Развитие межэтнических отношений в Евразийском пространстве

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
3 марта 2015 г. в конференц-зале Актюбинского регионального гос-ударственного университета имени К. Жубанова прошло заседание Меж-дународного круглого стола «Вместе на одной земле. Роль культуры и образования в развитии интеграционных процессов». Его организаторами совместно выступили АНО «Содружество народов Евразии», Ассамблея народов Казахстана Актюбинской области и Ассамблея народов Орен-бургской области, Актюбинский региональный государственный универ-ситет имени К. Жубанова.
Развитие межэтнических отношений в Евразийском пространстве
Профессор кафедры социально-политических дисциплин Актюбинского регионального государственного университета им К. Жубанова, доктор философских наук А. А. Айталы выступил с докладом по теме «Развитие межэтнических отношений в Евразийском пространстве»: Для России мы естественный сосед и союзник, как и для нас Россия. Здесь, кроме пути жить вместе, общаться, экономически развиваться – другого не дано. Вместе с тем, есть общие проблемы. Около одного миллиона (а по последней переписи – около 850 тысяч) казахов живут в России. Немало русских живёт в Казахстане. Конечно, после обретения независимости межнациональные взаимоотношения были сложными. Наш Президент в своих воспоминаниях отмечает, что в 1991 г. только 40 % населения Казахстана были казахами, 60 процентов – другие национальности. В этих условиях поставить вопрос о национальной независимости Казахстана было в какой-то мере рискованно. Но Президент пишет, что в этом была огромное доверие и поддержка казахскому народу, нашему государству. Наш парламент, несмотря на то, что казахи на своей земле составляли меньшинство, поддержал идею независимости.С этого момента начинается другая жизнь – сложная жизнь во многих отношениях. В какой-то мере, когда мы жили в одной стране – в Советском союзе, была одна Родина, а теперь – другая. Это раз. Во-вторых, очень сложная была ситуация в этнической сфере. Казахи в значительной мере потеряли язык, открыть в советское время одну национальную школу в городе Актюбинске было большой проблемой. Инициаторов могли вполне назвать националистами. В этом городе дело дошло до такой регламентации – проблемы образования и культуры были практически нерешаемыми. Оказалось, что среди населения Казахстана многие потеряли родной язык. Вот данные по переписи 2009 г. Украинцы Казахстана на 85 % забыли украинский язык, такая же цифра и по белорусам, чуть меньшая – по корейцам.В Актобе возникла необходимость какой-то этической реабилитации этих народов, возвращения им родного языка. Остро встала проблема сожительства этих народов. Таким образом, и возникла идея создания Ассамблеи народа Казахстана, чтобы у народов был общий дом для решения своих проблем. Были созданы национально-культурные центры. Когда мы сегодня отмечаем 20-летие Ассамблеи – это подведение итогов, чего мы достигли, какие проблемы остались, что мы должны делать. Это не праздник – это год делового обсуждения проблем нашего совместного проживания в нашем молодом государстве. Проблемы есть. Идет процесс консолидации казахстанского общества, формирования казахстанского народа. Вот результаты социологического исследования, проведённого 2 года назад. Вообще многие исследования в Казахстане проводятся российскими социологами. Есть в России Институт СНГ – они всегда задают вопрос, как живут русские в Казахстане, как складываются казахско-русские взаимоотношения. На вопрос, связываете ли будущее ваших детей с Казахстаном, 96,9 % казахов – не все – связывают будущее своих детей с этим государством. Казахи свои деньги хранят за границей, дети учатся за границей, но идея «Казахстан – моя родина»  – она остается для подавляющего большинства приоритетной. 53,3 % русских, проживающих здесь, связывают будущее своих детей с Россией. 78,5 % представителей других национальностей связывают будущее своих детей с Казахстаном. Естественно, в демократическом обществе, где жить, где работать, граждане решают сами. Но, безусловно, процесс становления государства и гражданского общества нельзя представить себе безболезненным и беспроблемным, как иногда делается у нас в официальных источниках или средствах массовой информации. Нужно уметь правде смотреть в глаза – эти проблемы есть. Но у нас есть чёткая национальная политика без дискриминации. И вот недавно один наш земляк, доктор исторических наук Александр Алексеенко провёл исследование настроений русских в восточном Казахстане и пришёл к выводу, что когда мы говорим о намерении – это намерения. Эти люди не собираются сегодня-завтра переезжать куда-то. Александр Алексеенко говорит: «Русским в Казахстане намного комфортнее, чем в России». Потому что в Казахстане русские живут в основном в городах, в благоустроенных квартирах, работают на заводах. Это в основном интеллигенция. А основная часть людей, уехавших из Казахстана, стали жить в сельской местности. Там им тяжелее. Есть ещё одна проблема, о которой надо говорить – это российско-украинские взаимоотношения. Коль скоро в Казахстане есть и русские, и украинцы – какую позицию нам занимать, не всегда понятно. Информационные войны дезориентируют всех. Для нас украинцы – не агрессивный народ. Лично я считаю, что в этом вопросе оболванивают и русских, и украинцев с другой стороны. Тоже шовинизм. И, в конце концов, это отражается на межнациональных взаимоотношениях и внутри Казахстана. Решение всех этих проблем благоприятно отразится и на межнациональных отношениях внутри Казахстана. Это очень важно и для нас. Историки иногда дозволяют себе недопустимые вещи, говорят, что у казахов не было государства. Было такое утверждение с самой высокой трибуны. Некоторые историки пишут, что никакой колонизации не было – были пустые земли, которые осваивали и окультуривали как в Казахстане, так и на Кавказе. Нет. Это были земли конкретных народов.Есть проблемы и другие. Иногда и казахстанские историки переворачивают факты. Вот недавно в Восточном Казахстане состоялась конференция. Договорились до того, что Казахстан – золотая колыбель всего человечества. Бывает так.Или то и дело на страницах газет появляется, что «воевали русские и немцы, мол, мы какое отношение к этому имеем?». Так думают не многие, но, тем не менее, идея просачивается. Эту идею подбрасывают молодым. Это была наша общая война! Мы все дети, сироты этой войны. Это надо понимать. Как-то в России мне попалась книга под названием «Застольные беседы Гитлера». Фюреру задают вопрос, как он будет управлять Азией? Если почитать эти строки, то можно понять, какие страшные у Гитлера были идеи насчёт казахов и вообще азиатов. Это была действительно угроза всему человечеству. Видимо наши некоторые молодые историки не знают этого.В вопросах истории, преломлении исторических событий на сегодняшний день нужно быть крайне компетентными и ответственными. Всё это сказывается на межнациональных взаимоотношениях, на восприятии прошлого и настоящего. Любая интерпретация может влиять на будущее. Я хотел бы сказать, что мы живём в очень сложном мире, где межнациональные взаимоотношения очень щепетильные, тонкие, струны эти близки к психологии народов. Кто будет играть на этих струнах, какие будут намерения, мысли? От этого будет многое зависеть. Поэтому учёные, интеллигенция на таких форумах, как сегодня, должны вносить свой вклад в идеи дружбы и толерантности.

Поделиться: