ЕАЭС-2015: неоднозначная повестка

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Не умаляя значимости указанных выше мер, в то же время следует акцентировать внимание на те вопросы, чье решение фактически осталось за рамками официальной повестки ЕАЭС-2015. В первую очередь, речь идет об устранении различных критических моментов, которые проявились еще в Таможенном союзе и перешли отсюда в ЕАЭС.
ЕАЭС-2015: неоднозначная повестка
С начала этого года взялстарт процесс функционирования и развития Евразийского экономического союза(ЕАЭС). Пока в его состав входят Армения, Беларусь, Казахстан и Россия. Но вмае этого года ожидается пополнение в связи с предстоящим вступлением в союзКыргызстана. Интересно, что в этом году председательство в Высшем Евразийскомэкономическом совете (ВЕЭС) и других органах приняла на себя Беларусь, чьеруководство занимает неоднозначную позицию по отношению к ряду вопросов интеграционноговзаимодействия. Следует ожидать, что Минск акцентирует свою соответствующуюдеятельность на решении, во многом в нужном для себя русле, вопросов по максимальнойлиберализации условий экономической деятельности и полной отмене изъятий иограничений в движении товаров в ЕАЭС.В любом случае,официальная повестка развития союза и его органов, обозначенная в Договоре оЕвразийском экономическом союзе и других документах, имеется. И 2015 год в этомотношении уже наполнен большим комплексом задач и действий по их решению.Прежде всего, уже с 1 января в рамках ЕАЭС в  таких секторах, как строительство, сельскоехозяйство, оптовая и розничная торговля, гостиничный и ресторанный бизнес,транспортировка и обработка грузов и т.д., начал функционировать общий рынокуслуг. Также вступил в действие и общий рынок труда. В связи с этимстраны-участницы союза, судя по всему, заняты созданием необходимых правовыхусловий, обеспечивающих свободное движение услуг и рабочей силы на своейтерритории. В том числе это коснется вопросов лицензирования, защиты правпотребителей, регулирования миграционных процессов, социального обеспечениятрудовых мигрантов и т.д.Помимо этого будутпредприняты действия по постепенному формированию к 2025 году общего рынканефти и газа. До 1 июля 2015 года уполномоченные органы стран-участниц должныразработать и утвердить методологию формирования индикативных (прогнозных)балансов газа, нефти и нефтепродуктов. В свою очередь, эти балансы призваныспособствовать эффективному использованию совокупного энергетическогопотенциала и оптимизации межгосударственных поставок топливно-энергетическихресурсов. Не позднее указаннойвыше даты также будет разработана и утверждена ВЕЭС концепция формированияобщего электроэнергетического рынка союза. Наконец, до завершения текущего годапредусмотрены разработка и принятие программы формирования общего рынка газа иконцепции формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Наконец, будетосуществлена деятельность по подготовке к функционированию с 1 января 2016 годаобщих рынков лекарственных средств, изделий медицинского назначения имедицинской техники.Не умаляя значимости указанныхвыше мер, в то же время следует акцентировать внимание на те вопросы, чьерешение фактически осталось за рамками официальной повестки ЕАЭС-2015. В первуюочередь, речь идет об устранении различных критических моментов, которыепроявились еще в Таможенном союзе и перешли отсюда в ЕАЭС. Это, в частности,факторы, способствующие снижению за последние два года объема взаимной торговлив рамках Таможенного союза, а также отсутствие общих механизмовсоответствующего оформления различных товаров и регулирования их движения потерритории стран-участниц, системы согласования последними совместных действийпри возникновении негативных ситуаций в экономике некоторых из них, четкойкоординации между Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) и национальнымиорганами по различным вопросам.В результате вновьдействующий союз имеет сегодня, к примеру, неоднократные претензии и замечанияпрезидента Беларуси Александра Лукашенко, касающиеся преимущественноограничений со стороны России на поставку и транзит разных белорусских товаров.При этом не исключено, что Минск может пойти на определенные ответные меры поотношению к Москве. Нельзя также не отметить попытку бизнес-сообществаКазахстана добиться от правительства введения на неопределенное время ограниченийна ввоз в республику российских автомобилей, строительных материалов, некоторыхпродуктов питания и т.д. В данном случае налицо несбалансированность междуинтересами предпринимателей и потребителей поставляемых ими товаров и услуг. Серьезным испытанием длястран-участниц союза, в экономике которых преобладает сырьевая составляющая,стало заметное снижение мировых цен на нефть и металлы. Однако этообстоятельство дает им хороший шанс, чтобы превратить проблемы в возможности.То есть, в этих условиях целесообразно развивать производство и создавать конкурентоспособныепредприятияв несырьевых секторах, осуществлятьсовместные проекты в сфере малого и среднего бизнеса, особенно в рамкахмежрегионального сотрудничества, и т.п.По-прежнему недостаточно работает информационнаясоставляющая ЕАЭС. С одной стороны, создан официальный веб-сайт союза, работаетпресс-служба ЕЭК. Но, с другой стороны, не наблюдается системной информационнойповестки, а также освещения четких и понятных основной массе гражданстран-участниц процессов, событий и результатов.     Успешность же интеграции следуетдемонстрировать на конкретных примерах, в том числе по деятельности отдельныхсубъектов бизнеса. В настоящее время очень много информации по ЕАЭС касается различныхпроблем и негативных оценок. И крайне мало людям сообщается о фактах идостижениях позитивного характера. В том числе это касаетсяинформации о странах дальнего зарубежья, которые в той или иной формезаинтересованы взаимодействовать с ЕАЭС. Согласно прошлогоднему заявлениюпредседателя Госдумы РФ Сергея Нарышкина, около 40 государств заинтересованы создатьзону свободной торговли с союзом. Известно, что среди них находятся Вьетнам,Египет, Израиль, Индия и т.д. На текущем этапе это довольно важно с точкизрения имиджа ЕАЭС. В то же время нет максимальной ясности по всемсоответствующим странам и состоянию переговорного процесса с ними по данномувопросу. Известно лишь о планах уполномоченных органов ЕАЭС и Вьетнама урегулироватьвопросы создания зоны свободной торговли в течение первой половины этого года. Очевидно, что отмеченныевыше и иные критические моменты и их последствия дают о себе знать не с лучшейдля дальнейшего развития ЕАЭС стороны. Поэтому ими следует заниматься неменьше, чем задачами официальной повестки. В противном случае первый годсуществования союза рискует пройти и завершиться под знаком известной поговорки«Первый блин комом». Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований “Альтернатива”

Поделиться: