С.Масаулов: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ КЫРГЫЗСТАНА

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Сегодня, когда неонацизм заявляет о себе в ряде постсоветских республик, Кыргызстан является поистине оплотом верности идеалам поколения победителей. В Кыргызстане, в отличие от некоторых постсоветских республик, сумели сохранить объективное и бережное отношение к истории и памяти о Великой Отечественной войне, к ветеранам и труженикам тыла. Почему республика, находившаяся в годы Великой Отечественной войны вдалеке от фронтов сражений, стала таковой, можно понять, рассмотрев различные аспекты общественной жизни страны. Прежде всего, нужно говорить о политической борьбе в стране вокруг фактов и оценок событий войны.
С.Масаулов: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ КЫРГЫЗСТАНА
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНАВ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ КЫРГЫЗСТАНА С.Масаулов      Сегодня, когданеонацизм заявляет о себе в ряде постсоветских республик, Кыргызстан являетсяпоистине оплотом верности идеалам поколения победителей. В Кыргызстане, вотличие от некоторых постсоветских республик, сумели сохранить объективное ибережное отношение к истории и памяти о Великой Отечественной войне, кветеранам и труженикам тыла. Почему республика, находившаяся в годы ВеликойОтечественной войны вдалеке от фронтов сражений, стала таковой, можно понять,рассмотрев различные аспекты общественной жизни страны. Прежде всего, нужноговорить о политической борьбе в стране вокруг фактов и оценок событий войны.     Несколько важнейших фактов.     Во-первых, множество жителей страныбыло мобилизовано в действующую армию; на фронт ушёл каждый четвёртый кыргызстанец– это почти 360 тысяч человек. С первых же дней войны на территории республикиразвернулась подготовка новых резервов для фронта. Из уроженцев Кыргызстана и Казахстана была сформирована знаменитая 316-я стрелковаядивизия, защищавшая Москву, впоследствии преобразованная в 8-ю Гвардейскуюстрелковую дивизию имени Панфилова. Из призывников страны были сформированы385-я дивизия, дошедшая до Прибалтики, 4-я бригада, сражавшаяся впоследствии наСеверном Кавказе, 40-я бригада и ряд других стрелковых соединений, а такженесколько кавалерийских дивизий, которые полностью содержались за счётКиргизской ССР.    Во-вторых, значительным оказался вкладвыходцев из Кыргызстана в  общую победу.Более 150 тысяч воинов и тружеников Кыргызстана были награждены орденами имедалями, 34 кыргызстанца стали кавалерами ордена Славы трёх степеней, 72-мбыло присвоено звание Героя Советского Союза, а летчик штурмовой авиации  Талгат Бегельдинов стал дважды Героем[1].    В-третьих, республика годывойны прожила одной неразрывной судьбой со всей большой страной. За четыре годареспублика приняла более 300 тысяч переселенцев разных национальностей стерриторий, оккупированных врагом, и прифронтовой зоны. Большинство этих людей,особенно дети-сироты из блокадного Ленинграда, были приняты в кыргызские семьинаряду с родными детьми.     Таким образом, Великая Отечественная войнакоснулась каждой семьи кыргызстанцев, и всегда воспринималась и воспринимаетсякак общая трагедия и общая слава, воплощённая в Победе. Поэтому для Кыргызстана9 мая - это священный день.         На совещании с профессиональными историкамистраны 14 октября 2014 года, посвящённом изучению проблемных периодов историистраны, президент Атамбаев назвал несколько важных для исследования тем, покоторым не хватает материалов, не достаёт достоверных источников, требуетсясерьёзная дискуссия в сообществе историков по оценке имеющегося массиваинформации. Период Великой Отечественнойвойны к таковым не относится.          Вто же время следует отметить, что многое ещё действительно не получилоисторического освещения. Плохо изучены вопросы деятельности тружеников тыла, ихвклад в дело достижения Победы. В годы войны Советский Союз произвёл 38 млрд.патронов, из них 80% было изготовлено в Казахстане и Кыргызстане. Из КиргизскойССР на оборонные предприятия Урала Сибири, Кузбасса было отправлено 36 тысячтружеников кыргызской национальности[2].Их труд ещё не получил освещения в исторической литературе.      Встремлении к научной объективности в освещении событий, происшедших сКыргызстаном и кыргызстанцами, ряд историков, обычно во время дискуссий накруглых столах,  рассматривает процессы сточки зрения якобы внешнего «втягивания» страны во Вторую мировую войну. Акцентделается на формальном признаке участия страны во Второй мировой войне, приэтом сущность Отечественной войны умаляется. Дело представляется так, как будтоКыргызстан не был частью Советского Союза и общей войны народов страны засвободу и независимость.       Иногдаутверждается, что историками Кыргызстана ещё не изучена  как история Сопротивления в странах Европы,где сражались и выходцы из республики, так и Туркестанского легиона, воевавшегона стороне третьего рейха. Так, на данный момент имеются неполные, отрывочныесведения о 21 кыргызстанце, сражавшихся в составе 2-й партизанской бригады наюге Франции и впоследствии после войны подвергшихся репрессиям и осужденных.Без предварительного исследования подчёркивается, что мало кто вернулся живымна Родину. Также есть сведения о захоронениях в Нидерландах, гдепредположительно имеются могилы выходцев из Кыргызстана, погибших вконцлагерях.      Вовремя дискуссий по истории страны утверждается, что история Туркестанскоголегиона, наряду с РОА и другими военными подразделениями, созданными изсоветских военнопленных, в том числе выходцев из Средней Азии, ещё совсем неизучена[3].Не изученной также остаётся и насильственная сталинская переселенческаяполитика в 1941-1945 годах. В Кыргызстан были высланы немцы Поволжья, польскиеграждане, чеченцы, ингуши, балкарцы, азербайджанцы, турки-месхетинцы,карачаевцы, курды и др. В целом за годы войны республика приняла свыше300 тысяч человек, среди которых были и подобные переселенцы.      Подобный подход основан на методологическиневерной посылке, согласно которой можно изучать историю любой отдельной страныотносительно независимо от контекста и региона происходящих событий. Между тем,подобное абстрагирование ещё должно быть обоснованно: почему мы можем отвлечьсяот одних событий, и наоборот, зафиксировать внимание на других. Появление впоследнее время подобных оценок основывается всецело на отрыве авторов отобщего контекста исторических событий в угоду идеологическим предпочтениям и,часто, стремлению обосновать национальную особенность новых государств напространстве Евразии.        В целом, отношение к Великой отечественнойвойне в Кыргызстане стабильно уважительное, и не зависит от смены власти.Например, при президенте Акаеве ленинградские блокадники начали готовитьдокументы о приравнивании их к ветеранам Великой Отечественной войны. При К. Бакиевепарламент принял это решение. Президент Атамбаев откликнулся на письмопоискового движения «Наша Победа-Биздин Жениш» по поводу помощи в окончаниистроительства памятника блокадникам Ленинграда и кыргызстанцам, выходившимдетей блокады после эвакуации в Кыргызстан. Деньги были выделены, исполнялопоручение мэрия г. Бишкек.Сам президент участвовал в открытии памятника 8 мая 2011 года.      За весь период независимости на официальномуровне не было сделано ни одного заявления, касающегося Великой Отечественнойвойны, которое можно было бы интерпретировать как изменение политикиКыргызстана в отношении основополагающей конструкции социальной памяти народа.       Во всех официальных выступлениях президент КыргызстанаАлмазбек Атамбаев, равно как и все президенты до него, премьер-министры страны,члены правительства всегда подчёркивают участие Кыргызстана именно в ВеликойОтечественной войне, не делая особый акцент на Второй мировой войне,противопоставляя их суть. В Кыргызстане вообще принято подчёркиватьотечественный характер войны, которую вёл народ, не разделяя судьбу кыргызов идругих народов большой страны.       Причины сохранения исторической памяти оВеликой Отечественной войне кроются в сохранности механизма историческогонаследования. Во-первых, вКыргызстане остались действенные инструменты исторической памяти. К нимотносятся побратимство, книги памяти и работа т.н. «поисковиков».Существовавшее долгие годы побратимство Кыргызстана с Ленинградом, а теперьСанкт-Петербургом, было наполнено конкретными проектами, а в отношении памяти овойне – неоценимую роль играет общественное объединение ленинградскихблокадников, весьма влиятельное в Кыргызстане.       Весьмаважна также подготовка т.н. «Книг памяти» об участниках войны, сохранившиеся вовсех школах уроки памяти о подвигах дедов и прадедов, когда ученики самиготовят иллюстрированные сообщения о действиях своих родственников на фронтах,а это в свою очередь, поддерживает семейную память о героизме предков. Впоследние годы возросла активность отрядов поисковиков из Кыргызстана, которыеоткрывают всё новые и новые имена героев Великой отечественной войны.        В связи сэтим рассмотрим методологический принцип, важный для понимания  сохранности исторической памяти. Общественные институты, в том числе памяти,всегда строятся вокруг инструментов. Потеряй тот или иной инструмент,объяви его устаревшим и не соответствующим новым веяниям, и можно получитьсущественный провал в исторической памяти народа.         А между тем, история – это наука о будущем. События, происходящие во всех точкахпостсоветского пространства, перевеливопрос -  зачем нам история - изтеоретической в практическую плоскость. Стало понятно, что без пониманияистории мы не можем прорисовать текущую ситуацию своей деятельности исамоопределиться в целях и задачах.      Очевидно, что граница прошлого инастоящего условна. Широта нашего представления о настоящем (т.н. «ситуация»)зависит от нашего понимания прошлого, владения историей. В свою очередь, взглядв будущее зависит от наших планов на это будущее, а с прошлым тесно связанатрактовка настоящего. По-разному будет определяться ситуация в стране, если онавидится результатом катастрофы, прервавшей «естественное» течение историистраны; совсем другое дело, если ситуация будет определяться как ступень вмноговековой и последовательной истории одного народа. Именно так сталкиваютсясейчас концепции разных учебников истории в постсоветских странах, включаяинтерпретацию событий Великой отечественной войны. Отсюда вывод: надо строитьбудущее, понять, как устроено прошлое, и объяснить настоящее, чтобы успешнопреобразовать страну, и не потерять её.      Обычным для ремесла историкаявляется понимание своей деятельности как описания того, что в действительностипроисходило в прошлом. Следовательно, ему нужно очищать сведения, сообщения иразличные факты от привнесённых моментов, чтобы изложить «как оно было вдействительности». Это некритически требует от историка описывать некоторуюдеятельность людей, организаций, государств и т.п. в рамке истории. При таком подходе существует История, непременно сбольшой буквы, имеющая своё течение, закономерности, над которыми отдельныеличности, Деятели (снова с большой буквы), всё-таки не властны.      Между тем, мир – естьпространство мышления и деятельности людей. И правильно было бы рассматриватьисторию в рамке деятельности. Тогдаисторические факты, события и поступки деятелей получат своё место в рамкепроисходившей совокупной деятельности людей.      У процессов нет истории, а есть течение. При этом сама история естьистория перемен, процесс, и одновременно описание этого процесса. Казалось бы,труд историка в том и состоит, чтоб зафиксировать перемены и изменения систем иорганизованностей материала исследования. Если общественная система,рассматриваемая в самом широком смысле, исправно функционирует, а деятельностьвоспроизводится, описывать нечего. Историк вынужден искать отправную точку внекотором состоянии до этого исправного функционирования, некий предшествующийданной системе момент, а также искать состояние, которое последует за ним,пусть даже это состояние придётся конструировать, что и происходит сисследованием современности. Только в таком контексте можно попытаться встатьна позицию историка. Вне такого подхода истории нет, и не может быть.      Историкищет ответы на свои вопросы о прошлом, чтобы построить мыслимые формы будущего.Фокусируясь на различных связях исследуемой системы, избирая определённуюпозицию, выделяя ту или иную точку зрения, приступая затем к анализуисторического материала и отбору фактов, историк активно формирует предметсвоих занятий. Поэтому историй одного и того же фрагмента реальности должнобыть много. Исторические хроники, документы и воспоминания современников всегдапротиворечат друг другу – факт общеизвестный. Значит, ремесло историказаключается в синтезе таких «разноисторических» знаний. Поэтому, в отличие отнауки, история как деятельность является искусством связывания (и взаимногоувязывания в некоторую целостность) различных знаний.      В связи с вышеизложенным,интересно различать мнения из повседневности и мнения исторических лиц, которыедолжны интерпретироваться как историческое знание или даже факт, в отличие отпервых. Именно об этом говорил президент Кыргызской Республики Атамбаев насовещании историков 14 октября 2014 г., когда речь шла об отличии придуманныхисторических концепций относительно истории войны, и реальных фактов, знаниекоторых бережёт историческую память народа. [1] Киргизская ССР: Энциклопедия/ Гл. ред. Б.О.Орузбаева. – Фрунзе,1982, с.153[2] Киргизская ССР: Энциклопедия/ Гл. ред. Б.О.Орузбаева. – Фрунзе,1982, с.152[3]Умаров А.Туркестанский легион - Между немецкой свастикой и советскойзвездой. –    http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1042354140

Поделиться: