Булат Султанов: «Юбилей Дня Победы – источник казахстанского патриотизма»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Ясно, что нормальный человек не может распространять такие клеветнические и кощунственные вымыслы западных фальсификаторов. Но за солидные гранты, из внешне респектабельных зарубежных фондов, можно оказывается стать предателем по отношению к светлой памяти миллионов наших людей, павших в борьбе с фашизмом. Теперь факты, которые начисто опровергают эти клеветнические домыслы западных фальсификаторов и их приспешников.
Булат Султанов: «Юбилей  Дня Победы – источник казахстанского патриотизма»
 28 апреля 2015 г. в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе состоится Международный форум Победителей «Великая Победа, добытая единством»,посвященный 70-летнему Юбилею Великой Победы. В преддверии знаменательной даты ИАЦначинает публикацию серии материалов, отражающих общий вклад народов СССР впраздник Победы.  Выступая на XVI съезде партии «Нур Отан» (г. Астана, 11 марта 2015г.) Президент РК Н.А.Назарбаев в числе пяти приоритетов государственногостроительства  сформулировал консолидирующиеобщеказахстанские ценности на базе идеи «Mjangilik Jel»(Вечная страна»): гражданскоеравенство,  трудолюбие, честность, культобразования, толерантность, верховенство права. Указанные приоритетыобъясняются стремлением Н.А.Назарбаева укрепить казахстанскую идентичность напринципе гражданства, которое, по словам Главы государства, «будет самымнадежным фундаментом устойчивого и успешного государства».[1]Такое внимание Н.А.Назарбаева к привитию гражданам страныобщеказахстанских ценностей вызвано в определенной степени тем, что   часть казахстанского общества пораженабациллой консьюмеризма- когда человеческое счастье ставится в зависимость отуровня потребления, когда обладание материальными ценностями определяетсоциальную принадлежность индивидуума, его статусность. Но посколькупотребление растет, консьюмеризм провоцирует дальнейшее общественное исоциальное расслоение, толкает людей на незаконное обогащение путемпреступлений, в том числе коррупционных. Поэтому Глава государства абсолютно прав, считая, чтостатусность гражданина в казахстанском обществе должна определяться не наличиему него набора тех или иных предметов роскоши, а наличием нравственных  ценностей на базе «Mjangilik Jel». И основополагающей ценностью длявсех граждан страны по праву является казахстанский патриотизм. Мы живем в эпоху усиливающихся информационных войн и особоезначение приобретает патриотическое воспитание казахстанской молодежи, в томчисле на примерах трудовых и боевых подвигов старших поколений. В этой связи особоезначение имеет достойное празднование 70-летнего юбилея Дня Победы, которыйобъединяет все поколения казахстанцев, является неиссякаемым источникомпатриотизма, главной и непреходящей морально-нравственной ценностью народа независимогоКазахстана. Это во многом  объясняетсятем, что на фронт ушло 1,5 миллиона казахстанцев, из них 600 тысяч человек невернулось с войны.                     Говоря о патриотическом воспитании казахстанской молодежи, надоиметь в виду, что  особое значение имеетчуткое и неформальное отношения к ветеранам войны и тыла. Зачастую о ветеранах мы вспоминаем накануне очередного Дня Победы. Как правило, поустановившейся традиции, шаблонно приглашаются ветераны войны в учебныезаведения, предприятия, где они рассказывают о своих подвигах. Так было и на20-летии, и на 30-летии, и на 40-летии Победы. Но тогда это были не ветераны, аучастники  войны, молодые, сильные,красивые! И молодежь с восторгом и интересом слушала их рассказы, которые былидействительно прекрасными уроками патриотического воспитания. Но теперь нашиветераны, ряды которых тают с каждым днем, постарели, болеют, в том числе отбоевых ран и контузий, на них навалились возрастные болезни. Поэтому теперь действенной формой патриотического воспитаниямолодежи может и должна быть повседневная забота о ветеранах войны и тыла,бережное, неформальное отношение к их нуждам и запросам. Вот тогда прекрасныйлозунг «Никто не забыт и ничто не забыто»- в глазах нашей прагматичной молодежибудет иметь конкретное значение. Такой же заботой должны быть окружены и воины-интернационалисты,и военнослужащие, а также  работникиправоохранительных органов, потерявшие здоровье во время исполнения своего воинского и служебного долга. В Казахстане на 1 января 2015 года насчитывалось 5083участника Великой Отечественной войны. И есть достойные примеры трудовыхколлективов, которые не на словах, а на деле поддержали инициативу ПрезидентаН.А.Назарбаева о проведении в республике Общенациональной акции поддержкиветеранов войны и тружеников тыла.  Так, силами «Самрук-Казына», в рамках эстафеты социальнойакции «Линия жизни» («Oemir sholy») и проекта «Победа» («Shenis»), приуроченных к 70-летию Победы,всем ветеранам Великой Отечественной войны вручаются специальные мобильныетелефоны (со встроенной тревожной кнопкой на тыльной стороне устройства). Вовремя тестового режима уже 128 ветеранов войны обратились за помощью посостоянию здоровья. Четырем ветеранам эти устройства помогли спасти жизнь.[2]Другой пример. Молодые специалисты АО «Мангистаумунайгаз» принялирешение перевести свой однодневной заработок ветеранам Великой Отечественнойвойны в рамках акции «За себя и за того солдата». Эти деньги пойдут на оплатукоммунальных платежей, лечение в санаториях, на покупку лекарств 68 ветеранам войныи более 2-х тысяч ветеранов тыла, проживающих в Мангистауской области[3].Было бы замечательно, если такая инициатива будет подхваченаво всех трудовых коллективах и во всех областях нашей страны.Теперь несколько слов о фальсификаторах истории Великой Отечественнойвойны, о публикациях, в которых пытаются очернить вклад казахов, казахстанцев вобщую победу над фашизмом. Их позиции сводятся к следующим утверждениям:1.   ВеликаяОтечественная война, якобы, не была войной казахского народа,она была для них чуждой.2.   Никтоиз казахов, якобы, не хотел принимать участие в войне, поэтомуих насильно мобилизовывали и отправляли на фронт в качестве «пушечного мяса».При этом пытаются провести параллель с первой мировой войной, когда царизмпытался провести мобилизацию казахов на тыловые работы, что привело к восстанию1916 года в Казахстане и Северной Киргизии.            3. Красноармейцы по жестокости, якобы,ничем не отличались от гитлеровцев. Один из публицистов даже дописался до того,что красноармейцы, освобождая фашистские концентрационные лагеря, первым деломподвергали групповому изнасилованию оставшихся в живых женщин - узниц этихфабрик смерти.         Ясно, что нормальный человек не может распространятьтакие клеветнические и кощунственные вымыслы западных фальсификаторов. Но засолидные гранты, из внешне респектабельных зарубежных фондов, можно оказываетсястать предателем по отношению к светлой памяти миллионов наших людей, павших вборьбе с фашизмом.          Теперь факты, которые начистоопровергают эти клеветнические домыслы западных фальсификаторов и их приспешников.Во время Великой Отечественной войны 500 казахстанцев за мужествои героизм были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, многие из них –посмертно. Пятисотым стал Бауржан Момыш-улы, удостоенный этого звания в 1990году. Четыре казахстанца стали дважды Героями Советского Союза:Талгат Бегельдинов, Леонид Беда, Иван Павлов, Сергей Луганский. 110 казахстанцев стали полными кавалерами солдатского ордена«Славы».По национальному составу среди удостоившихся Звезды ГерояСоветского Союза казахи по численности на шестом месте - после русских,украинцев, белорусов, татар, евреев. Особую гордость среди казахского народа снискали пулеметчицаМаншук Маметова и снайпер Алия Молдагулова, удостоенные посмертно званияГероя  Советского Союза, а также летчицаХиуаз Доспанова, удостоенная  звания ХалыкКахарманы (Народный Герой).Женщин на войну не мобилизовывали, но  героические казашки добились своего и ушли нафронт добровольцами: Маншук Маметова со второго  курса Алматинского медицинского института, АлияМолдагулова с первого курса Рыбинского авиатехникума,  Хиуаз Доспанова с первого курса ПервогоМосковского медицинского института.Маншук Маметова в одном из своих заявлений в военкомат 7августа 1941 года написала: «Хочу вас просить, чтобы вы меня направили на фронтдля уничтожения фашистов, так как послать на фронт нет ни брата, ни сестры.Поэтому прошусь сама. Комсомолка с 1939 года».[4] Маншук Маметова  13 августа 1942 года была призвана вДействующую армию. Ее сначала определили писарем в штаб, затем медсестрой в полевой госпиталь. Но упорнаядевушка, изучавшая в свободное время пулемет «Максим», добилась перевода встрелковую часть. 15 октября 1943 года в боях за город Невель первой пошла ватаку, будучи тяжело раненой в голову, продолжала огнем из пулемета прикрыватьнаступление своих однополчан, и погибла, не выпустив из рук пулемет. Похороненав г.Невель Псковской области.  Алия Молдагулова после окончания Центральной женской школыснайперской подготовки в июле 1943 года была направлена на фронт. За время боевлично уничтожила 78 гитлеровцев. 14 января 1944 года в бою за деревню Казачиха,когда был убит командир роты, первой поднялась в атаку с возгласом «Казактар,алга!» («Казахи, вперед!), увлекла за собой красноармейцев, но была смертельноранена и в этот же день умерла от ран в неполные 19 лет. Похоронена в деревнеМонаково Новосокольнического района Псковской области.  Хиауз Доспанова, первая военная летчица- казашка,совершившая более 300 боевых вылетов в составе 46-го гвардейского женскогоночного бомбардировочного полка, дважды тяжело раненная, возвращалась в строй идошла до Берлина. Ее мать, простая сельская учительница, в одном из писем нафронт, написала: «Я горжусь тобой, дорогая доченька». Хиуаз Доспанова вернуласьв родной Казахстан в 23 года инвалидом 3-й группы, но продолжала работать довыхода на пенсию. Накануне 60-летия Победы ей было присвоено высокое звание«Халык Кахарманы» («Народный герой»). А через полгода Хиуаз Доспанова ушла изжизни.Ратных подвигов казахов, казахстанцев на фронтах ВеликойОтечественной не счесть, их десятки и сотни тысяч: красноармеец СултанБаймагамбетов, повторивший подвиг Александра Матросова, летчик-штурмовик НуркенАбдиров, повторивший подвиг Николая Гастелло, лейтенант Рахимжан Кошкарбаев,одним из первых водрузивший Красное знамя над поверженным рейхстагом в победном1945 году.  Теперь, что касается, якобы, запредельной жестокостикрасноармейцев. Я доверяю словам человека - легенды, имевшего непререкаемыйавторитет в Казахстане - Бауржана Момыш-улы. Старший лейтенант Б.Момыш-улы принялпервый бой осенью 1941 года под Волоколамском в качестве командира батальона всоставе легендарной 316-й стрелковой дивизии и закончил войну командиром этой,уже 8-й гвардейской Панфиловской дивизии. Так вот,  выступая в Алма-Ате на научной конференции,посвященной 30-летию Победы, гвардии полковник Бауржан Момыш-улы сказал вкачестве назидания молодежи: «Я прошагал много километров дорогами войны.Видел, как падали и погибали солдаты. Видел, как уходя, фашисты убивалистариков и детей, женщин и раненых. Это была жуткая картина! Видя такое, малокто выдерживал, на суровых солдатских глазах появлялись слезы. Часто я думал,что ведь вся эта картина должна была ожесточить души и сердца наших бойцов икомандиров. Боялся, что они озвереют. Нет, этого к счастью не случилось. Именнонаши солдаты отдали свои жизни и спасли народы мира от фашизма. Они боролись ипогибли в борьбе против одного врага - фашизма, ради мира на земле».[5]Другой полковник, профессор Ким Серикбаев, отдавший многосил и времени изучению подвигов казахстанцев на фронтах Великой Отечественнойвойны, в одной из своих статей написал следующее: «Я вспоминаю мудрые слова,которые слышал от почтенных аксакалов: «Проклято будет то поколение, тот народ,который оскверняет память своих предков».[6]  Трудно добавить что-либо еще к этой народной мудрости.           Встречая 70-ю весну Великой Победы,хотелось бы обратить внимание на то, что мы-то с вами живем уже во второмдесятилетии 21 века. Поэтому перед нами, перед всем казахстанскимобществом  стоит благородная задача –донести до нашей молодежи подлинную правду о тех героических днях, о боевомбратстве всех народов бывшего Советского Союза, известных и неизвестных героях,отдававших свои жизни за жизнь всех людей на земле.Нам надо менять формы работы, учитывать сегодняшние запросымолодежи, их настроения, социо-психологические модели их поведения. Признаваябольшой труд наших ученых, написавших большое количество капитальные научныетруды по истории Великой Отечественной войны, надо признать, что молодежь сейчаспрактически не берет в руки толстых книг, зато день и ночь пропадает закомпьютерами. И стоит какому-нибудь пасквилянту где-либо в интернет- сетяхразместить грубую и наглую ложь в стиле нацистского преступника Геббельса, внеокрепшем сознании некоторых юношей и девушек возникает сомнение в том, чтоони когда-то читали в школьных учебниках или видели на экранах кинотеатров.Поэтому нашим уважаемым профессорам надо перейти в интернет-пространство, чтобы публиковатьсжато, емко и ярко результаты своих научных исследований. Конечно, публицистика- не наука, но, тем не менее, надо осваивать новый  фронт борьбы за умы, сердца и души нашеймолодежи.    И вот еще о чем хотелось бы сказать. Если мы не можем сами достойнозащитить светлую память героев, отдавших свои жизни за мир и свободу нынешних ипоследующих поколений, пусть сделают это сами фронтовики, живые и ушедшие изжизни. Пусть фронтовики  вступят в свойпоследний бой и расскажут языком своих фронтовых писем-треугольников,воспоминаний, за что они сражались, за что, не раздумывая отдавали свои молодыежизни.   Например, в 1963 году в издательстве «Казгослитиздат» вышлана казахском языке книга воспоминаний Хиуаз Доспановой «Халкым ушiн  («За мой народ»). Записки военной летчицы»,ставшая библиографической редкостью. Почему бы эту книгу не переиздать, не перевести на русский язык, наязыки других народов мира, и не издать массовым тиражом, а гонорары направитьна создание ее достойного памятника в городе Алматы.Предлагаю также рассмотреть возможность оцифровать иразместить в интернет-пространстве мемуары других героев Казахстана, подборкиписем фронтовиков, а также архивных материалов, посвященные ВеликойОтечественной войне.    Султанов Б.К., Директор Института международного и регионального сотрудничества при Казахстанско-немецком университете По мотивам доклада наФоруме интеллигенции Казахстана и России[1]Назарбаев Н.А. Современное государство для всех: Пять институциональных реформ.Выступление на XVI съезде партии «Нур Отан». г. Астана, 11 марта 2015// http://www.inform.kz/rus/article/2754412[2]Казахстанская правда, 18 марта 2015 г.[3] Там же.[4] Цит по:Время, 28 марта 2015 г.[5] Цит. по:Серикбаев К. Уроки мужества Бауржана Момыш-улы./ Казахстанская правда, 20 марта2015 г. [6]Серикбаев К. Уроки мужества Бауржана Момыш-улы./ Казахстанская правда, 20 марта2015 г.

Поделиться: