Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Тимур СУЛЕЙМЕНОВ: «Нам нужно научиться смотреть на союзников по ЕАЭС иными глазами, нежели на других партнеров». Ч.1

01.02.2015

Автор:

Теги:

О краткосрочных и долгосрочных приоритетах Евразийского экономического союза, а также о том, почему пока «пробуксовывают» некоторые уже действующие нормы Договора о ЕАЭС, в беседе с корреспондентом ИАЦ МГУ рассказал Член Коллегии ЕЭК (Министр) по экономике и финансовой политике Евразийской экономической комиссии Тимур Сулейменов.

 

- Тимур Муратович, в одном из своих недавних выступлений вы отметили, что с 1 января 2015 года мы живем в «новой реальности», имя которой – Евразийский экономический союз. В связи с этим стоит еще раз подробно остановиться на тех аспектах, которые привносят принципиальную новизну в отношения государств-участников, в том числе на уровне рядовых граждан, вступившие в действие нормы Договора о ЕАЭС?

- Первое, что хотелось бы отметить, концептуальный посыл – договор обеспечивает четыре свободы, то есть свободное движение по территории Евразийского экономического союза товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. 

Здесь следует заметить, что свободное движение товаров, за исключением некоторых изъятий, осуществлялось на пространстве Таможенного союза и ранее, с 1 июля 2011 года, когда были отменены таможенный и другие виды контроля, кроме пограничного, на внутренних границах стран-участниц ТС. Новый договор гарантирует полноценное воплощение трех остальных свобод. 

В частности, в сфере услуг предусматривается возможность их оказания на всем пространстве ЕАЭС без необходимости регистрировать юридическое лицо в каждой из стран-участниц союза. То есть, имея регистрацию в одной из стран ЕАЭС, услугодатель может осуществлять полноценную деятельность, в том числе и в странах-партнерах, минуя необходимые в прошлом бюрократические процедуры. 

Кроме того, в документе зафиксирована норма о взаимном признании лицензий и иных разрешительных документов. Как известно, государственное регулирование различных сфер деятельности в разных странах существенно разнится. Плюс ко всему – это, как правило, всегда еще и достаточно громоздкая, разветвленная система. Теперь лицензии, выданные в одном государстве, будут признаваться в других государствах союза, что избавит предпринимателей от необходимости проходить повторно лицензионные и квалификационные процедуры. В договоре заложен четкий алгоритм достижения результата. 

В части свободы передвижения рабочей силы определенные преференции также существовали уже в формате Единого экономического пространства (ЕЭП). Так, например, было исключено требование по получению лицензии на привлечение иностранной рабочей силы, отсутствовали меры по защите внутреннего рынка труда. 

Новеллой в этом контексте является норма о взаимном признании дипломов практически по всем профессиям, за исключением четырех видов деятельности: медицинской, юридической, педагогической и фармацевтической. По всем остальным специальностям обеспечено прямое юридическое признание дипломов об образовании. Это существенный «плюс» и привилегия в рамках союза. 

Не менее важная преференция – вопрос налогообложения физических лиц. С первого дня работы по контракту граждане, работающие на территории другого союзного государства, будут облагаться налогом на доходы по резидентской ставке. Напомню, ранее ставки налогообложения для физических лиц-резидентов и нерезидентов существенно различались не в пользу иностранцев. К примеру, в России они составляли 30% вместо резиденских 13% в период первых 183 дней работы на территории государства трудоустройства. Думаю, факт  выравнивания ставок весьма оптимистичен, так же как и норма о равном доступе граждан государств-участников ЕАЭС к социальным благам (медицинское обслуживание, образование и т.д.), независимо от статуса их пребывания на территории той или иной страны союза.

Более долгосрочный эффект предполагается в отношении свободного движения капитала. Хочу отметить, что единый финансовый рынок создать в одночасье невозможно. Но и в этом сегменте сделан серьезный задел. Мы прописали контуры и заложили институциональные основы создания и регулирования такого рынка: к 2025 году на основе гармонизированного законодательства будет создан единый наднациональный регулятор финансового рынка в Алматы. 

 

- Вы перечислили нормы, которые внушают оптимизм. Между тем, нельзя не отметить, что люди, возможно, ожидали большего. Того, например, что с 1 января они забудут об утомительных процедурах, которые приходится проходить иностранцам в стране пребывания. Имеются в виду миграционные нюансы. Однако, как свидетельствуют участники процесса, пока все осталось на прежнем уровне: заполнение миграционных карт при пересечении границы, постановка на миграционный учет. Более того, есть данные, что с начала этого года органы миграционного контроля, в частности в России, стали в обязательном порядке при постановке на миграционный учет требовать оформления медицинской страховки сроком действия на три месяца и стоимостью 800 рублей. Насколько эти требования правомерны?

- Хочу подчеркнуть: Договор о ЕАЭС – документ высшего порядка, ратифицированный парламентами всех государств-участников объединения, соответственно, его нормы должны неукоснительно исполняться всеми странами и их ведомствами. Хотя допускаю, что на первых порах возможны некоторые издержки и недоработки в плане имплементации положений документа. 

В договоре прописано, что миграционная карта не заполняется, если гражданин предъявляет документ, в котором имеется возможность проставления отметки о пересечении границы (т.е. загранпаспорт), а срок пребывания гражданина на территории государства-партнера составляет не более 90 дней. И то, что до сих пор ее предлагают заполнять, – это недоработка, этого быть не должно. 

Аналогично по страховке – требование однозначно незаконное. Оно может распространяться на любые третьи страны, но не на государства союза.

В целом же, безусловно, существует масса внутренних постановлений, приказов, распоряжений на уровне уполномоченных ведомств. И трудно ожидать, что они оперативно перестроились и приняли к исполнению все нововведения. Знаете, в практическом плане всегда нужен определенный срок на раскачку. Со своей стороны Евразийская экономическая комиссия ведет работу по  консультированию и разъяснению законодательных изменений. У нас налажено довольно тесное взаимодействие с Федеральной миграционной службой России, уполномоченными ведомствами других государств-партнеров. Так что, думаю, устранение издержек – это вопрос ближайшей перспективы.  

 

- Мы коснулись темы 90 дней – это тот срок, в течение которого граждане Казахстана и России могут пребывать на территории друг друга, скажем так – по факту одного въезда. По истечении этого срока необходимо покинуть страну и въехать вновь в случае, если нет трудового договора с работодателем. Между тем, этой нормы нет в отношениях между Россией и Беларусью. Не считаете ли вы абсурдным факт, когда в рамках одного интеграционного объединения между субъектами существуют разные миграционные режимы? Не является ли это проявлением дискриминации? 

- Что касается нормы о 90-дневном пребывании, к сожалению, она существует. Мы пытались проработать этот вопрос на переговорах, касающихся миграционной политики, но дело в том, что даже в рамках одно государства, переезжая из одного населенного пункта в другой, граждане должны регистрироваться по новому месту жительства. Аналогичные требования есть и в России, и в Беларуси. Поэтому ожидать на межнациональном уровне того, чего нет даже на национальном уровне, – вряд ли возможно в скором времени. Мы подводим государства-участников к тому, чтобы они меняли свое внутреннее законодательство. Однако считаю, что на нынешнем этапе интеграции мы уже многого добились. 

Кстати, вы верно заметили, что норма о лимите пребывания в 90 дней не распространяется на трудящихся и членов их семей, у которых заключен с работодателем страны трудоустройства трудовой договор или иной гражданско-правовой акт о сотрудничестве. В этом случае срок пребывания в стране продлевается на срок действия договора. 

Относительно России и Беларуси: действительно между этими государствами миграционный режим наиболее лояльный. Все мы знаем, что, прилетая из Москвы в Минск или наоборот, не нужно проходить даже паспортный контроль. Но такая более углубленная интеграция обусловлена функционированием Союзного государства России и Беларуси. С момента его создания между двумя государствами налажено очень тесное информационно-административное взаимодействие на уровне уполномоченных органов.  

Однако в такой лояльности есть и свои «плюсы», и свои «минусы», о которых мы прекрасно осведомлены. Мы живем в окружении стран с разным уровнем миграционных и иных рисков. Поэтому представьте, гражданин третьей страны с не очень благими намерениями, получив российскую визу, например, будет беспрепятственно и бесконтрольно перемещаться по территории всех государств ЕАЭС. Это чревато последствиями. 

Поэтому пока о тотальной отмене паспортного и миграционного контроля говорить преждевременно. То, что это один из показателей, к которому нужно стремиться, – очевидно, да. Но не в ближайшие годы. 

В целом замечу: многие вещи, обеспечивающие успешность интеграции на, скажем так, «народном» уровне, связаны с ментальным уровнем. Нам нужно научиться смотреть на своих союзников – на бизнес, на людей, на технологии – иными глазами, нежели на других партнеров. 

Недавно прочитал очень интересную новость в тему: президент Российского футбольного союза Николай Толстых сделал заявление о том, что существующий лимит на легионеров в клубах России не будет распространяться на игроков из Казахстана, Беларуси, Армении и так далее. Они будут считаться «своими».

Понятно, что в наших странах звезд мирового уровня не так уж много. Но важен сам подход. На мой взгляд, это очень яркий и хороший пример понимания сути процесса. Казалось бы, где спорт и бизнес, а где ЕАЭС? Но это повод задуматься над тем, что мы живем в другой реальности. 

 

Продолжение следует... 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение