Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Многонациональность как доминанта имиджа государства

24.03.2015

Автор:

Теги:

Многонациональность как доминанта имиджа государства
(на примере Республики Казахстан)


Бейсембаев Амангельды Ракишевич, профессор Инновационного Евразийского университета (г. Павлодар, Казахстан)

В настоящее время для любого государства важным является его позиция в глобальном пространстве, что непосредственно зависит от имиджа страны.

Понятие «имидж» происходит от латинского «imago», связанного с латинским словом «imitari», означающего «имитировать». В современном русском языке понятие имиджа емко и многогранно. Образ, мотив, роль, амплуа, маска, типаж, мода, установка, фасад, репутация, лицедейство, прогнозируемое ожидание – вот далеко не полный перечень его смыслов. Играя многообразные роли в человеческой культуре, «имидж» аккумулирует в себе различные культурно-исторические значения [3].

Имидж – это и «набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью» [6], и «образ, способный придавать явлению свойства и характеристики, ему не присущие, превращать эти свойства и характеристики в главные, радикально изменяя представления о нем» [4], и «восприятие вас другими людьми... общая картина вашей личности в глазах окружающих» [2], и «обращенное вовне Я человека, так называемое его публичное Я» [5], и «искусственно созданный теоретический конструкт, выполняющий инструментальную функцию и позволяющий концептуально сформулировать модель самопрезентации субъекта» [1], и т.д.

Согласно толковому словарю Вебстера, имидж – это искусственная имитация или преподнесение внешней формы какого-либо объекта, в том числе и страны. Он является мысленным представлением о ней, целенаправленно формирующимся в массовом сознании с помощью паблисити, рекламы либо пропаганды посредством таких коммуникативных интеграторов как имя, название страны, герб, флаг, гимн для стран (аналог логотипа), девиз, история, фило¬софия (идеология). Процесс формирования имиджа страны зависит от особенностей ее географического положения, экономического и политического развития, культуры, менталитета и др., направлен на конструирование благоприятного влияния на нее со стороны внешнего мира. Следовательно, формирование позитивного имиджа страны – один из ключевых инструментов ее развития, обусловленного демократизацией политических процессов в мире, возникновением и расширением новых технологий в области внедрения имиджевых характеристик в массовое сознание, а также резким ростом объемов информации.

Информационные процессы (развитие коммуникаций, создание глобальных информационных сетей, компьютеризация сфер жизнедеятельности человека) лежат в основе всех эволюционных изменений окружающего нас мира, оказывают колоссальное влияние на будущее человечества – переориентации технологий с формирования нужных материальных предметов на формирование нужного типа сознания и культуры. Информационные технологии могут использоваться как для развития, так и для дестабилизации государств («информационная блокада, «информационная война» и др.).

В первую очередь воздействию подвергается историческая память, мировоззрение, нравственные идеалы. СМИ в современном обществе, являясь рычагом манипулирования, способны насаждать скрытую отчужденность людей, вести к разжиганию межнациональных конфликтов, к появлению чувства страха, беззащитности, неуверенности и, наконец, апатии у людей. В то же время они способны создавать и позитивное отношение граждан к процессам, происходящим в обществе, стабилизировать и укреплять его позиции на международной арене.

Имидж является основой для формирования бренда государства, предоставляя ему преимущества для повышения позиции в международных рейтингах, усиления международного политического влияния, укрепления внутренней социально-политической стабильности, повышения конкурентоспособности.

Одним из составляющих имиджевой политики любого государства должен стать учет его национального состава, так как в поликультурном обществе заложен большой потенциал: взаимопроникновение и взаимное уважение культур, цивилизованный баланс между соблюдением религиозных обрядов и светским обществом, содружество и сотрудничество религиозных конфессий, этнических организаций с государством. Безусловно, все перечисленные факторы способны сохранить культурное наследие страны для потомков, а также обеспечить выживаемость и стабильность единого народа в будущем.

Приоритетным направлением политики Казахстана является сохранение культурного многообразия и этнической самобытности Республики, что, несомненно, является одним из главных средств в формировании государством своего имиджа как внутри страны, так и за рубежом. Его значимость в создании позитивного образа Казахстана подтверждают следующие факты:

? реализация национального культурного проекта РК «Триединство языков» (казахского, русского и английского), принятого в 2007 г. на государственном уровне, способствует созданию и продвижению образа РК как многонационального и толерантного государства;

? государственная поддержка культурного наследия этносов, проживающих на территории Казахстана (открытие этнокультурных центров, театров, галерей и музеев, разработка исторических маршрутов, производство казахстанских кинофильмов).

Именно непохожесть друг на друга народов, многообразие, множественность этносов, а значит культур, языков, являются первопричинами диалога, который реально существует в Казахстане. Диалог культур в мультикультурном государстве предопределен самой жизнью. В нашей республике проявляются противоположные тенденции развития современной цивилизации и целых народов, их языков, культур – глобализация как неминуемое требование времени, с одной стороны, и попытка сохранения своей культуры, языка, лица народа, с другой. Взаимодействие этих двух тенденций с неизбежностью приводит к необходимости диалога культур.

Диалог культур предполагает отношение к другому как равному себе, а значит, столь же активному и потому требующему согласия с ним, единения, общения. При диалоге происходит обмен культурными ценностями – всем, что «создано человечеством, от орудий труда до предметов домашнего обихода, самого образа жизни людей до науки и искусства, религии и атеизма, морали и философии». М.М. Бахтин пишет: «Мы ставим чужой культуре новые вопросы, каких она сама себе не ставила, мы ищем в ней ответа на эти наши вопросы, и чужая культура отвечает нам, открывая перед нами новые свои стороны, новые смысловые глубины».

Диалог культур обеспечивает взаимопонимание, помогает лучше понять свою собственную культуру, проникая в сущность чужой культуры, языка. Настоящие ценности культуры, по мнению Д.С. Лихачева, развиваются только в соприкосновении с другими культурами, «вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей, чем «несамостоятельнее» любая культура, тем она самостоятельнее». Важным фактором, способствующим диалогу культур, является языковая политика государства. Так, в Казахстане казахский язык – государственный, в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык. В стране созданы условия для изучения и развития языков народов Казахстана.

Русский язык в Казахстане сохраняет весь объем функций: используется как средство сохранения и приобретения разнообразной информации, идеологического воздействия, средство и объект образования, составная часть духовной культуры казахстанского общества и мощное коммуникативное средство.

Общность территории, общая историческая судьба народов Казахстана (даже при наличии разных языков) обусловили их особую, евразийскую, ментальность, находящую отражение в русском языке. Опыт Казахстана – многонационального независимого государства, является примером успешного сохранения культурного наследия страны, современного и перспективного развития общегосударственной культуры в условиях уважения и взаимодействия национальных культур. На государственном уровне формируется бренд «поликультурность Казахстана» в качестве одного из базовых аспектов международного имиджа Республики, складывается единая по своему духу и принципиальному содержанию уникальная культура, включающая в себя наиболее ценные черты и традиции каждого этноса РК.

Таким образом, развитие поликультурного общества в будущем возможно при использовании громадного потенциала многоэтнического народа Казахстана. Опора на собственное культурное наследие и обогащение за счёт культурных достижений других народов – залог успешного государства. По сути, феномен казахстанской республиканской культуры должен стать многообразным по своим национальным формам и интернациональным по своему духу и характеру, и будет являть собой органический сплав создаваемых всеми народами Казахстана духовных ценностей.

Литература

  1. Адилова Л.Ф. Имидж лидера в современных политических практиках. – Алматы: ?аза? ун-тi, 2002.
  2. Берд П. Продай себя! Тактика совершенствования вашего имиджа / пер. с англ. Т. А. Сиваковой. - 2-е изд. - Минск: Амалфея, 2004.
  3. Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. – М., 1998.
  4. Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков / Под ред. Е.В. Егоровой-Гантман. – М., 1994.
  5. Почепцов Г.Г. Имидж & выборы. – Киев, 1997.
  6. Феофанов О.А. США – реклама и общество. – М., 1974.

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение