ЕАЭС-2015: инфраструктура интеграции

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Инфраструктура интеграции сама по себе не возникает. Идея, что она появится сама собой под воздействием «невидимой руки рынка», столь же наивна, сколь и вредна. Евразийская интеграция – это сплав естественности и управляемости, планомерности.
ЕАЭС-2015: инфраструктура интеграции
В Москве презентована монография “Евразия: новыегоризонты итеграграции. Экономический очерк” (авторы: Д.Евстафьев, К.Привалов).Редакция сайта ИАЦ публикует отрывок из книги. Созданный в 2014 годуЕАЭС представляет собой глобально значимое экономическое объединение, котороедаже в начале своего развития выглядит очень серьезно с позиции егопромышленного и геоэкономического потенциала. Безусловно, можно и далеепребывать в уверенности, что минимальным размером регионального рынка, которыйобеспечит его устойчивое развитие, являются 200-220 миллионов человек. Однакоэти цифры назывались экономистами в период, как выяснилось впоследствии,неоправданного экономического оптимизма. Он был связан с убеждением вбезграничности глобализации, в ее нарастающем характере и в возможностиосуществлять устойчивый экономический рост на базе уже имеющихся глобальныхэкономических институтов.Кризис 2008 года ипоследующие невеселые события опрокинули эту уверенность, причем и вфинансовой сфере, которая ранее близору- ко считалась практически незыблемой.Кризис 2008 года показал опас- ность, которая возникает, когда формированиеновых экономических систем отдается в руки стихийных сил, зависимых отволатильного состояния финансовых рынков. Думается, воздействие нынешнейволны экономического кризиса будет не менее отрезвляющим для всех.Неизбежен вопрос: накакой организационной, юридической и ин- ституциональной базе должныразвиваться процессы евразийской интеграции, чтобы быть успешными?Инфраструктура евразийскойинтеграции проста и логична. Интеграционные направления выстраиваются вокругсоглашений, которые в той или иной форме регулируют торговые отношениясторон. Логичность такого положения дел заключается прежде всего в егоэкономической «повседневности»: оно показывает выгодность интеграции в «текущем режиме», причем на основе опыта обычных людей,далеких от высокой политики и «большой» экономики.Выгодность «зонсвободной торговли» не нуждается в каком-то углубленном доказательстве. Тем более,не нуждалась в доказательстве идея зоны свободной торговли между странами СНГ,такая инициатива воспринималась как элементарное возвращение к нормальномуположению вещей. В этом, однако, заключалась и определенная проблема: получивпрактически моментальное улучшение экономической конъюнктуры как на макро-,так и на микроуровне, многие партнеры утратили стимулы для дальнейшего своегоучастия в интеграционных процессах. Посчитали, что оно потребует слишкомсерьезных затрат. Собственно, в этом и состоит кажущийся секрет «похожести»нескольких интеграционных проектов на постсоветском пространстве: они, конечно,похожи по форме, но сильно отличаются по своему внутреннему содержанию и ещебольше по целям и настроениям своих стран-членов.Для реализации серьезных,глубоких интеграционных проектов нужна определенная инфраструктуравзаимодействия. В этом плане любой интеграционный процесс представляетсобой довольно сложную систему, которая к тому же находится в постоянномразвитии под воздействием как внутренних, так и внешних обстоятельств.Аксиома: успешныеинтеграционные процессы редко когда начинаются вокруг одной идеи свободнойторговли и общего рынка. Интеграционные процессы, первоначально возникшиевокруг идеи свободной торговли, либо трансформируются во что-то болеесерьезное, либо стагнируют. Ведь главным вызовом для этих процессов являетсяименно вызов развития. А развитие интеграционного процесса, инициированного влюбой форме, неизбежно будет накладывать серьезные взаимные обязательства наего участников. К этому, как показывает жизнь, не все и не всегда оказываютсяготовыми.Инфраструктура интеграциисама по себе не возникает. Идея, что она появится сама собой под воздействием«невидимой руки рынка», столь же наивна, сколь и вредна. Евразийскаяинтеграция – это сплав естественности и управляемости, планомерности.Инфраструктура интеграции, ее организационное обеспечение как раз являются темэлементом, где, безусловно, превалирует управляемость. Такую инфраструктурунадо создавать, причем – не одномоментно, а постепенно и тщательно. В развитииинтеграционных процессов исключительно важна преемственность. Любое отрицаниепрошлого опыта приводит на «следующем витке» к весьма серьезнымпроблемам.Помимо базовых элементовинфраструктуры интеграции огромное значение в период после организационногооформления и практиче- ского запуска интеграционного проекта приобретаетюридическая ин- фраструктура в областях, смежных или дополняющих базовыйпредмет взаимодействий, наполняющих замысел конкретным содержанием. Тутприоритетными сферами взаимодействия становятся следующие на- правлениясотрудничества: СИСТЕМА СОВМЕСТНЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИЭНЕРГЕТИКИ, ос- нованныхна общем законодательстве и общих принципах тариф- ного регулирования. Покаэтого не произойдет, мы не сможем говорить о выравнивании условий конкуренциимежду произво- дителями наших стран. А главное – интеграционные процессыостанутся «поверхностными», не затрагивающими базовые отрасли экономик странрегиона.  СИСТЕМА СОВМЕСТНЫХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТАИ КОММУНИКАЦИЙ. Это направление определяет очень многое в глобальнойконкурентоспособности Евразии и требует дви- жения одновременно по двум путям:законодательному регу- лированию и корпоративному управлению с целью созданиясквозных систем. Ибо не бывает только внутрирегиональнойконкурентоспособности, точнее – она может существовать на уровне отдельногокорпоративного субъекта, но не более того. Подлинная, стратегическая конкурентоспособностьлюбого проекта может проявиться только через эффект «больших чисел». Иконкурировать изначально придется на глобальном уровне. СИСТЕМАФИНАНСОВОГО И ИНВЕСТИЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА. Первые шаги в этом направлении уже сделаны,однако евразийской интеграции здесь необходим более значительныйкачественный рывок. В этом смысле инициативы России о переходе на расчетымежду государствами в национальных валютах интересны и перспективны, хотя инуждаются в глубокой проработке, особенно – в условиях нарастания политизациив функционировании глобальной финансовой системы. В ней главный принцип,которому мы, поспешая медленно, должны следовать: «Не навреди».СИСТЕМА БЕЗУСЛОВНОЙ «СКВОЗНОЙ» СЕРТИФИКАЦИИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ. Вопрос заключается не только и не столько в выдачесертификационных документов единого образца, сколько в обеспечении болеевысокого качества товаров и услуг (как потребительских, так и корпоративных) натерритории ЕАЭС. Важно, однако, чтобы эта система коррелировалась с системойглобальных стандартов, а, возможно, кое в чем и опережала ее качественно. Приэтом надо сохранять здравый смысл в качестве основы и не впадать вбюрократический экстаз, как это произошло с системой стандартов в ЕС.Иными словами, базовые интеграционные договоренностипо вопросам «свободной торговли», если они основаны на объективномэкономическом базисе, а не навязаны за счет административных решений, «тянут»за собой широкий спектр интеграционных процессов. Практически неизбежно онивыведут взаимодействие партнеров далеко за рамки только торговых отношений.Успех ЕАЭС и его динамичное развитие объясняютсяво многом тем, что такая инфраструктура уже была создана в рамках предыдущих, менееудачных интеграционных проектов. История создания Таможенного союза и ЕАЭС подтверждаетто нехитрое, но важное правило, что и отрицательный результат – тоже результат.Значительное преимущество ЕАЭС связано с изначальной институционализацией интеграциии с комплексным характером процессов.Новый экономический союз в отличие от другихинтеграционных структур сразу вышел на качественно высокий уровень сотрудничества,используя опыт прежних лет и даже отдельные элементы инфраструктуры от прежних интеграционныхпроектов.

Поделиться: