Езрас Нерсисян: Россия – родина, дом для всех проживающих в РФ народов
Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Автор: ИАЦ МГУ
Глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви архиепископ Езрас Нерсисян в интервью КАВПОЛИТу рассказал о церковном строительстве, усилиях по сохранению армянской идентичности среди общины в РФ.
Езрас Нерсисян: Россия – родина, дом для всех проживающих в РФ народов
PrevNext
1
Глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви архиепископ Езрас Нерсисян в интервью КАВПОЛИТу рассказал о церковном строительстве, усилиях по сохранению армянской идентичности среди общины в РФ.
— Возглавляемая вами епархия – одна из крупнейших епархий ААЦ в мире. Расскажите о ее истории и деятельности епархии.
— Как вы знаете, в истории России начиная еще с Киевской Руси нашей Церкви принадлежали особое место, роль и миссия. Упоминание об армянах датируется VII-IX веками, речь даже идет о дохристианском периоде.
После принятия христианства, естественно, отношения укрепились и потеплели, так как одинаковой стала система ценностей – духовная, нравственная, христианская. В результате уже в XII-XIII веках в период христианской истории России есть свидетельства о жизни святых нашей Церкви – таких, как Святой Григорий Просветитель. Это свидетельствует о духовном союзе, сотрудничестве, исходящем из духа братской христианской любви.
Что касается основания и деятельности Армянской апостольской церкви в России: в 1771 году указом российского монарха (в это время была Екатерина) в Астрахани основывается первая армянская епархия. И, кстати, монастырю Сурб Хач в Крыму сейчас примерно 650 лет. Он своим существованием свидетельствует о духовном, христианском братстве.
Основание в 1771 году епархиального центра – российской епархии – в качестве отдельной единицы говорит о той роли, которую армяне играли в жизни России, какие ценности они исповедовали и какой вклад вносили в духовную, культурную, экономическую жизнь, государственное строительство.
Придавая важность способностям армян, их самобытности, нравственно-духовному мировоззрению, Петр I еще в 1711 году подписал указ о предоставлении армянам льгот для их привлечения в страну: «Армян как возможно приласкать и облегчить в чем пристойно, дабы дать охоту для большего их приезда».
В то время армянские купцы играли огромную роль в экономических связях между Востоком и Западом, у них были большие возможности, и Петр I захотел, чтобы эта связь между купцами Востока и Запада проходила и через Петербург, что способствовало бы развитию экономики, благополучию страны и – почему бы нет? – внедрению христианских ценностей.
Даже в самом отдаленном селе, когда там появлялась маленькая армянская община, ее члены имели возможность свободно сохранять свою веру, свои национальные ценности, национальную самобытность – школу, язык.
За царским периодом, когда армянская церковь однозначно пережила подъем, последовал советский. Время, когда нам пришлось крепиться – а затем постсоветская эпоха духовного возрождения многочисленных народов и религий, особенно православия, в том числе и нашего народа и Церкви.
По моему мнению, именно на эти периоды можно разделить историю Российской армянской епархии, о которой я написал книгу, где подытожены архивные документы с 1771 года.
— Вы уже упомянули о царском и советском периоде. А как сейчас обстоит дело с церковным строительством?
— Должен сказать, что в современной России, слава Богу, всем народам обеспечена духовная свобода. 1 сентября 1988 года распоряжением и поблагословению блаженной памяти Патриарха Вазгена I я был назначен духовным пастырем, в то время еще в Ленинграде, где были закрыты две наши исторические церкви (они находились в плачевном состоянии).
Мы незамедлительно приступили к работе, в 1989 году нам вернули первую церковь при кладбище, и 8 октября мы отслужили первый хвалебный молебен, а затем приступили к реставрации храма.
В 2000 году верховный патриарх и католикос всех армян Гарегин II в присутствии патриарха Московского и всея Руси Алексия II освятил церковь Святой Катерины.
Я начал с Петербурга, так как был свидетелем возрождения духовной жизни, свобод, созданных всего лишь за 10 лет благодаря благосклонному отношению городских властей. Были возвращены здания, при церкви начала действовать воскресная школа, создан культурный центр, реконструировано кладбище. И сегодня такое отношение продолжается, с каждым днем армянская община крепнет и процветает.
Затем, когда я переехал в Москву (уже как предводитель епархии), естественно, на меня была возложена ответственность за духовную жизнь Российской епархии – одной из крупнейших епархий Армянской апостольской церкви. Еще в советский период центром епархии стала Москва (до этого центр находился в Астрахани, Бессарабии, Ново- Нахичевани). В 1966 году епархии было возвращено единственное сохранившееся духовное строение: церковь-часовня Святого Воскресения на Ваганьковском кладбище.
Это, по сути, был семейный мавзолей Лазарянов. Несомненно, духовное возрождение воодушевило российскую епархию, в которую еще в досоветский период были включены Украина, Юг России, а также территории от Владивостока до Калининграда, Средняя Азия, Прибалтика, Беларусь, Молдавия.
В 1997 году произошли изменения. Распоряжением Гарегина I из состава Российской епархии были выведены Украина и Юг России. В Украинскую епархию вошли Украина и Крым, в епархию Юга России – Краснодарский и Ставропольский края и республики Северного Кавказа. Все остальное сохранилось как каноническая территория Российской и Ново-Нахичеванской епархии.
Мы начали следить во всем этом регионе за ситуацией в духовной, культурной, национальной жизни. Слава Богу, мы везде достигли положительных результатов, насколько это возможно.
Могу лишь сказать, что в 2001 году, когда я возглавил епархию, было только 10-11 зарегистрированных религиозных организаций, 6-7 действующих церквей, то сегодня уже насчитывается свыше 70 религиозных организаций, зарегистрированных в качестве юридических лиц, более 25 действующих церквей.
В 2001 году в епархии было 8 священнослужителей, сегодня их свыше 29. Потребность в священнослужителях велика, и для решения этой проблемы мы обратились к Верховному Патриарху, чтобы попытаться милостивой волей Божьей создать образовательное учреждение в статусе духовной семинарии. Он дал свое благословение. У нас есть благословение и патриарха Кирилла, а ранее благословение преподал блаженной памяти патриарх Алексий.
Мы пригласим наших соотечественников, чтобы они получили образование, укрепились знаниями и верой, а затем служили нашему народу в России.
— Когда будет создано это учреждение?
— Его устав лежит у меня на столе. Если будет милостивая воля Господа, то самое позднее – через два года, самое ранее – через год.
— Каковы самые приоритетные задачи епархии сегодня?
— В приоритеты нашей Церкви всегда входило сохранение Евангельской истины среди нашего народа, чтобы он жил Евангелием, заветами Господа и своей работой и жизнью свидетельствовал эту веру, учение, доказавшее Божественной истиной свое значение в истории нашего народа, роль, сыгранную в сохранении нашей самобытности, мировоззрения.
Как говорил еще в V веке историк Егише, «христианство было цветом нашей кожи». Наша задача, чтобы сыновья армянского народа, которые несколько отдалились от своих корней, хотя и помнят, что их предки – армяне, пришли и чувствовали себя как дома в своей Церкви.
Я понимаю, они немного смущаются от того, что отдалились от национальной системы ценностей, не знают армянский язык, историю Армении, порядок, действующий в Церкви.
Миссия Армянской церкви за пределами Родины состояла не только лишь в проповедовании духовных ценностей, живительного слова Господа, но и в сохранении всей системы ценностей. Мы основывали школы, культурные учреждения, чтобы создать полноценные условия жизни, способствующие сохранению армянской идентичности.
— Об этом я и хочу спросить: какие шаги предпринимает Епархия для сохранения армянского языка, культуры, национальной самобытности? Ведь перед армянскими общинами по всему миру стоит угроза ассимиляции, потери родного языка...
— Мы не представляем церковное строительство в отрыве от строительства школ, это неразрывные структуры. Сегодня наша Церковь всю свою обрядово-ритуальную деятельность проводит на языке Маштоца – на грабаре (древнеармянский – прим.ред.): шараканы мы поем на грабаре, на грабаре читаем молитвы, приобщая к этому удивительному языку наших соотечественников.
Там, где формируется церковная жизнь и есть священник, обязательно при церкви действует образовательная структура, будь то воскресная школа или «Айордеац тун» («Духовно-просветительский центр» – прим.ред.), и сейчас законодательство позволяет создавать свои культурные автономии, даже если местные общины пока не могут построить церковь.
В рамках этой структуры армяне первым делом считают своим долгом воспитать молодое поколение и дать ему образование на армянском языке. Я могу сказать, что одним из наших достижений является создание «Айордеац тун». В Москве в нем действуют более 18 кружков, там занимаются свыше 1000 детей. Мы везде создаем двуязычные газеты, у нас есть интернет-сайты на армянском и русском языках. То есть мы используем все возможности для сохранения национальной идентичности, воспитания и образования поколений.
— Сейчас в России действуют десятки армянских организаций. Пытается лиепархия их объединить или координировать работу?
— Высочайшим Божьим даром является свобода – как духовная, так и гносеологическая. Несомненно, есть много организаций с добрыми и честными целями, стремящихся сохранить и представить миру все армянское. Каждая из них действует со своих позиций. Но мы считаем, что всех нас должна объединять унаследованная от дедов национальная система ценностей.
Мы все должны быть сплоченными, объеденные ценностями, зародившимися священной верой наших предков, сохраняя верность нашей христианской культуре. Как говорили отцы нашей Церкви: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь».
Наш принцип состоит в задачах, связанных с нашим дальнейшим существованием: мы все должны быть едины независимо от взглядов, идеологий, позиций, точек зрения.
Мы признаем Россию приобретенной второй родиной, у нас есть историческая родина, у нас есть освобожденный Нагорный Карабах. В судьбоносных вопросах, касающихся завтрашнего дня, наши усилия должны быть консолидированы, мы должны быть сплоченными.
— Россия многонациональная и многоконфессиональная страна. Как Армянская церковь сотрудничает с представителями других религий?
— Россия – родина, дом для всех проживающих в РФ народов, создающая их сегодняшний и завтрашний день. И мы с этой ответственностью, с этим осознанием строим отношения со всеми религиозными, общественными, культурными структурами, так как у всех нас основным является осознание этой ответственности – для нашего дома, для будущего нашей родины, благополучия грядущих поколений. В вопросах, беспокоящих общество, мы едины.
Например, есть Совет при президенте по общественным и религиозным организациям. При нем создана комиссия для гармонизации межнациональных отношений, которую возглавляет митрополит Илларион. Она занимается социальными, культурными, религиозными вопросами. Мы – члены этой структуры. Туда входят евреи, буддисты, мусульмане, представители христианских течений: православные, католики, протестанты.
Мы затрагиваем проблемы, которые касаются граждан государства, наших верующих, наследников нашей Церкви. На одном из заседаний этого Совета я предложил учредить День веры, Праздник веры. У каждого есть своя вера, но в основе любой веры лежат любовь, мир, доброта, которые составляют стержень религии. Если мы одинаковы в своей системе ценностей, то должны быть едины и отмечать этот праздник.
http://kavpolit.com/articles/v_tserkvi_kak_doma-15591/
Поделиться: