Реформа кадровой политики в Казахстане – это более значимый вопрос, нежели политические реформы

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
"По сути ведь, весь инструментарий по социальной политике, модернизации экономики, борьбе с коррупцией в документах – постановлениях, указах, программах есть. Вопрос в том, как заставить все это работать"
Реформа кадровой политики в Казахстане – это более значимый вопрос, нежели политические реформы
"По сути ведь, весь инструментарий по социальной политике, модернизации экономики, борьбе с коррупцией в документах – постановлениях, указах, программах есть. Вопрос в том, как заставить все это работать"Интервью с главным редактором Казахстанской биографической энциклопедии Данияром Ашимбаевым.- Наблюдатели увидели во вчерашней речи президента своего рода подготовку к транзиту власти. Стоит ли ожидать каких-то изменений в политико-властной системе Казахстана?- Понятно, что выступление президента было предвыборным, а тематика предвыборного выступления требует определенной специфики. Получается, что экономическая программа уже была объявлена президентом. Это программа "Нурлы Жол". По внешнеполитическому направлению также все вопросы уже были решены.Поскольку все было объявлено, то президент сконцентрировался на тех вопросах, которые традиционно являются основными препятствиями для эффективной работы аппарата по реализации экономической программы. Это кадровый состав и система контроля за исполнительной властью. Мы видим, что президент выделил эти моменты в своей предвыборной программе. Но эти проблемы не новые. Как показывает практика, основной проблемой аппарата является безответственность. Даже не сколько безответственность, а сколько не желание брать на себя ответственность за те или иные решения, тем более контролировать их выполнение. Это касается и простых поручений, и базовых госпрограмм. Вопрос качества аппарата стоит давно, предлагалось множество решений.Что касается изменений в институциональном направлении – подконтрольности власти парламентским институтам и гражданскому обществу – и эти рекомендации, в общем-то, не новые. Вопрос в том, как это будет реализовано на практике. Как мы прекрасно видим, обычно аппарат занимается не реализацией этих программ, а больше пропагандированием в виде семинаров, конгрессов, форумов, плакатов, роликов и т.п. Получается, что весь запал уходит в агитационную работу. И так до очередного послания, где повторяются те же проблемы, что и в прошлом, в силу их нерешенности.По сути ведь, весь инструментарий по социальной политике, модернизации экономики, борьбе с коррупцией в документах – постановлениях, указах, программах есть. Вопрос в том, как заставить все это работать. Выступление президента посвящено этим злободневным вопросам.За 25 лет правления главы государства в политической системе довольно-таки часто проводились реформы. Помимо принятия двух конституций было принято достаточно большое количество конституционных реформ. Вопрос не в том, как это будет называться – президентско-парламентская, или парламентско-президентская, или сверхпрезидентская – это всего лишь термины. У нас система основана не на легальном распределении ролей, а на неформальных отношениях внутри и вокруг власти. Неформальная система управления намного более значимая. Поэтому легальные институты, которые вводятся реформами – ведение тех или иных постов, по перераспределению тех или иных полномочий между ведомствами, они все равно встраиваются в общий поток. Говорить, что данные изменения являются принципиально значимыми, на мой взгляд, не совсем важно. Более важно то, что президент поставил вопрос по совершенствованию кадровой системы и системы контроля госполитики. Эти сферы являются наиболее проблемными.Опыт работы, который был распространен в советское время: аул-район-город-область-центр, – это тот опыт, через который прошел сам глава государства, он дает огромный опыт, который позволяет реализовывать те инициативы, которые озвучиваются руководством страны. Возобновление этой модели, хотя бы частичное, будет главным, на мой взгляд. Это процесс не быстрый. Мы знаем, что и советская модель шла достаточно долгое время к этому. Такая система подготовки и контроля кадров, которая была в КПСС, по своей эффективности легко обгоняет все эти "основы менеджмента". Реформа кадровой политики – это более значимый вопрос, нежели политические реформы. Надо помнить, что если не будет более ответственного исполнения, все реформы превратятся в набор простых плакатиков.- Сейчас наблюдатели задаются вопросом – кто может стать руководителем предвыборного штаба президента?- На самом деле в этом вопросе есть ряд нюансов. На последних двух выборных кампаниях руководили первые зампреды партии "Нур Отан" – Бахытжан Жумагулов в 2005-м и Нурлан Нигматуллин в 2011-м. В предвыборный штаб входят доверенные лица президента, политические деятели, деятели культуры, науки, образования и спорта. Есть также и аппарат штаба, который не видно, но который имеет огромные полномочия. Этот аппарат формируется в недрах администрации президента, "Нур Отана". Как правило, тех, кто там неплохо засветился, ждет определенный карьерный рост. Поэтому надо смотреть – кто возглавит аппарат штаба и кто штаб в целом. Решение будет принято в ближайшее время. Недавно рассматривался ряд кандидатур. Речь шла о бывшем госсекретаре Мухтаре Кул-Мухаммеде, зампреде партии "Нур Отан" Бауыржане Байбек, ректоре Евразийского университета Ерлане Сыдыкове. Назывались и иные имена. По традиции лучше дождаться официального объявления – потому что могут быть еще определенные варианты.- Что означает должность руководителя штаба?- Понятно, что Нурсултан Абишевич без всякой предвыборной кампании победит на выборах. Это аксиома, которая не требует никаких обоснований. Без дебатов, без роликов президент спокойно наберет 90% голосов избирателей. Штаб позволит увеличить процент голосов за счет агитационно-пропагандистской работы. Но надо понимать, что всегда есть необходимость в ознакомлении избирателей с основными тезисами программы, выявлении проблемных и критичных зон, контрпропаганде, оперативному реагированию на политические проблемы. Задача штаба – обеспечить и пропагандистскую работу и привлечь избирателей. Необходимо организационно-политически консолидировать пропрезидентский электорат. Потому что выборы – это важный фактор внешнеполитический и внутренней легитимности политической системы. Чем больше явка, чем больше поддержка электората – тем устойчивее система. Это позволит обеспечить и защиту от внешних поползновений, которые активизировались в отношении нашей страны. Есть немало сил, которые заинтересованы в дестабилизации обстановки и смене ориентиров. Задача штаба в этом плане – обеспечить консолидацию, которая позволит противостоять этим угрозам.12.03.2015 Источник - sayasat.org

Поделиться: