Образование, наука – как факторы интеграции на евразийском пространстве

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
26 февраля 2015 г. в Оренбургской областной научной библиотеке им. Н. К. Крупской состоялись совместные заседания двух экспертных клубов: «Евразийский перекрёсток» (г. Оренбург) и «Vision евразийской интеграции в свете меняющихся геополитических условий» (г. Уфа), орга-низованные АНО «Содружество народов Евразии» и Центром геополитических исследований «Берлек-Единство».
Образование, наука – как факторы интеграции на евразийском пространстве
Председатель АНО «Содружество народов Евразии», директор НИИ истории и этнографии ЮжногоУрала Оренбургского государственного университета, президентАссамблеи народов Оренбургской области, профессор, доктор исторических наук В. В. Амелин выступил с докладом потеме «Культура,образование, наука – как факторы интеграции на евразийском пространстве»:В силу своего приграничного положения,транспортной доступности, научно-образовательного потенциала Оренбургскаяобласть является привлекательной для обучения жителей районов Казахстана,удалённых от собственных областных центров. Некоторые оренбургские вузы успешноразвивают с казахстанскимиколлегами сотрудничество, которое осуществляется в таких формах как:- обмен преподавателями для чтениякраткосрочных лекционныхкурсов;- научные стажировки студентов и педагогов;- обучение научно-педагогическихработников по программам повышения квалификации;- совместная организация и участие внаучно-практических конференциях, семинарах, образовательных форумах иярмарках.Так, основными партнёрами Оренбургскогогосударственного университета являются Актюбинский государственный университетим. К. Жубанова (г. Актобе), Западно-Казахстанский университет им. М. Утемисова    (г. Уральск) и Кызылординскийгосударственный университет им. Коркыт-Ата (г. Кызылорда). Для магистрантовэтих вузов с октября 2009 г. успешно реализуется программа научных стажировок.«Методология научного исследования». В соответствии с планом стажировкимагистранты из Казахстана посещают в ОГУ занятия по интересующим специальностям(менеджмент; экономика; производство строительных материалов, изделий иконструкций; безопасность жизнедеятельности защита окружающей среды;математика; информатика; филология; исторг педагогика; биология), получаютиндивидуальные консультации по тематике диссертационных исследований профессорско-преподавательскогосостава, прослушивают лекции по методике проведения научных исследований изнакомятся с ресурсами научной библиотеки. Всего за время действия программы вОГУ прошли научную стажировку более 160 учащихся и педагогов из Казахстана, втом числе: в 2011 г. – 26 магистрантов, в 2012 г. – 42 магистранта, в 2013 г. –30 магистрантов, в 2014 г. – 58 магистрантов.Оренбургский государственныйпедагогический университет с 2011 г. ведёт обучение слушателей подополнительным образовательным программам повышения квалификации на основаниидоговоров с Алматинской академией экономики и статистики по направлениям: «Стратегическоеуправление в условиях конкуренции», «Стратегии исследовательской инновационнойдеятельности в социальной сфере», «Основы бухгалтерского учёта в РоссийскойФедерации», «Информационные системы в экономике». В рамках этого проекта в 2012г. обучено 74, а в 2013 г. – уже 190 научно-педагогических работниковКазахстана.Оренбургский государственный аграрныйуниверситет организует научные стажировки для магистрантов, командирует своихпреподавателей для чтения лекционных курсов, проводит обучающие занятия спомощью видеоконференций на основании договора о сотрудничестве сЗападно-Казахстанским аграрно-техническим университетом им. Жангир-хана (г. Уральск).Например, в 2013 г. было проведено 7 стажировок по ветеринарной санитарии,технологии производства продуктов животноводства, экологии.С 2010 г. Оренбургский государственныймедицинский университет тесно взаимодействует с Западно-Казахстанским государственныммедицинским университетом им. М. Оспанова (г. Уральск). В рамках соглашения междуними ежегодно проводятся обменные лекции и семинары. Анализ сотрудничества Оренбургской областис сопредельными регионами Казахстана в сфере образования и науки позволяет сделатьследующие выводы и предложения:1. Несмотря на положительные примерымноголетнего конструктивного сотрудничества оренбургских и казахстанских вузовмногие соглашения между ними до сих пор носят имиджевый характер и на практикене работают. В этой связи необходима ревизия таких договоров с целью отмены недействующихили наполнения их реальным практическим содержанием. 2. Сотрудничество в образовательной сферепрактически не затрагивает Костанайскую область, что делает её приоритетнымрегионом для развития академического обмена. 3. Совместные научные проекты реализуютсяпреимущественно в сферах гуманитарных и общественных дисциплин (исследования иохраны биологического разнообразия степей, трансграничной реки Урал, археологическогоизучения культуры кочевников). Следует уделить особое внимание развитиюнаучного сотрудничества в области естественных наук и высоких технологий,которые могли бы стать новыми точками экономического роста для Оренбургскойобласти и соседних регионов Казахстана.

Поделиться: