Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Международная консалтинговая компания "Минченко консалтинг" назвала Кыргызстан весьма рискованным местом вложения капиталов.

02.04.2015

Автор:

Теги:

Международная консалтинговая компания "Минченко консалтинг" назвала Кыргызстан весьма рискованным местом вложения капиталов. Среди ключевых причин исследователи выделили авторитарный режим и непубличную политику, подверженных высокой коррупцией и усилением влияния на "первое лицо" внешних игроков и отдельных внутренних группировок и кланов.

Как отмечается в исследовании, в этом случае очень высоки шансы на постоянный пересмотр "правил игры" в интересах отдельных фракций внутри правящих кругов. По сути, формально демократическая, но превращающаяся из-за нестабильности институтов власти в квазидемократическую, система становиться одним из важнейших факторов, препятствующих притоку зарубежных инвестиций. Кроме того, нестабильность институциональной среды, зачастую намеренно обостряемая конкурирующими политическими силами, является, по мнению многих экспертов, даже еще большим препятствием для успешных иностранных инвестиций, чем непрозрачные авторитарные режимы.

Комментируя оценку международной группы "Вести.kg" политолог, директор "Института этнологии" Табылды Акеров отметил, что "самая главная проблема в том, что практически весь народ и отечественный бизнес не верят власти. Поэтому нет не только внешних инвестиций, но и внутренних тоже. За 24 года независимости ни первая, ни вторая, ни третья власти, не могут заслужить доверие людей, сказав: "мы - государство, защищаем собственность, у нас превалирует диктатура закона, закон равен для всех, поэтому бизнес защищается".

- У нас в стране такой позиции нет, - отметил Акеров. - Поэтому, когда международные организации оценивают картину происходящего, они учитывают мнение народа, который просто так скажет, что для него, для народа, никто не сделал ничего. Хотя, находясь во власти, каждый политик, от президента до главы сельсовета, должен ориентировать свое решение на позицию - ближе к народу.

В качестве примера эксперт приводит действия экс-президентов Кыргызстана в отношении проекта "Кумтор", когда за 20 лет независимости каждый из бывших глав государства выстраивал отношения с инвестором в своих личных интересах. Соглашения пересматривались не один раз, что привело к ущемлению интересов и государства, и бизнеса, и общества.

- Важно, чтобы бизнес работал в интересах народа, для народа и с народом. Но у нас, ни политики, ни президенты не считаются с мнением народа, а решают проблемы по-своему. А извне это вызывает вопросы - почему так складывается? В чьих интересах действует тот, или иной политик? Отсюда и нежелание вкладывать в бизнес в Кыргызстане - все и у нас, и за рубежом, знают, какая часть политиков занимается бизнесом, или наркотиками, или контрабандой. Сами политики молчат, но это не значит, что никто не знает о них ничего. И самое главное - это то, что никто из них не занимается производством. Но, зато у нас любой бизнес могут отнять, бизнесмена ограбить, а то и убить. При таких условиях найдется мало охотников на инвестиции в Кыргызстане, - заключил ученый.

Республика несколько стабилизировала свое положение ввиду перспектив развития инфраструктуры за счет КНР, новых кредитов и грантов от России и Казахстана, прогресса по сближению с Таможенным союзом и Евразийским экономическим союзом, а также благодаря развитию энергоэкспортного проекта CASA-1000.

Но, тем не менее, в стране сохраняется высокий уровень внутренних и внешних рисков на фоне низкой ресурсообеспеченности. Положительный эффект от наличия либерального законодательства в области ведения бизнеса нейтрализуется неустойчивостью "правил игры" и политизацией бизнес-конфликтов. Спор вокруг золоторудного месторождения "Кумтор" не только затянулся, но и усложнился дополнительными тяжбами. При этом спада напряжения вокруг прав собственности на ключевой национальный актив с ближайшее время ожидать не следует. "Кумтор" - это очень большой, комплексный вопрос. Первоначально по нему был принят договор, прошли переговоры. Впоследствии договоры менялись при каждом режиме. Это плохой сигнал для других инвесторов. Риск того, что в стране условия могут меняться при смене власти или изменении законов весьма велик. Инвестор должен быть уверен в получении прибыли. В Кыргызстане прогнозировать это невозможно. Данный фактор отпугивает реальных инвесторов.

Главным риском для инвесторов является отсутствие устойчивости в кыргызской власти и законах. Это нестабильность, как законов, так и власти.

Председатель Международного делового совета Кыргызстана Актилек Тункатаров отметил, что в бизнес-среде обсуждаются главным образом не санкционная война Запада и России, не угрозы, исходящие от террористической организации "Исламское государство", а вступление Кыргызстана в Таможенный союз и грядущее изменение тарифов. Предпринимателей в основном беспокоят неисполнение законов и коррупция, царящая в Кыргызстане. По сравнению с 2013г. приток инвестиций в республику в 2014 году резко сократился. Причиной тому частая смена законов, неожиданные изменения правил игры, политическая и экономическая нестабильность.

Уважаемые, поймите, что демократия - это лишь форма управления государством, а ключ к благосостоянию народа - это политическая и экономическая стабильность.

Султанбек Бакаев

Источник - ЦентрАзия


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение