Досрочные президентские выборы в Казахстане: процесс запущен

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Следует ожидать, что казахстанские власти уйдут от двух противоположных крайностей в лице сценариев 1991 и 2005 гг. Относительно первого из них, чтобы обеспечить легитимность президентских выборов и особенно их предсказуемого результата. Что касается второго случая, когда выборы ознаменовались беспрецедентно жестким противостоянием власти и оппозиции, то последующие события в политической жизни Казахстана показали, что ничего подобного «Акорда» впредь не допустит.
Досрочные президентские выборы в Казахстане:  процесс запущен
 Андрей Чеботарёв, директор Центра актуальных исследований«Альтернатива»  Озвученное 14 февралячленами Совета Ассамблеи народа Казахстана (АНК) обращение стало первым шагом взапуске процесса проведения досрочных выборов президента страны. В принципе, вполитической, экспертной и медийной среде республики данный процесс быложидаемым. Единственно имели место разногласия главным образом относительнообъекта выборов. То есть, кого будут избирать досрочно – президента илидепутатов Мажилиса Парламента? Определенные факторы былив пользу последних. Однако, как видим, в Астане решили рассматриваемый вопрос вотношении главы государства. Причины такого решениявполне объяснимы. Казахстанская правящая элита очень чувствительна к процессами ситуациям, которые нарушают ее стабильную и безмятежную жизнедеятельность. Темболее, когда они имеют внешнее происхождение и, как следствие, практически неподдаются адекватному воздействию с ее стороны. В связи с этим следуетсогласиться с авторами рассматриваемой инициативы, в частности, относительно «нарастающегомирового экономического кризиса и сложной международной повестки». Обострение геополитическойобстановки на постсоветском пространстве и вокруг него в связи с известнымисобытиями в Украине и «войной санкций» между Западом и Россией, неурегулированностьотдельных вопросов в рамках созданного Евразийского экономического союза (ЕАЭС),падение мировых цен на нефть и металлы совокупно вынудили руководство Казахстанавносить заметные коррективы в ключевых направлениях своей политики. Одновременносерьезные разногласия в обществе относительно всего этого и тревожные ожидания вероятнойновой девальвации негативно отразились на настроениях среди населенияреспублики. Основные тезисы ПосланияПрезидента страны народу Казахстана «Нурлы жол - путь в будущее» и его недавнеговыступления на расширенном заседании правительства свидетельствуют об ожидании в«Акорде» определенных кризисных процессов в экономике и социальной сферестраны. Показательным также является активность правительства и региональныхвластей по подписанию с субъектами бизнеса меморандумов по вопросамстабилизации производственных процессов и обеспечения трудовых прав работников,включая сохранение рабочих мест, выплату заработной платы и т.д. Так, посообщению министра здравоохранения и социального развития РК Тамары Дуйсеновой,уже подписано более 19 тыс. соответствующих меморандумов. В том числе с такими«гигантами» индустрии, как «Корпорация Казахмыс», «АрселорМиттал Темиртау» идр. Судя по всему, речь идет о превентивных мерах, призванных обеспечитьстабильность в регионах страны и не допустить здесь аналога жанаозенских событий.С учетом всего этого «новыймандат общенационального доверия для успешного прохождения страны в периодглобальных испытаний» представляется важным не столько для самого НурсултанаНазарбаева, чей статус в глазах большинства казахстанцев неоспорим, сколько в интересахсохранения статус-кво всей правящей элиты Казахстана и минимизации ееуязвимости в свете потенциальных внутренних и внешних вызовов. Кроме того,досрочные президентские выборы рассматриваются как важное условие легитимизациимер, которые руководству страны предстоит принять в ближайшее время. Особенноэто касается тех из них, которые будут носить непопулярный среди населенияхарактер.Таким образом, «Акорда»заинтересована в данном случае сыграть на опережение и укрепить положение главыгосударства, а стало быть и всей правящей элиты, до каких-либо вероятных серьезныхпроявлений нестабильности в экономике и политике. При этом фактически ужетрадиционная ее ставка на внезапность, подкрепленную необходимой риторикой, рассчитанана более эффективную мобилизацию электората, нежели при плановом характерепроведения президентских выборов.Немаловажно и то, что вфеврале 2011 года статья 41 Конституции РК была дополнена п. 3-1 «Внеочередныепрезидентские выборы назначаются решением Президента Республики и проводятся впорядке и сроки, установленные конституционным законом». Из этого следует, чтоглава государства вправе принимать данное решение самолично и без каких-либочетких политико-правовых оснований. Так что в юридическом отношении нет никакихпрепятствий для того, чтобы указанные выборы были объявлены и проведены именнов этом году.  Кстати, символично, чтоинициатором рассматриваемого процесса выступает  АНК, которая в 1995 году сыграла ключевую рольв проведении референдума по продлению срока полномочий действующего президентадо 2000 года. С учетом же фактора отмечания в этом году 20-тилетия этойформально общественной, но реально прочно встроенной в политико-властнуюсистему Казахстана структуры, ее роль здесь так или иначе возрастает. Очевидно, что досрочные выборы президента вызовутзаметное оживление в политической жизни страны, включая активизацию различныхобщественно-политических сил. В связи с этим отдельный интерес будутпредставлять возможные сценарии их проведения. Следует отметить, что в электоральнойпрактике Казахстана имели место следующие варианты проведения президентскойизбирательной кампании:1) 1991 г. -безальтернативное участие президента республики в качестве единственногокандидата; 2) 1998-1999 г. - борьбавласти и разобщенной оппозиции, одна часть которой в лице Компартии Казахстанавыдвинула своего кандидата – Серикболсына Абдильдина, а другая часть(Республиканская народная партия Казахстана, движение «Орлеу» и т.д.)бойкотировала выборы;3) 2005 г. - борьбавласти и объединенной оппозиции в лице Блока демократических сил «Засправедливый Казахстан» (ЗСК), выдвинувшей единым кандидатом Жармахана Туякбая;4) 2011 г. - формальнаяконкуренция действующего президента и группы лояльно настроенных к немуальтернативных кандидатов.Следует ожидать, чтоказахстанские власти уйдут от двух противоположных крайностей в лице сценариев1991 и 2005 гг. Относительно первого из них, чтобы обеспечить легитимностьпрезидентских выборов и особенно их предсказуемого результата. Что касаетсявторого случая, когда выборы ознаменовались беспрецедентно жесткимпротивостоянием власти и оппозиции, то последующие события в политической жизниКазахстана показали, что ничего подобного «Акорда» впредь не допустит. Впрочем, на текущиймомент на оппозиционном фланге политического поля страны в силу различныхобстоятельств уже нет тех персон, которые потенциально могли «бросить перчатку»главе государства, и объединений, способных оказать им серьезную поддержку. Действующиеже здесь возможные претенденты на участие в предстоящих президентских выборахне имеют потенциала для реальной борьбы, которым обладал тот же Туякбай как председательи выдвиженец ЗСК. Поэтому властям можно даже и не опасаться объединенной оппозициив силу отсутствия таковой и предпосылок для ее появления в обозримом будущем. Поэтому досрочныепрезидентские выборы, скорее всего, пройдут по сценарию 2011 года. Разве что неисключено участие в них Жармахана Туякбая как кандидата от возглавляемой имОбщенациональной социал-демократической партии (ОСДП). Его недавнее открытоеписьмо президенту РК с выражением сомнения по поводу участия Казахстана в ЕАЭСвполне может стать первым шагом для включения в будущую предвыборную гонку. Окончательныйразрыв в 2013 году лидера ОСДП и его команды со своими прежними соратниками влице Амиржана Косанова, Булата Абилова и т.д. фактически вывел их в руслоумеренной оппозиции. Так что в этой связи возможное участие Туякбая впредстоящих выборах вполне допустимо, поскольку оно не несет каких-либо рисковдля реализации основного сценария и, наоборот, способно повысить уровеньдемократичности и легитимности этих выборов. Другим же кандидатам предстоит,как это уже было в предыдущих избирательных кампаниях, выполнить рольстатистов.         Вцелом, учитывая политические реалии, в которых состоялся запуск и пройдетдальнейший ход рассматриваемого процесса, ожидать чего-либо, способногоизменить результаты будущих выборов, не приходится. Следовательно, НурсултанНазарбаев будет избран на пятый срок своего президентства, который рассчитан до2020 года. 

Поделиться: