Аскар Нурша: «Кризис 2014 года оказал влияние на Казахстана в целом, однако казахстанцы готовы потуже затянуть пояса»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Во второй половине 2014 г. в казахстанском обществе интенсивность обсуждений украинских событий спала. Основной акцент в экспертной дискуссии перешел на конкретные меры, которые Казахстан мог бы предпринять в данной ситуации, чтобы способствовать урегулированию украинского конфликта, потенциал миротворческих усилий Астаны и посредничество президента между Россией, Западом и Украиной.
Аскар Нурша: «Кризис 2014 года оказал влияние на Казахстана в целом, однако казахстанцы готовы потуже затянуть пояса»
Интервью для ИАЦ МГУ  координатора проектов по внешней политикеИнститута мировой экономики и политики (ИМЭП) Аскара Нурши.     Как изменились тренды во внешней ивнутренней политике Казахстана за последний год?    Если говорить о позиции Астаны в этот период, то она как вовнутренней, так и во внешней политике в целом отличалась взвешенным подходом,не допуская накала политических страстей в обществе. Произошедшая трагедия вУкраине убеждает руководство страны в правоте выбранного курса на обеспечениемежнационального мира и согласия в стране.     Нурсултан Назарбаев на недавнемзаседание призвал казахстанцев потуже затянуть пояса? Как это воспринялообщество и политические круги?   Резкое падение рубля относительно доллара и евро в России иснижение цен на нефть на мировых рынках внесло существенные коррективы первоначальныепланы Казахстана. В ноябре президент Казахстана озвучил президентское Посланиенароду, в котором объявил о начале реализации новой экономической политике «Нурлыжол». В Посланииговорится о внешних рисках для экономики Казахстана, о пересмотре параметровреспубликанского бюджета на 2015 г., о снижении поступлении средств в доходнуючасть бюджета вследствие падения цен на экспортные сырьевые ресурсы, обэффективном расходовании средств и о необходимости выполнить все социальныеобязательства в полном объеме, представлены антикризисные меры и данысоответствующие указания президента. Из-за продолжающейся девальвации российские товары ироссийский бензин резко подешевели. Это привело к тому, что казахстанскаяпродукция подорожала из-за разницы в курсе валют относительно российскихтоваров, что сделало казахстанский импорт на российском рынке неконкурентоспособным.Более того, неожиданно для отечественного бизнеса казахстанцы массово хлынули вприграничные области России, скупая подешевевшие товары на российском рынке,включая автотранспорт, технику, электронику, недвижимость. С одной стороны,отечественный бизнес не дополучил ожидаемую прибыль на внутреннем рынке. Сдругой стороны, отечественный бизнес начал нести серьезные убытки из-заподешевевшего на казахстанском рынке российского импорта, что привело к падениюцен и привело к угрозе закрытия предприятий в приграничных с Россией областяхКазахстана. Так как Казахстан входит с Россией в ТС и ЕАЭС, то об одностороннемвведении таможенных постов и ограничительных мер в отношении российских товаровдля Астаны речи быть не могло, иначе это противоречит евразийской интеграции,инициатором которой Казахстан является. Казахстанская правительственная делегацияотправилась в Россию, подняв вопрос о согласованных мерах по временномуограничению российского импорта по некоторым статьям. Переговоры продолжаются,и казахстанское правительство рассчитывает, что сторонам удастся прийти к компромиссным решениям. На сложившуюсяситуацию также отреагировали критики ЕАЭС, видя в сложном положенииказахстанской экономики негативное влияние евразийской интеграции идоказательство своей правоты, выводя причинно-следственную связь междукризисными явлениями и вступлением в ЕАЭС. Эти вопросы и были рассмотрены на расширенном заседанииправительства с участием президента 11 февраля. Реагируя на критику в адресЕАЭС, президент однозначно отверг взаимосвязь между кризисными явлениями вказахстанской экономике и членством в ЕАЭС, назвав ситуацию временной ивызванной колебаниями в мировой экономике. Правительству были даны указанияоптимизировать бюджетные расходы и принять меры поддержки экспортеров, МСБ иотечественного производителя, прежде всего отечественного машиностроения,увеличить господдержку агропромышленного комплекса, включив указанныеантикризисные меры в программу «Нурлы жол». Приграничным с Россией областям,пострадавшим от дешевеющего российского импорта, было адресовано указаниедиверсифицировать рынки сбыта для производимой в областях продукции. Однимиз главных месседжей было сокращение государственных расходов, что было в целомпозитивно встречено в республике, но в то же время воспринято, как индикаторкризисных явлений  в экономике.   Неоднократно эксперты говорили отом, что Казахстан может получить и выгоды от санкционной войны. Действительноли это так? В частности говорилось о том, что якобы будет осуществлена переменавектора инвестиций западных компаний с РФ на РК. Произошло ли это на самомделе?   В первые месяцы после введения Западом санкций и ответныхсанкций со стороны России в отношении сельскохозяйственной продукцииподдержавших антироссийские санкции западных стран в Казахстане экспертамивысказывалось мнение, что республика может извлечь определенную выгоду из этойситуации, замещая своими товарами запрещенный в Россию западный импорт. На этопредставители казахстанского бизнеса разумно отвечали, что у Казахстана могутвозникнуть трудности с тем, что по многим товарным позициям Казахстан не обеспечиваетвнутренний рынок, и отток этой продукции в Россию будет способствовать ростуцен. Кроме того, налаживание экспорта в Россию казахстанской продукции займетвремя для расширения внутреннего производства и создания необходимойинфраструктуры.   ЕАЭС начало функционировать, вдостаточно непростых условиях, однако те же санкции, как говорят экспертыподталкивают на развитие внутреннего производства. Есть ли в Казахстанепредпосылки для развития внутреннего рынка?   Старт ЕАЭС во многом был смазан украинскими событиями,охлаждением отношений между Россией и Западом и обменом санкциями. Интересно,что оппоненты ЕАЭС и ТС в Казахстане достаточно спокойно восприняли в первойполовине 2014 г. переход Казахстана, России и Беларуси на новый уровеньинтеграционного взаимодействия. Во второй половине 2014 г. в казахстанском обществеинтенсивность обсуждений украинских событий спала. Основной акцент в экспертнойдискуссии перешел на конкретные меры, которые Казахстан мог бы предпринять вданной ситуации, чтобы способствовать урегулированию украинского конфликта,потенциал миротворческих усилий Астаны и посредничество президента междуРоссией, Западом и Украиной. Поскольку боевые действия в Украине затянулись, истало очевидно, что быстрых решений не будет, внимание общества переключилосьна внутренние вопросы. Этому способствовали августовские кадровые перестановкии реорганизация правительства и появившиеся признаки приближающихся выборов вКазахстане. В том, что выборы в следующем году состоятся, были убежденобольшинство политологов: прогнозы свелись в основном к тому, какие именновыборы ожидают Казахстан – парламентские или досрочные президентские. Еслиговорить о казахстанско-российских отношениях, то вторая половина прошлого годахарактеризуется обсуждением состояния российской экономики, испытывающейсанкционное давление и возможные последствия для Казахстана. Частью этойдискуссии стал вопрос о влиянии экономической ситуации в России на перспективыЕАЭС.   Бывший руководительмежрегионального союза защиты прав трудовых мигрантов в России Павел Коваленкозаявил, что трудовые мигранты вместо России теперь едут в Казахстан, есть ливакансии на рынке РК для трудовых мигрантов? Обеспечен ли внутренний рыноктруда вакансиями?   Вразгар девальвации в России все чаще в СМИ появляются материалы об оттокетрудовых мигрантов из России вследствие принимаемых регулятивных мер иудешевления труда вследствие колебания курса рубля. Высказываются предположенияо возможном серьезном наплыве трудовых мигрантов в Казахстан и ожидаемыхпроблемах на рынке труда республики. Определенного притока гастарбайтеровКазахстану следует ожидать. Однако говорить о массовости данного явления покане приходится. По нескольким причинам. Емкость рынка труда в Казахстаненебольшая в отличие от России, и он неспособен по объективным причинам принятьи трудоустроить большое количество мигрантов. Большинство неквалифицированнойрабочей силы традиционно находи занятость в сфере услуг и в строительстве. Но вКазахстане в этом сегменте рынка труда конкуренция достаточно большая, иимеющиеся вакансии заполняются внутренними мигрантами. Существенная разницанаблюдается в стоимости труда в Казахстане и России, с этой точки зренияКазахстан малопривлекателен для трудовых мигрантов. В Казахстане, как и вРоссии могут быть ужесточены регулятивные меры в отношении трудовой миграции.Кроме того, падение деловой активности вскоре может наступить и в Казахстанепод влиянием объявленных мер оптимизации бюджетных расходов. С учетом небольшойчисленности и плотности населения казахстанский рынок труда для трудовыхмигрантов может оказаться более социально конфликтным, что не может неучитываться властями страны.

Поделиться: