Национальная идентичность и межкультурные коммуникации: проблемы и перспективы

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
3 марта 2015 г. в конференц-зале Актюбинского регионального государственного университета имени К. Жубанова прошло заседание Международного круглого стола «Вместе на одной земле. Роль культуры и образования в развитии интеграционных процессов». Его организаторами совместно выступили АНО «Содружество народов Евразии», Ассамблея народов Казахстана Актюбинской области и Ассамблея народов Орен-бургской области, Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова.
Национальная идентичность и межкультурные коммуникации: проблемы и перспективы
Доцент кафедры всеобщей истории и методики преподавания истории Оренбургскогогосударственного педагогического университета, кандидат исторических наук С. Р.Дерябина выступилас докладом по теме «Национальная идентичность и межкультурные коммуникации: проблемы иперспективы»:В первую очередь хочется поговорить окультурных коммуникациях, которые постоянно являются существенным компонентомобщения между народами и государствами. В результате этих связей создаются,сохраняются и накапливаются ценности, новые знания, и происходит взаимноеобогащение культур. Цель такой коммуникации – создание полноценной и открытой ксотрудничеству личности. Это, собственно говоря, и является нашей с вами конечнойцелью, как людей, работающих в образовании. Понятие культурной коммуникацииневозможно без понятия диалога культур. Этот диалог предполагаетвзаимопонимание и общение не только культурных зон, но и регионов. В диалогвступают не сами культуры, а люди, которые являются носителями этих культур. Издесь огромный простор для творческих личностей. Именно диалог культур являетсяосновой мирного и равноправного развития. Диалог культур является средствомкоммуникации, предполагает такое сближение, когда субъекты взаимоотношений нестремятся доминировать и подавлять друг друга, а вслушиваются и взаимодействуютдруг с другом. Для того чтобы процесс общения происходил полноценно, необходимообладать определенными компетенциями: толерантным и доверительным отношением кдругой культуре – по-моему, это у нас у всех присутствует. Нужно обладатьспецифическими культурными знаниями о другой культуре – здесь есть, над чемпоразмышлять и есть над чем работать. Этого, мне кажется, в нашихобразовательных программах не хватает. Нужна стратегия применения этих знаний вмежкультурных пространствах. Успехи мультикультурной коммуникации иаккультурация, которая выражается в активном постижении чужой культуры, могутпривести к упадку традиций своей культуры. В качестве инструмента сглаживаниямежкультурной унификации, сохранения своей собственной идентичности и нахождениямежду тем поля для сотрудничества, следует назвать такое понятие, какисторическая память. И вот в преддверии празднования окончания Великой Отечественнойвойны это может стать наиболее актуальным. Содержание исторической памятисвязано с несколькими аспектами: с господствующими социальными группами (мывидели, как в 1990-е годы наблюдалось забвение той самой исторической памяти,которая касается Великой Победы, хотя социальный заказ был другим). Второе – скультурными нормами. У российского и казахстанского народов эти культурныенормы очень близки. Третье – с политическими реалиями современности. Здесь тожесхожие процессы – мы созидаем российскую нацию, Казахстан созидаетказахстанскую нацию. Опять-таки общие политические приоритеты могут создатьполе для общей исторической памяти. Оно и создано, оно есть.Историческая память включает в себяустойчивые традиции и стереотипы, которые закладываются, в том числе,политическими элитами как творцами коллективной памяти. Здесь в докладе коллегиговорилось, что молодежи в Казахстане некоторыми людьми мысль, о том, что ВеликаяОтечественная война была не ваша. Это как раз есть творение коллективной памятиуже на уровне другого поколения. Мы имеем пример неправильной, искусственноподправленной исторической памяти. Потому что это была наша общая война. И именнотак к ней и надо относиться. Понятие памяти и идентичности неотделимы друг отдруга. И манипуляции с памятью являются, по сути, манипуляциями сидентичностью. Общая историческая память – это общее поле, на которомразвиваются межкультурные взаимодействия. Общая коллективная память создаётобразы, устойчивые к внешней исторической критике. Для нас главный такой образ– это Победа в Великой Отечественной войне. Этот образ отличается глубокимэмоциональным моментом. Он обобщает в себе наиболее значимые социальныекачества и ценности, общие для большинства народов, в том числе, для россиян иказахстанцев. Поэтому необходимо расширять функцию общей позитивнойисторической памяти для полноценной межкультурной коммуникации. И у нас естьдля этого большие возможности.

Поделиться: