Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Тимур Сулейменов: «Ставить под угрозу единство таможенной территории неприемлемо»

16.03.2015

Автор:

Теги:

Девальвация российского рубля, отразившаясянегативным эффектом на экономиках партнеров России по Евразийскомуэкономическому союзу, спровоцировала в конце прошлого года призывы определеннойчасти представителей бизнес-сообщества Казахстана о введении мер по защитенационального рынка. В частности, широко обсуждалась возможность частичноговосстановления зон таможенного контроля на границе Казахстана и России.Компетентное мнение по поводу этой инициативы высказал член Коллегии (министр)по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии ТимурСулейменов. Также министр поделился видением путей решения актуальных вопросоввалютного и финансового регулирования на пространстве ЕАЭС с позиций ЕЭК.

 

- В ЕАЭС нет тарифных барьеров, защитных, антидемпинговыхмер, мер технического регулирования. По территории единого рынка товарыдвижутся беспрепятственно. И, соответственно, рассогласование курса, котороеделает одного члена союза более конкурентоспособным как на своем собственномрынке, так и на рынке стран соседей, напрямую влияет на реальный секторэкономик партнеров.

В 2014-2015 годах такое рассогласование для всех насявилось определенным шоком. Мы все слышали определенные предложенияказахстанского, в частности, бизнеса о каком-то временном и частичномвосстановлении «гибридных» форм таможенного контроля на казахстанско-российскойгранице для того, чтобы снизить появившуюся в результате девальвации рубляконкурентоспособность российских товаров.

На наш взгляд, это неприемлемо. Я говорю это от лицаЕвразийской экономической комиссии как главного органа по экономическойинтеграции.

Мы создали Таможенные союз с большим трудом.Интеграция вообще нелегко дается. Непросто было положить на бумагу положенияДоговора о ЕАЭС, еще более трудно обеспечить их реализацию. Но в течениечетырех последних лет мы  достиглисущественного прогресса, это может подтвердить любой предприниматель, которыйпродает свои товары на общем рынке. Поэтому ставить под сомнение и под угрозуединство таможенной территории, на наш взгляд, неприемлемо.

Вопрос нужно формулировать иначе: какие инструментымы можем предложить в этой реально складывающейся ситуации? Ведь не только вказахстано-российских отношениях звучат такие предложения от бизнеса.Белорусская сторона также  говорит о том,что в результате резкого разбалансирования курса белорусского и российскогорублей необходимо переходить на расчеты в американских долларах. Но это ровното, чего мы не хотим. У нас и в декларируемых целях, и в принципах, и вконкретных задачах – увеличение использования национальных валют.

В этих условиях органы интеграции, регуляторы,правительства должны предлагать иные конкретные и осязаемые решения проблемы безвосстановления каких-то форм квазиконтроля на границе.

Что для этого необходимо?

Во-первых, в Договоре о ЕАЭС зафиксирована обязанностькоординировать и в некоторых случаях согласовывать наши ключевые политики, и, впервую очередь, нашу макроэкономическую политику. Это означает, что припостроении своих бюджетных проектировок мы закладываем определенные общие цифрыи в прогнозировании краткосрочных и среднесрочных макроэкономических прогнозовтакже базируемся на общем документе. ЕЭК разрабатывает такой документ теперьуже на четыре страны, который утверждается решением Высшего совета на уровнеглав государств, и учитывается прогнозировании и планировании государствами-членами.Это первый и важный аспект, это то, что мы имеем на данном этапе.

Но макроэкономика опирается на многосоставную политику,в которую входят налоговая и бюджетная, промышленная, социальная части - тесферы, по которым также необходимо развивать сотрудничество и взаимодействие.

Кроме того, в рамках Договора есть обязательствопроводить скоординированную курсовую политику. Это тоже большой плюс, и такаяполитика проводится отдельным органом – Координационным советом по валютнойполитике центральных банков, куда входят руководители и заместители финансовыхрегуляторов. Именно этот орган, исходя из общей структуры и архитектуры нашегосоюза, ответственен за координацию курсовой политики. Это также хорошо. Но сучетом конкретно сложившейся ситуации, на наш взгляд, настало время сделать ещеодин шаг по развитию координации и взаимодействия. И он уже делается: когдапремьер-министры наших стран встречались на Евразийском межправительственномсовете 6 февраля, они, абсолютно четко понимая имеющиеся проблемы, далипоручение ЕЭК, регуляторам и правительствам разработать предложения дляуглубления взаимодействия наших стран в макроэкономической, валютной ифинансовой политике.

Нам представляется, что на данном этапеинституциональным ответом может быть создание Совета по финансовой стабильностилибо Экономико-финансового совета ЕАЭС. Кто-то скажет: есть же ЕЭК, чтобыобеспечивать согласованность этих политик. Это верно. Но Комиссия вопределенной степени является продолжением исполнительной ветви власти – правительств,ведомств, министерств. При этом во всех странах-участницах ЕАЭС центральные (национальные)банки независимы де-факто и де-юре. Соответственно, четкого и тесного взаимодействияорганов интеграции по влиянию на курсовую и на валютную политику у нас нетпросто по букве Договора.

Для этого, на наш взгляд, необходим орган, который, помимотого, что он будет площадкой для общения, встреч, информирования и выработкисогласованных решений представителями центральных банков, он также будет включатьв себя представителей министерств финансов, экономики, бюджетного планирования и,естественно, представителей ЕЭК.

Мы уже подготовили предложения по этому поводу инаправили их сторонам, условно назвав такой орган «Советом по финансовойстабильности». Функции этого органа будут распространяться не только на текомпетенции, которые отнесены наднациональному органу, но на сферы, которыеостаются в ведении сугубо национальном – денежно-кредитная, налоговая, бюджетная политика.

Без этого, и самые мощные теоретики финансовойинтеграции подтвердят, никакой координации валютных курсов и никакой выход навалютный союз невозможны.

Еще одним направлением деятельности может бытьвыработка согласованных мер по предупреждению кризисных явлений. В Договоре оЕАЭС у нас есть такой механизм, который запускается, когда та или иная сторонанарушает ключевые параметры финансово-экономической стабильности, как то: годовойдефицит бюджета, инфляция и уровень государственного долга.

Однако бывают ситуации, которые не влияют на уровеньдефицита бюджета или уровень государственного долга, но, тем не менее, онимогут вылиться в достаточно серьезные проблемы для отдельных стран и для союзав целом. Поэтому для предупреждения подобных явлений нужен единый консультативно-совещательныйорган.

Еще одним аспектом деятельности могла бы бытькоординация и взаимное консультирование по обсуждению ключевых документов вфинансовой сфере и  изменений внациональном законодательстве. Сейчас по той деятельности, в которой Комиссияимеет компетенции и полномочия, мы этот сегмент ведем самостоятельно. Но часть вопросовне входит в компетенцию союза, поэтому на площадке этого органа можно было быподобное взаимодействие обеспечить.

Сегодня однозначно и абсолютно ясно, что безкоординации нашей валютной и курсовой политики мы не сможем дальше продвигатьинтеграцию, постоянно  будем иметь отбизнеса, который локален по своей сути, требования защитить, оградить, временноприостановить. Но это, повторю, несовместимо с задачами Евразийской интеграции.Чтобы обеспечить и интересы бизнеса, и стратегические интересы нашего союза, мыдолжны искать ответы именно в координации наших ключевых экономических политик,а затем – в перспективе, возможно, выдвигать задачу выхода на валютный союз…

 

Ольга Казанцева 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение