашим и нашим»- уже прошло. Поэтому востребованность центристско-консервативных позицийпонемногу проходит, и политическая элита Казахстана переходит к более радикальными более четким политическим позициям, каких уже давно не наблюдалось. Все этоделает нынешнюю политическую кампанию более интересной, чем предыдущие – какотзовется на такое новшество избиратель? Практически, можно осторожно говорить уже, что естьпредпосылки к тому, чтобы политические партии страны поняли - позиция «мы завсе хорошее и против всего плохого» уже людей не устраивает. У избирателей ужеесть определенные и четкие политические взгляды, и им надо соответствовать. Возможно,что партии и политические силы перейдут от стратегии «от всех понемножку» кстратегии «нас мало, но мы в тельняшках», то есть перейдут к формированиюустойчивого электората. Что же касается ходапредвыборной кампании, то первый замер массового опроса населения по выявлениюактивности казахстанцев в электоральный период проведен Институтом демократии с15 по 25 марта 2015 года по заказу ОЮЛ «Гражданский альянс Казахстана».Исследование было проведено в областныхцентрах, малых городах, районных центрах и селах. В опросе участвовали 2000респондентов старше 18 лет. Ошибка выборки составила ±2,3%. Так, по результатам опроса о проведениипрезидентских выборов  26 апреля 2015года проинформированы 92% казахстанцев.Источником информации о проведении выборов68% опрошенных отметили республиканские телеканалы, республиканские газеты ижурналы –78,2%,  местные телеканалы –28,5%, Интернет – 27,2%,  областные игородские газеты – 27,1%, передачи радио– 25,3% опрошенных. Отвечая на вопрособ источниках информации, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа.В целом, как показал опрос, готовностьприйти на выборы выразили 93% казахстанцев, проинформированных об ихпроведении. Наиболее высокий уровень электоральной активности отмечается в следующихгруппах: молодежь 18-24 лет, студенты, бюджетники, сельчане, респондентыпенсионного возраста.Но на наш взгляд, молодежь, хотя идемонстрирует до выборов электоральную активность, но в выборах участвоватьбудет мало – это показывает опыт проведенных ранее экзит-поллов. В целом, можно так охарактеризовать ведениепредвыборной агитации со стороны каждого из кандидатов:· Нурсултан Назарбаев– активные встречи кандидата и его штаба с избирателями, активная агитация, втом числе и наглядная, включение партийных активистов в агитацию в социальныхсетях, поддержка со стороны других общественных объединений· Тургун Сыздыков –активные встречи кандидата и его штаба с избирателями, активная агитация, в томчисле и наглядная, включение партийных активистов в агитацию в социальныхсетях. · Абельгазы Кусаинов– активные встречи самого кандидата с избирателями, средней активности агитацияв целом, малое количество наглядной агитации. Отдельно надо отметить отсутствие нарушенийсо стороны кандидатов, всяческих скандалов, а также довольно строгое отношениеГенеральной прокуратуры по соблюдение выборного законодательства в частиагитации.  Марат Шибутов, представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане 

Поделиться: