Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан-2014: Идеи салафизма внедряются в казахскую умму.

26.01.2015

Автор:

Теги:


 

Естественнаяубыль боевиков - выходцев стран ЦА  вджамаатах (ДжЦА), воюющих в Сирии и Ираке, с лихвой покрывается новымирекрутами. Назвать какую либо относительную цифру воинов джихада на БлижнемВостоке невозможно, но то, что граждан с паспортами стран ЦА в Сирии и Ираке более900 можно говорить с уверенностью. 

                                                           ********************** 

Причем,если вначале костяк боевых порядков ДжЦА формировался  за счет моджахедов ИДУ - в основном гражданУзбекистана и Таджикистана то, теперь новым трендом, можно назвать вербовкубоевиков в Кыргызстане и Казахстане.

Еслиситуация с откровенным заигрыванием ряда киргизских чиновников с радикальнымиисламистскими движениями – объективная реальность, которую можно объяснить, например,влиянием американских инструкторовиз многочисленных местных НПО. Следствие такого заигрывания – откровенные провалы в контроле за деятельностью экстремистских группировок,приведшее к резкому увеличению потока боевиков из Кыргызстана в ДжЦА. 

А вотрост казахских боевиков в ДжЦА с одной стороны удивляет экспертов. Надо признать, что умение спецслужб вКазахстане бороться с религиозно-экстремистскими группировками (РЭГ),значительно выросло за последние 15 лет. С другой стороны, работает жесткая вертикальсветской власти, выстроенная Н.Назарбаевым. два эти фактора еще три-четыре года назад позволяли надеяться, что джинрадикализма из казахской бутылки выпущен не будет.

Но, факты упрямая вещь - примерно с начала лета прошлого года, число моджахедов с казахскими паспортами,воющих в ДжЦА перевалило за сотню и сейчас тенденция роста сохранется.Очевидно, что одна из причин столь резкой активности -  внедрение в казахскую умму(мусульманскую часть страны) чуждыхдля региона идей салафизма.

Прокатившаясяв 2010-12 гг по стране волна терактов вынудила руководство Казахстана принятьэкстренные меры по предотвращению дальнейшей эскалации исламистских настроенийв стране. Но, жесткие меры, принимаемые силовыми структурами против местныхрадикалов (в прошлом году различные сроки наказания получили около 100экстремистов), действенны, однако все же не решают проблему до конца.

Активное строительствомечетей на частные пожертвования бизнесменов и чиновников в разных районахКазахстана, по мнению обычных граждан страны – способ замолить, таким способом своимногочисленные грехи. И чем больше грехов, тем круче возводимая мечеть. Однакоздесь есть и другие версии. Найтипараллели между строительством новых мечетей и адептами радикального Ислама несложно, в журналистских расследованиях по вопросу участия казахстанцев вджихаде в Сирии, многие казахстанские СМИ писали о том, что большинство из техрадикалов, которые отправились в Сирию, были завербованы именно околомечетей. 

Между тем, еще одна опасность, котораяне может не беспокоить – рост радикально-исламистских настроений в средекриминальных структур Казахстана. Во многих странах мира тюрьмы и колонии,в которых отбывают наказание осужденные за различные преступления - удобнаясреда для погружения в идеологию крайнего радикализма. Казахстан не остался встороне от работы, которую исламисты считают для себя основной – привлечение всвои ряды новых сторонников.

Эту позицию поддерживает эксперт по безопасности из ТашкентаВиктор Михайлов, который поделился с интернет-журналом Vластьмнением, что в зонах и тюрьмах происходит направленная вербовка заключенных для джихада наБлижнем Востоке. Эксперт приводит пример вербовки на одном из случаев вКиргизии.  "Например, Абдулазизажы Закиров –активный таблиговец, казы Джалалабадской области (сам он родом из Базаркурганского района) добился разрешения напосещение колоний имамами местных мечетей для организации пятничных молений сзаключенными и обучением их основам «чистого» ислама. Тем временем, имам Джалаабдскоймечети «Айти» АйбекАтиев (один из лидеров местного «Таблиги Джамаат») попротекции А.Закирова получил возможность проводить активную пропагандистскуюдеятельность в исправительной трудовой колонии №10 г. Джалалабада. В результатеболее половины зэков считают себя сторонниками ТД и готовы служить идеям этогодвижения и на свободе" - сообщает в интервью казахстанскомуинтернет журналу Vласть.kz эксперт Виктор Михайлов. 

Немного статистики. По даннымГенпрокуратуры Казахстана, с 2004 года в республике 15 организаций былипризнаны террористическими, 6 - экстремистскими.

С2011 года правоохранители зафиксировано свыше 10 случаев террористическихактов, в которых погиб 21 человек, среди которых 17 сотрудниковправоохранительных органов и спецслужб.

 

Вызывают тревогу два важных фактора.

Во-первых, джихадисты –выходцы из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, участвующие вджихаде на Ближнем Востоке – моджахеды, воют с неверными, там, где прикажут ихполевые командиры. Сегодня – это Сирия, Ирак. А что завтра?

 

Во-вторых, принедостаточности контроля со стороны государства тенденции роста религиозности,неизбежно ведут к исламизации  части населения, чаще всего молодежи. Аэто - с одной стороны повышает шансы вербовщиков для джихада, с другой сторонысоздает условия для исламистского подполья, которое играет роль пятой колонны.

 

Заряженность исламистов-радикалов из ЦАдля похода в регион, под знаменами джихада, при определенныхраскладах, могут быть использованы силами, заинтересованнымив дестабилизации ситуации в ЦА.

Хорошо известно, что денег у этих сил сегодня достаточно, чтобы устроить«маленькую» революцию во многих странах мира и совсем не хочется, что быочередной пожар вспыхнул в регионе.

 

Кирилл Токарев 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение