Россия, Москва

info@ia-centr.ru

«Иммиграционная государственная служба» Казахстана: pro et contra

26.01.2015

Автор:

Теги:

На днях один из самых харизматичных политиков Казахстана, экс-депутат Сената (верхней палаты) Парламента РК и лидер Партии патриотов Гани Касымов, известный своими экстраординарными инициативами, выступил с очередной реформаторской идеей. По его мнению, в республике назрела необходимость создания специального уполномоченного органа по контролю за миграционными потоками.   

Исходя из того, что вопрос миграционной политики является вопросом номер один в обеспечении национальной безопасности и расценивая наличие в стране значительного числа гастарбайтеров как потенциальную угрозу стабильности государства, Гани Касымов обосновал целесообразность формирования структуры под названием «Иммиграционная государственная служба» с прямым подчинением таковой исключительно Главе государства.

«У нас сейчас кто угодно приглашает иностранцев: туристские организации, местные исполнительные органы власти, министерства. Куда потом эти люди деваются, где они, кто они - мы вообще ничего не контролируем. Вон во Франции до чего дошло, да и везде, где не налажен порядок иммиграционными службами, там происходит вот такое же. Поэтому наша новая иммиграционная служба не должна быть в составе каких-то министерств, включая МВД. Эта организация должна быть силовая, независимая, государственная, и ее глава должен подчиняться непосредственно президенту страны», - заявил политик.

Мотивированность и целесообразность инициативы прокомментировали известные казахстанские эксперты. 

 

Эдуард Полетаев, руководитель дискуссионного клуба «Мир Евразии»:

- Как известно, в большинстве стран мира установлены специальные иммиграционные ограничения и квоты, а также подразделения или отдельные органы исполнительной власти, курирующие миграционную политику. В Казахстане это Департамент миграционной полиции в составе МВД. В России же Федеральная миграционная служба – уже давно самостоятельный орган исполнительной власти, подведомственный правительству. Но проблемы, связанные с миграцией, и этой структуре не всегда удается решать эффективно, несмотря на нововведения – квоты на временное проживание, обязательная медстраховка для мигрантов и т.д. 

Не случайно сегодня высказываются идеи наделения ФМС силовыми функциями. Между тем, в США – самой иммигрантоемкой стране в мире (около 2 млн. человек в год) Служба гражданства и иммиграции (USCIS) является всего лишь подразделением Министерства внутренней безопасности США, правда, с большими бюджетом и широкими полномочиями. При этом даже строительство стены на границе с Мексикой США от нелегальных мигрантов не спасает. 

То есть даже поверхностный анализ показывает, что ни создание отдельного силового органа под конкретные задачи, ни наделение полномочиями структурных субъектов ведомств не избавляет от проблем. И даже серия терактов, случившихся недавно во Франции, свидетельствует: имеющиеся сложности и требования, связанные с получением Шенгенской визы, закрытые внешние границы Евросоюза – не панацея от приезжающих людей с радикальными идеями. 

В 2013 году, по данным ООН, число мигрантов в мире достигло рекордного уровня - 232 млн. человек или 3,2% всего народонаселения Земли. Контроль над миграцией – общемировая проблема. При этом, несмотря на то, что о миграции чаще всего говорят в негативном ключе, сама по себе она не всегда плоха – в конце концов, она дает работу нуждающимся в ней людям, приезжающим не от хорошей жизни, способствует поддержанию темпов развития экономики стран трудоустройства мигрантов. 

Проблема в другом – иностранные граждане должны легально находиться на территории страны и соблюдать ее законы. А это сложная, системная задача, и в этом смысле отдельному органу исполнительной власти справиться с ней легче.

При этом нельзя сказать, что миграционная проблематика в Казахстане пущена на самотек. Существует Концепция миграционной политики РК на 2007-2015 годы, среди ожидаемых результатов которой - урегулирование рынка рабочей силы в соответствии с социально-экономическими потребностями страны. 10 декабря 2013 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам трудовой миграции», направленный на совершенствование государственной политики в сфере трудовой миграции. Теперь трудовые мигранты покупают патенты и находятся на дактилоскопическом учете. Четко определен и механизм работы иностранцев на физических лиц. Ранее они в основном трудились нелегально, ныне закон предусматривает запрещение заключения трудового договора одним работодателем-физическим лицом одновременно более чем с пятью мигрантами. Все это стимулирует легализацию трудовых мигрантов и дает возможности дополнительно привлечь средства в бюджет в виде налогов.

Данный вопрос особенно актуален в связи с интенсивностью миграционных процессов в нашей стране. Лидер Партии патриотов Казахстана Гани Касымов хорошо известен в нашей стране своими актуальными, громкими инициативами. Возможно, что поднимаемый им вопрос особенно актуален в связи с ожидаемой активизацией миграционных процессов в нашей стране. Судите сами. В рамках ЕАЭС предусмотрено свободное передвижение рабочей силы. В мае 2015 года в союз вступит Кыргызстан, чьи мигранты и без того активно зарабатывают в нашей стране, и приехать в Казахстан им станет много легче. 

Трагические события в Украине также способствуют заинтересованности мигрантов из этой страны в работе в Казахстане. Их привлекает стабильная экономическая и социально-политическая ситуация. Падение курса рубля в России привело к тому, что в Казахстане в долларовом эквиваленте сейчас довольно приличные заработные платы, и, если не случится девальвации тенге, наш рынок труда станет вполне привлекательным и для россиян, и для белорусов, особенно с редкими специальностями. 

Кроме того, в последнее время на рынке труда России сократилось количество  рабочих мест, вкупе с девальвацией рубля этот факт влияет на умонастроения мигрантов из Центральной Азии, для которых Казахстан становится все более интересным. 

Безусловно, миграция отражается на криминальной ситуации, да и никто не отменял вопросы национальной безопасности, связанные с активизацией радикального движения «Исламское государство Ирака и Леванта» в Центральной Азии, чьи идеи и деструктивные действия могут занести в Казахстан мигранты.

Однако при всех этих угрозах в условиях дефицита инвестиций в Казахстане можно внедрить привлекательную иммиграционную политику, как в странах, в которых покупка недвижимости является основанием для получения гражданства или вида на жительство, вроде Латвии, Испании или Португалии. 

Однако в августе прошлого года министерства и агентства в Казахстане были оптимизированы. Число министерств сократились с 17 до 12, все девять агентств были упразднены с передачей их функций в комитеты и департаменты новых министерств. А в середине января в стране приступили к экономии во всем и решили секвестировать бюджет. Поэтому появление нового силового органа, на создание которого требуются большие деньги, в таких условиях является большим вопросом. Но возможно, идея эта со временем не потеряет своей актуальности.

 

Представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов:

 

- Недавно я опубликовал статью «Кто и сколько зарабатывает в Казахстане и для Казахстана?» на сайте Диалог, где подсчитал, что примерно 330-380 тыс. иностранных трудовых мигрантов зарабатывают всего в 6 раз меньше, чем 6 миллионов казахстанцев. То есть в среднем иностранный трудовой мигрант получает в 3 раза больше рядового казахстанца. Это серьезные цифры, и надо учесть, что 300 тыс. из этих мигрантов – нелегальные, то есть они «отнимают» у нашего народа некоторые сегменты рынка труда, что в нынешней ситуации не есть хорошо.

А регулированием их пребывания в стране занимается только Департамент миграционной полиции в центральном аппарате МВД, у которого нет территориальных подразделений и который вынужден работать через административную полицию, то есть через обычных участковых и районные отделы внутренних дел. Практически руки у них для этой деятельности не то что связаны, их просто нет.

Поэтому инициатива Гани Касымова, в принципе, является довольно своевременной мерой. По сути, он предлагает «кальку» с российской Федеральной миграционной службы. Экономически для создания структуры есть резоны, она нужна, но вот в рамках бюрократической логики – не очень. 

Только недавно утвердили штат МВД, убрав из его структуры Комитет миграционной полиции и тут вновь реформа: делать независимое ведомство, да еще и президентского подчинения? Это вряд ли. 

Нельзя сбрасывать со счетов и общественный фактор - в сознании казахстанцев нелегальная и легальная трудовая миграция не является проблемой вообще: «ну работают – и работают!». Так что, бюрократическая логика и отсутствие общественного запроса, в любом случае, победят экономическую необходимость. Думаю, предложение исчерпается ничем…

 

Ольга Казанцева 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение