Досрочные президентские выборы в Казахстане: процесс запущен
Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Автор: ИАЦ МГУ
Следует ожидать, что казахстанские власти уйдут от двух противоположных крайностей в лице сценариев 1991 и 2005 гг. Относительно первого из них, чтобы обеспечить легитимность президентских выборов и особенно их предсказуемого результата. Что касается второго случая, когда выборы ознаменовались беспрецедентно жестким противостоянием власти и оппозиции, то последующие события в политической жизни Казахстана показали, что ничего подобного «Акорда» впредь не допустит.
Андрей Чеботарёв, директор Центра актуальных исследований«Альтернатива» Озвученное 14 февралячленами Совета Ассамблеи народа Казахстана (АНК) обращение стало первым шагом взапуске процесса проведения досрочных выборов президента страны. В принципе, вполитической, экспертной и медийной среде республики данный процесс быложидаемым. Единственно имели место разногласия главным образом относительнообъекта выборов. То есть, кого будут избирать досрочно – президента илидепутатов Мажилиса Парламента? Определенные факторы былив пользу последних. Однако, как видим, в Астане решили рассматриваемый вопрос вотношении главы государства. Причины такого решениявполне объяснимы. Казахстанская правящая элита очень чувствительна к процессами ситуациям, которые нарушают ее стабильную и безмятежную жизнедеятельность. Темболее, когда они имеют внешнее происхождение и, как следствие, практически неподдаются адекватному воздействию с ее стороны. В связи с этим следуетсогласиться с авторами рассматриваемой инициативы, в частности, относительно «нарастающегомирового экономического кризиса и сложной международной повестки». Обострение геополитическойобстановки на постсоветском пространстве и вокруг него в связи с известнымисобытиями в Украине и «войной санкций» между Западом и Россией, неурегулированностьотдельных вопросов в рамках созданного Евразийского экономического союза (ЕАЭС),падение мировых цен на нефть и металлы совокупно вынудили руководство Казахстанавносить заметные коррективы в ключевых направлениях своей политики. Одновременносерьезные разногласия в обществе относительно всего этого и тревожные ожидания вероятнойновой девальвации негативно отразились на настроениях среди населенияреспублики. Основные тезисы ПосланияПрезидента страны народу Казахстана «Нурлы жол - путь в будущее» и его недавнеговыступления на расширенном заседании правительства свидетельствуют об ожидании в«Акорде» определенных кризисных процессов в экономике и социальной сферестраны. Показательным также является активность правительства и региональныхвластей по подписанию с субъектами бизнеса меморандумов по вопросамстабилизации производственных процессов и обеспечения трудовых прав работников,включая сохранение рабочих мест, выплату заработной платы и т.д. Так, посообщению министра здравоохранения и социального развития РК Тамары Дуйсеновой,уже подписано более 19 тыс. соответствующих меморандумов. В том числе с такими«гигантами» индустрии, как «Корпорация Казахмыс», «АрселорМиттал Темиртау» идр. Судя по всему, речь идет о превентивных мерах, призванных обеспечитьстабильность в регионах страны и не допустить здесь аналога жанаозенских событий.С учетом всего этого «новыймандат общенационального доверия для успешного прохождения страны в периодглобальных испытаний» представляется важным не столько для самого НурсултанаНазарбаева, чей статус в глазах большинства казахстанцев неоспорим, сколько в интересахсохранения статус-кво всей правящей элиты Казахстана и минимизации ееуязвимости в свете потенциальных внутренних и внешних вызовов. Кроме того,досрочные президентские выборы рассматриваются как важное условие легитимизациимер, которые руководству страны предстоит принять в ближайшее время. Особенноэто касается тех из них, которые будут носить непопулярный среди населенияхарактер.Таким образом, «Акорда»заинтересована в данном случае сыграть на опережение и укрепить положение главыгосударства, а стало быть и всей правящей элиты, до каких-либо вероятных серьезныхпроявлений нестабильности в экономике и политике. При этом фактически ужетрадиционная ее ставка на внезапность, подкрепленную необходимой риторикой, рассчитанана более эффективную мобилизацию электората, нежели при плановом характерепроведения президентских выборов.Немаловажно и то, что вфеврале 2011 года статья 41 Конституции РК была дополнена п. 3-1 «Внеочередныепрезидентские выборы назначаются решением Президента Республики и проводятся впорядке и сроки, установленные конституционным законом». Из этого следует, чтоглава государства вправе принимать данное решение самолично и без каких-либочетких политико-правовых оснований. Так что в юридическом отношении нет никакихпрепятствий для того, чтобы указанные выборы были объявлены и проведены именнов этом году. Кстати, символично, чтоинициатором рассматриваемого процесса выступает АНК, которая в 1995 году сыграла ключевую рольв проведении референдума по продлению срока полномочий действующего президентадо 2000 года. С учетом же фактора отмечания в этом году 20-тилетия этойформально общественной, но реально прочно встроенной в политико-властнуюсистему Казахстана структуры, ее роль здесь так или иначе возрастает. Очевидно, что досрочные выборы президента вызовутзаметное оживление в политической жизни страны, включая активизацию различныхобщественно-политических сил. В связи с этим отдельный интерес будутпредставлять возможные сценарии их проведения. Следует отметить, что в электоральнойпрактике Казахстана имели место следующие варианты проведения президентскойизбирательной кампании:1) 1991 г. -безальтернативное участие президента республики в качестве единственногокандидата; 2) 1998-1999 г. - борьбавласти и разобщенной оппозиции, одна часть которой в лице Компартии Казахстанавыдвинула своего кандидата – Серикболсына Абдильдина, а другая часть(Республиканская народная партия Казахстана, движение «Орлеу» и т.д.)бойкотировала выборы;3) 2005 г. - борьбавласти и объединенной оппозиции в лице Блока демократических сил «Засправедливый Казахстан» (ЗСК), выдвинувшей единым кандидатом Жармахана Туякбая;4) 2011 г. - формальнаяконкуренция действующего президента и группы лояльно настроенных к немуальтернативных кандидатов.Следует ожидать, чтоказахстанские власти уйдут от двух противоположных крайностей в лице сценариев1991 и 2005 гг. Относительно первого из них, чтобы обеспечить легитимностьпрезидентских выборов и особенно их предсказуемого результата. Что касаетсявторого случая, когда выборы ознаменовались беспрецедентно жесткимпротивостоянием власти и оппозиции, то последующие события в политической жизниКазахстана показали, что ничего подобного «Акорда» впредь не допустит. Впрочем, на текущиймомент на оппозиционном фланге политического поля страны в силу различныхобстоятельств уже нет тех персон, которые потенциально могли «бросить перчатку»главе государства, и объединений, способных оказать им серьезную поддержку. Действующиеже здесь возможные претенденты на участие в предстоящих президентских выборахне имеют потенциала для реальной борьбы, которым обладал тот же Туякбай как председательи выдвиженец ЗСК. Поэтому властям можно даже и не опасаться объединенной оппозициив силу отсутствия таковой и предпосылок для ее появления в обозримом будущем. Поэтому досрочныепрезидентские выборы, скорее всего, пройдут по сценарию 2011 года. Разве что неисключено участие в них Жармахана Туякбая как кандидата от возглавляемой имОбщенациональной социал-демократической партии (ОСДП). Его недавнее открытоеписьмо президенту РК с выражением сомнения по поводу участия Казахстана в ЕАЭСвполне может стать первым шагом для включения в будущую предвыборную гонку. Окончательныйразрыв в 2013 году лидера ОСДП и его команды со своими прежними соратниками влице Амиржана Косанова, Булата Абилова и т.д. фактически вывел их в руслоумеренной оппозиции. Так что в этой связи возможное участие Туякбая впредстоящих выборах вполне допустимо, поскольку оно не несет каких-либо рисковдля реализации основного сценария и, наоборот, способно повысить уровеньдемократичности и легитимности этих выборов. Другим же кандидатам предстоит,как это уже было в предыдущих избирательных кампаниях, выполнить рольстатистов. Вцелом, учитывая политические реалии, в которых состоялся запуск и пройдетдальнейший ход рассматриваемого процесса, ожидать чего-либо, способногоизменить результаты будущих выборов, не приходится. Следовательно, НурсултанНазарбаев будет избран на пятый срок своего президентства, который рассчитан до2020 года.
Поделиться: