Таджикистан: есть ли будущее у субкультур?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Пока открытых конфликтов с представителями субкультур не было и с властями. Правда, с ряда трибун звучали критические замечания в адрес рэпперов и даже рекомендации отказаться от западного стиля исполнения в пользу традиционной таджикской музыки. Но, как говорят эксперты, к счастью, дальше слов дело не пошло. "У нас рэп и так андеграундный. Если бы его запретили, то он все равно бы остался, но стал бы еще более андеграундным", - говорит независимый эксперт Равшан Абдуллаев.
Таджикистан: есть ли будущее у субкультур?
Таджикистан: есть ли будущее у субкультур?Молодежь Таджикистана проявляет большой интерес к субкультурам. В стране появляются представители самых разных неформальных течений. Что этому способствует? В Таджикистане у молодежи небывалый интерес к субкультурам. Наблюдатели считают, что это своего рода реакция на нехватку традиционных увлечений. Через рэп, паркур, клубы болельщиков молодые люди пытаются не только выделиться среди толпы, но и заполнить чем-то свободное время.Скейтбординг объединяетДушанбинец Фируз Давлятов вот уже несколько лет занимается скейтбордингом. Свое увлечение он успешно сочетает с учебой в университете. Говорит, что родители не против подобных занятий. "Они считают, что лучше кататься на скейте, чем праздно шататься по улицам", - признается Фируз. Сергей Финкельштейн Его товарищ Сергей Финкельштейн приехал в Душанбе недавно. До этого жил в Калининграде, где и увлекся катанием на скейте. В Душанбе найти единомышленников не составило труда. "Мы замечаем друг друга среди толпы. Знакомимся, узнаем, где тусуются такие же ребята, как мы", - говорит Сергей. И добавляет, что катание на скейте дает ребятам возможность собираться и общаться.Он рассказывает, что скейтбординг пока развивается в Таджикистане стихийно. Школьник сетует, что в Душанбе до сих пор нет скейтпарка. А потому он с друзьями отрабатывает различные трюки на мраморной площадке близ Дворца наций. Вокруг, как правило, собирается не только толпа зевак. "Подходят и стражи порядка. Причем попадаются всякие полицейские. Некоторые просят что-нибудь этакое повторить на скейте и даже хлопают, кто-то грозно требует покинуть территорию", - говорит Сергей. Паркур по-душанбинскиПлощадок в Таджикистане не хватает и для представителей музыкальных субкультур, признается душанбинский рок-музыкант и поэт Кайд. По его словам, за последнее десятилетие в стране выросло определенное число рокеров. Они из дилетантов стали профессионалами, но играть им негде. "Их уже не назовешь молодыми. Но они исполняют свои произведения, что называется, для себя", - отмечает Кайд.В поисках себя Субкультуры в Таджикистане появились еще в советское время. Тогда даже среди комсомольцев можно было увидеть и металлистов, и панков. В 90-е годы во время гражданской войны в Таджикистане наступила пауза. Стремительный рост стал возможен уже в нулевые благодаря развитию интернета. "Конечно, этому способствуют социальные сети. И еще благоприятная среда, неагрессивная, толерантная", - поясняет социолог Алла Куватова.Сейчас эксперты в Душанбе условно выделяют три активных направления. Первое - это экстремальные виды спорта. Среди них - паркур, BMX и скейтбординг. Второе - музыкальные движения, а именно рэп, рок, готическая культура и эмо. Наконец, третье течение - артсубкультуры, в частности, граффити.На фоне многообразия движений социально-психологический портрет неформалов достаточно определенный, говорят аналитики. "Это представители среднего городского класса, с образованием выше среднего. Им присуще богатое воображение и желание как-то разукрасить свою жизнь", - рассказывает социолог Гульнора Бекназарова. Гульнора БекназароваНезависимый эксперт, глава общественной организации "Молодежь нового века" в Таджикистане Рустем Тахиров отмечает, что развитие субкультур в стране можно объяснить реакцией молодых людей на нехватку традиционных мест проведения досуга. "Последователи одного хобби объединяются, вырабатывая общие ценности, кодекс поведения и язык общения. В большинстве субкультур правила в целом разнятся от общей культуры, поэтому субкультура так или иначе более молодым кажется привлекательнее", - говорит Тахиров.Лучше легально, чем подпольноНаблюдатели отмечают, что субкультуры в Таджикистане развиваются на фоне стремительного роста религиозных настроений в обществе. К счастью, конфликтов на идейной почве между ними нет. Эксперты уверены, что такое положение можно сохранить и в будущем. "И ислам, и субкультуры могут в Таджикистане уживаться друг с другом. Важно только не ограничивать свободу тех и других, чтобы не допустить радикализма", - считает Гульнора Бекназарова.контекстСубкультура Киргизии: Рок, граффити, самовыражение Музыкальные субкультуры в Казахстане в "коммерческом андеграунде"Власти Казахстана не препятствуют развитию музыкальных субкультур. Но казахстанские рэперы и рокеры с трудом находят доступ к массовой аудитории. На музыкальном рынке они не выдерживают конкуренции с "попсой". (26.03.2010)Скейтбординг в ГДР: свобода и натиск на доскеНа скейтах катались в достопамятные времена не только в странах капитализма, но и в странах социализма. Фильм о роликовых досках в ГДР получился весьма хулиганским. (09.08.2012)Пока открытых конфликтов с представителями субкультур не было и с властями. Правда, с ряда трибун звучали критические замечания в адрес рэпперов и даже рекомендации отказаться от западного стиля исполнения в пользу традиционной таджикской музыки. Но, как говорят эксперты, к счастью, дальше слов дело не пошло. "У нас рэп и так андеграундный. Если бы его запретили, то он все равно бы остался, но стал бы еще более андеграундным", - говорит независимый эксперт Равшан Абдуллаев.Специалист в области социальных наук Пулат Шоазимов предлагает создавать площадки для неформалов, чтобы те могли представить обществу качественный продукт. "Чем больше многообразия в обществе, тем оно устойчивее. Не надо закрывать клапаны. Нужно дать возможность субкультурам расти, если их деятельность не противоречит закону", - полагает Шоазимов. http://www.dw.de/%D1%82%D0%B0%D0%B4%D0%B6%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD-%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%BB%D0%B8-%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%B5-%D1%83-%D1%81%D1%83%D0%B1%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80/a-18282832

Поделиться: