Проблемы целеполагания и идеологии в Евразийском проекте

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
26 февраля 2015 г. в Оренбургской областной научной библиотеке им. Н. К. Крупской состоялись совместные заседания двух экспертных клубов: «Евразийский перекрёсток» (г. Оренбург) и «Vision евразийской интеграции в свете меняющихся геополитических условий» (г. Уфа), орга-низованные АНО «Содружество народов Евразии» и Центром геополитических исследований «Берлек-Единство».
Проблемы целеполагания и идеологии в Евразийском проекте
ДиректорДепартамента стратегического развития и качества Западно-Казахстанского государственногоуниверситета (г. Уральск, Казахстан), заместитель председателя экспертнойгруппы Ассамблеи народа Казахстана по Западно-Казахстанской области, доцент,кандидат политических наук О. В. Юроввыступил с докладом по теме «Проблемыцелеполагания и идеологии в Евразийском проекте»:Постановка проблемы целеполагания иидеологии в Евразийском проекте исходит из культурно-цивилизационной ифилософской неопределённости и ненасыщенности евразийской теории. Убедиться вэтом можно рассмотрев проблему целеполагания с разных точек зрения.С точки зрения развития национальныхпроцессов основной характеристикой Евразийского пространства являетсяэтническое, расовое, языковое, конфессиональное многообразие. История Евразии –это история развития процессов межнационального взаимодействия. Однако внастоящее время его прошлый опыт организации в Российской империи и СССРотвергается в силу политизации этничности и революции ценностей.Образовавшийся вакуум политики и учёныепопытались заполнить, «возродив» Евразийскую теорию, при этом не учитывая илиигнорируя тот факт, что постулаты классического евразийства (идеократия,демотия, соборность) – это философия традиционного общества и консерватизма, неприменимая в настоящее время.Основой для взаимодействия разныхцивилизаций на евразийском пространстве могли бы стать концепциимировоззренческой и этической близости православия и ислама, союза славянских итюркских языков в постоянном взаимодействии и обмене, социальной природыменталитета, но они, к сожалению, не получили распространения ни в научнойсреде, ни в широком общественном сознании.Идея экономического прагматизма какобъединяющая основа также имеет ряд системных и конъюнктурных проблем. Процессыэкономической интеграции должны быть ориентированы, прежде всего, навнутриотраслевое сотрудничество, создание высокоспециализированных икооперированных производств, что сопровождается восстановлением единогопроизводственного пространства. Между тем оценка результатов интеграции даётнам показатель того, что только около 15 % товарооборота Казахстана со странамиСНГ приходится на внутриотраслевую торговлю. Внутриотраслевая торговля Россиисо странами СНГ систематически снижается с 38 % в 2000 г. до 21 % в 2013 г., а поитогам 2014 г. этот показатель будет еще ниже. Доля полуфабрикатов в структуреэкспорта стран Евразийского экономического союза едва превышает 30 %. Порезультатам опроса 2014 г. в России заинтересованность в научно-техническомсотрудничестве со странами СНГ выразило 12 % опрошенных, в Казахстане – 50 % ив Беларуси – 46%. В то же время заинтересованность в сотрудничестве со странамиЕвросоюза и (или) другими странами выразило в России, соответственно, 46 % и 61% опрошенных, в Казахстане – 39 % и 55%, в Беларуси – 47 % и 60 %. Эти данныеподтверждают, то что хорошо известно – потенциал научно-технического сотрудничествастран Евразийского экономического союза невысок. То есть, говорить ополноценном экономическом союзе ещё очень рано. Но и эти достижения находятсяпод угрозой из-за санкционной войны с Западом, падения мировых цен на нефть идевальвации национальных валют, подталкивающих страны Союза к ограничениювзаимной торговли и закрытию границ для защиты собственных товаропроизводителей.В результате мы имеем отрицание позитивногоисторического опыта, противоречивую и незавершенную теорию евразийства, разноевидение целей и моделей интеграции у действующих политиков, отсутствиеосязаемых экономических результатов и многократно возросший риск в очереднойраз похоронить Евразийский проект.Для выхода из ситуации необходимо преодолетьпротивопоставление интеграции и национально-государственной парадигмы развития,прийти к постепенному отождествлению национальных ценностей и Евразийскогопроекта.

Поделиться: