Светлана Линок: "Казахстан может выступить в роли окна для выхода иностранного бизнеса на единый рынок ЕАЭС"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Другое дело – машиностроение, в котором одни предприятия (например, усть-каменогорские арматурный и конденсаторный заводы) пытаются расширить свой рынок сбыта в РФ. Тогда как другие (например, Восточно-Казахстанский машиностроительный завод) начинают испытывать определенные экономические сложности вследствие конкуренции со стороны российских предприятий с более низкими ценами и высоким качеством продукции.
Светлана Линок: "Казахстан может выступить в роли окна для выхода иностранного бизнеса на единый рынок ЕАЭС"
Интервьюс доцентом кафедры философии и проблем человеческого развития Восточно-Казахстанскогогосударственного технического университета им. Д. Серикбаева Светланой Линок  ИАЦМГУ: Как отражаются процессы развития Евразийского экономического союза вэкономической и социально-политической ситуации в Восточно-Казахстанскойобласти?         ЛинокС.: На экономической и социально-политической ситуации в приграничной сРоссийской Федерацией Восточно-Казахстанской области начало действия ЕАЭС,несомненно, отражается. При этом экономические последствия существенно различаютсядля разных предприятий, отраслей экономики, а также групп потребителей и слоев населения.       Основаэкономики ВКО – горно-рудная промышленность, цветная металлургия имашиностороение, в которых ведущую роль играют крупные и средние предприятия, втом числе со значительным участием иностранного капитала. Они ориентированы, впервую очередь, на мировой рынок, а не на рынок ЕАЭС. В этой связи на деятельноститаких гигантов, как, например, «Казцинк» и «Усть-Каменогорский титано-магниевыйкомбинат» начало деятельности ЕАЭС практически не сказалось. «Ульбинскийметаллургический завод» (атомная промышленность) также пока не испытываетособых изменений, поскольку занимает монопольное положение, в том числе впоставках своей продукции в РФ. Другое дело – машиностроение, в которомодни предприятия (например, усть-каменогорские арматурный и  конденсаторный заводы) пытаются расширить свойрынок сбыта в РФ. Тогда как другие (например, Восточно-Казахстанский машиностроительныйзавод) начинают испытывать определенные экономические сложности вследствиеконкуренции со стороны российских предприятий с более низкими ценами и высокимкачеством продукции. Довольно трудная ситуация сложилась, даже за такойкороткий промежуток времени, в автомобилестроении на заводе «Азия-Авто» (такназываемое «отверточное производство»), продукция которого не реализуется впоследнее время из-за сравнительно высоких цен и в основном идет на склад. Кроме того, малый бизнес в ВКО взначительной мере «кормится» от крупного и на нем, соответственно, сказываетсяизменение положения предприятий региона. Например, автосалоны по продажеавтомобилей, включая известный в Казахстане «Бипек-Авто», испытывают большиетрудности и начали предупреждать сотрудников о сокращении штатов. Вместе с темна рынке РФ, в приграничных регионах (Алтайский край, Новосибирская область) представленамолочная продукция из ВКО (предприятий «Эмиль», «Восток-молоко», «Исток» и др.),известная своим высоким качеством.Что касается потребителей, тоони, прежде всего, теперь имеют большую возможность выбора товаров и услуг. Плюсомдля потребителей можно  считать и высокиетребования к качеству выпускаемой продукции, отвечающему мировымстандартам,  из входящих в ЕАЭС стран. В последнее время потребители ВКО, как и другиеказахстанцы, активно покупают в приграничных областях РФ автомобили, различнуюбытовую технику и т.д. Значительно активизировались восточноказахстанцы и впокупке подешевевшего для нас из-за падения курса рубля жилья в Новосибирске, Барнауле и другихроссийских городах. Следует отметить, что от этого выигрывают те слоинаселения, у которых уровень доходов позволяет делать такие покупки, а такжеперекупщики. Однако, население понимает, что выигрывая в цене сегодня, можнопроиграть завтра – из-за сокращения производства на некоторых отечественныхпредприятиях, а также вследствие  возможной девальвации тенге. Таким образом, для производителей ипотребителей ВКО складываются разнонаправленные тенденции от начала действияЕАЭС.         ИАЦМГУ: Какие сильные и слабые стороны наблюдаются в развитии ЕАЭС на текущемэтапе?         ЛинокС.: Традиционно выгодой для Казахстанав рамках ЕАЭС считается формированиеобщего, на 170 млн. человек, рынка. Это должно стать стимулом роста экспортныхотраслей перерабатывающей промышленности. В этом плане хорошие перспективыоткрываются у бизнеса в казахстанских индустриально развитых областях,непосредственно прилегающих к российской границе. В том числе это касается и ВКО,о чем говорилось выше.Следуеттакже отметить дополнительный приток иностранных инвестиций в экономику исоздание совместных предприятий, поскольку уровень налогов в Казахстане подействующему законодательству ниже, чем в Беларуси и России. Тем самым, Казахстанможет выступить в роли окна для выхода иностранного бизнеса на единый рынок ЕАЭС.К числу позитивных факторов от создания союзаявляется и мобильность рабочей силы в рамках единого рынка труда. Еще один несомненныйплюс ЕАЭС для Казахстана – это рост объемов его внешней торговли с Беларусью иРоссией. Но эти жеплюсы, с другой стороны, оборачиваются такими минусами, как отсутствиепреференций собственным производителям, отток квалифицированной рабочей силы, повышение ввозных пошлин на ряд товаров изтретьих стран, что отражается на деятельности занимающихся импортом субъектов МСБи т.д. Тоесть, данные процессы имеют разнонаправленные векторы развития. ИАЦ МГУ: Что, на Вашвзгляд, необходимо предпринять странам-участницам ЕАЭС, чтобы улучшить развитиесоюза?Линок С.: Несомненно, что раскрыть преимущества союза невозможно застоль короткий промежуток времени. Чтобы улучшить развитие ситуации, необходима постояннаякоординация действий участников ЕАЭС на уровне правительств и регионов. И,может быть, вторая половина успеха будет зависеть от достаточно подробногоосвещения деятельности союза в СМИ стран-участниц. Соглашусь в этом вопросе с нашимполитологом Эдуардом Полетаевым о важности информационной работы и обязательномвовлечении в нее региональных СМИ. Но, кроме такой вовлеченности, не менее важна и адаптацияинформации под конкретную целевую аудиторию: газеты – традиционно старшеепоколение, ТВ – средний и старший возраст, приложения для смартфонов и социальныесети – молодежная  среда. В связи с тем,что в данном случае упор делается на газеты, которые, как и другая печатная продукция,редко пользуются доверием и популярностью у молодежи, у последней вообще нетвнятного понимания и оценки деятельности ЕАЭС. Или есть отрывочные, нередконегативного характера сведения. Поэтому эффективная информационная работа важнане меньше, а где-то и больше, работы основных органов союза.   

Поделиться: